Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильин Е.П. Психология спорта.doc
Скачиваний:
836
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
3.44 Mб
Скачать

10.3. Формирование уверенности в своих возможностях

А. Ц. Пуни подчеркивает необходимость уверенности спортсмена для формиро­вания готовности к соревнованию. Действительно, как показано В. А. Зобковым, выступление спринтеров было успешным в случае, когда уровень их уверенности в успехе составлял в среднем 70% от максимального (30% он отводит неуверенно­сти спортсмена). В связи с этим он выдвинул тезис об оптимуме уверенности как критерии прогноза успеха спортсмена. Эта уверенность возникает в связи с дос­тижением спортсменом необходимого уровня физической, технической и такти­ческой подготовки.

По данным Г. Е. Леевика (Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. М., 1986) уверенность парашютистов в своих силах имеет различную выражен­ность и степень связи с результатами выступления на соревнованиях. В группах мастеров спорта международного класса эта связь была сильно выраженной, у мастеров спорта -- значительно слабее, а у спортсменов-разрядников достовер­ной связи вообще не обнаружено.

Степень уверенности в успехе определяется:

                  1. объективной трудностью задания:

                  1. уровнем самооценки и уровнем притязаний;

                  1. предшествующим личным опытом;

                  1. возрастом спортсмена, влияющим на оценку ситуации и на самооценку (у подростков при неуспехе сомнение в своих возможностях возникает бы­стрее и сильнее, чем у детей младшего школьного возраста);

                                    1. ситуацией, предшествующей успешному выступлению других членов ко­манды;

                                    1. степенью значимости достигаемого результата (чем больше значимость, тем меньше уверенность).

                    Идеальная интеграция в один конкретный момент всех духовных и физических сил — явление чрезвычайно редкое даже для спортсменов высшего класса, и когда она все же имеет место, результат ее изумляет мир. Примером такой интеграции явился «космический» прыжок в длину Боба Бимона — на 8 м 90 см на Олимпийских играх в Мехико в 1968 г. Очевидно, получилось оптимальное сочетание идеальных условий соревнований с высшей степенью физической готовности и психологиче­ского состояния атлета.

                    Найдиффер Р. Психология соревнующегося атлета. М.: ФиС, 1979. С. 20-21

                    Наличие определенной доли неуверенности свидетельствует об адекватности отражения спортсменом трудностей соревновательной борьбы (силы соперников, неблагоприятных погодных условий и т. п.). В то же время при выраженной не­уверенности, отмечается, как правило, неадекватность мотивационных установок и уровня притязаний спортсменов, что приводит к неполной мобилизации (в од­ном случае из-за того, что спортсмен не считает нужным «выкладываться», а в другом случае потому, что считает такую мобилизацию невозможной или беспо­лезной). Во многих случаях при неуверенности в себе опытные спортсмены соз­нательно суживают свои функции. Известный футболист Валентин Иванов гово­рил: «Если я чувствую неувереннось в себе перед матчем, с самого начала игры я сужаю круг своих функций, стараюсь не брать игру на себя, больше играю на партнеров».

                    Очевидно, соотношение «уверенности/неуверенности» у разных спортсменов индиви­дуально, отсюда и частое появление неожиданных для самого спортсмена рекордов.

                    Чемпионка Олимпийских игр, бегунья на средние дистанции Людмила Брагина рассказывала: «Мы с тренером, составляя план на предварительный забег, расчитыва­ли на результат 4 минут 10 секунд... Перед нынешним чемпионатом я еще не была уве­рена в своей форме и лишь накануне почувствовала, что могу показать хорошие секун­ды. Уже вскоре после начала бега я неожиданно для себя заметно стала превышать запланированный темп. А к концу дистанции поняла, что может быть рекорд» (Совет­ский спорт. 1972. 19 июля). Брагиной вторит и известный в свое время конькобежец Ю. Кондаков: «Понял, что иду на рекорд, лишь в конце забега» (Советский спорт. 1975. 25 марта).

                    Это не означает, что спортсмен, находящийся в состоянии спортивной формы, не понимает, что он готов к показу высокого результата. Но понимание свой го­товности и подготовленности — еще не гарантия успеха, не повод для 100%-ной уверенности, что рекорд состоится или что победа будет обязательно достигнута. Как сказала олимпийская чемпионка по плаванию Г. Прозуменщикова, — с опы­том появляется больше волнений и опасений.

                    Следовательно, придавать чувству уверенности решающее значение при диаг­ностике состояния готовности к соревнованию вряд ли целесообразно. Однако учитывать его, сопоставляя с реальными возможностями спортсмена, полезно, так как оно свидетельствует о мобилизационной настроенности.

ртивной формы, .лмание свой го-■д для 100%-ной ~ьно достигнута, шкова, — с опы-

ачение при диаг-•бразно. Однако т смена, полезно,