Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Димитриева-Миф и литература.rtf
Скачиваний:
71
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
1.39 Mб
Скачать

Тема 3. Мифологические архетипы в литературе XVII−XVIII вв.: проблема выбора умственного или сердечного типов бытия

В литературе XVII в. произошло значительное ослабление традиций мифопоэтики, поскольку ведущее направление искусства, классицизм, приветствовало рациональное, объективное восприятие мира в целом, общества и человеческой жизни. В этот философско-эстетический канон вписывалось осознанное обращение к сюжетам античной мифологии и средневекового национального героического эпоса, трактуемым в ракурсе раскрытия темы долга («Сид» П. Корнеля, «Андромаха» и «Федра» Расина). Тем не менее, мифологический иррационально-бессознательный тип мировосприятия даёт о себе знать в ряде литературных направлений и жанров – в литературе барокко («Жизнь есть сон» П. Кальдерона), классицистических комедиях (комедии Ж. Б. Мольера), сказках (Ш. Перро), лирических произведениях (Дж. Донн), романах («Симплициссимус» Г. Гриммельсгаузена).

Важные духовно-нравственные проблемы ставятся в произведениях названных авторов благодаря воплощению в них моделей мифосознания в разных художественных формах, например: мифологический архетип трикстера (тени) реализуется в образах Дон Жуана (пьесы «Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молины и «Дон Жуан» Ж. Б. Мольера) и Сатаны (поэма «Потерянный рай» Дж. Мильтона); мотива сна присутствует в пьесах «Жизнь есть сон» П. Кальдерона, лирике Дж. Донна; инициационный сюжет испытания разворачивается в романе «Симплициссимус» Г. Гриммельсгаузена, лирике Дж. Донна. Переведённые с бессознательного языка мифопоэтики на язык рационального мышления, духовно-нравственные смыслы, обнаруживаемые в этих произведениях, могут быть выражены в следующих положениях: опасность неразличения зла/вреда и добра/блага в ситуациях, когда зло прельщает человека, «маскируясь» под благо; отношение к житейской суете как сну, за которым после пробуждения (смерти) последует настоящая жизнь; восприятие жизни как пути к становлению подлинных человеческих качеств. Заметим, что духовно-нравственная проблематика в произведениях XVII в., как правило, раскрывается авторами с христианских позиций – в терминологии порока и добродетели, жестокости и милосердия, временной земной жизни и жизни вечной и т. д. 

В литературе XVIII в. преобладал аллегорический подход к мифологии, в частности к мифологии античной. Этот подход заметно сказался и на литературной реализации мифоархетипических образов, мотивов, сюжетов. Например, мотивы дороги/путешествия в английском просветительском приключенческом романе («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта) и в английском романе воспитания («Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна) служат средством аллегорического и сатирического изображения социальной действительности. Социально-критическое преломление мифологические архетипы получают в творчестве Д. Дидро («Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист»).

Наиболее тесную связь с архаической мифопоэтической традицией сохраняют, пожалуй, образы чудаков в английском романе («Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна, «История Тома Джонса, найдёныша» Г. Филдинга, «Приключения Родрика Рэндома», «Приключения Перегрина Пикля» Т.Дж. Смоллетта). Этот тип литературного героя исторически вырастает из архетипа шута и дурака, ранее повлиявшего на систему персонажей фольклорных произведений (сказки) и литературы Возрождения. В контексте жанра плутовского романа, сформировавшегося в предшествующую историческую эпоху, прочитываются также роман Лесажа «Жиль Блаз» и пьеса Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Показательно, что мифопоэтическая традиция более явно реализуется в творчестве авторов-сентименталистов и писателей, близких к этому направлению (Л. Стерн, Г. Филдинг, Т. Дж. Смоллетт). Можно предположить, что этому способствовали философско-эстетические взгляды сентименталистов, состоящие, в частности, в предпочтении интеллектуально-аналитическому осмыслению действительности, свойственному просветителям, её нарочито неразумного, простосердечного приятия, обнаруживающегося, например, в английских романах – в образах героев-чудаков.

Также миф в эпоху Просвещения становится объектом иронии, пародии и интеллектуальной игры. Мифология подвергается критике с позиций просветительских скептицизма и рационализма, в русле «программы» по развенчанию религиозного мировоззрения, в первую очередь – христианского.

Травестия и бурлеск – распространённые в эту эпоху средства критики мифологии и христианства. Например, отождествление христианской религии и мифотворчества характерно для сатиры Дж. Свифта «Сказка о бочке». В творчестве Виланда пародированию подвергаются народные сказки.

В то же время, мышление философов и писателей XVIII в. не лишено мифотворческих черт. Так, по нению Е. Н. Корниловой, создаются просветительский миф о Царстве Разума, просветительские понятия-мифологемы «Свобода», «Равенство», «Братство». В новое мифотворчество вовлекаются политические лидеры эпохи Просвещения: Робеспьер устанавливает культ Верховного существа, провозглашаются мифологизированные новые праздники. Разрушение традиционной («естественной») мифологии и разработка просветительского мифа о роли Разума в положительной эволюции человеческого общества осуществляется в философских просветительских романах («Персидские письма» Монтескье, «Простодушный», «Кандид, или Оптимизм» Вольтера). Для решения этой задачи Вольтер и другие просветители обращаются к традициям восточной культуры, вводя в свои тексты ориенталистские (восточные) мифы и мифологемы (мифологема сада и др.) [61, с. 11].

От аллегорического и критического подхода к мифологии литература XVIII в. начинает освобождаться лишь к концу столетия благодаря писателям-сентименталистам. Формами реализации мифологического сознания в литературе сентиментализма являются идиллический и приключенческий хронотопы в «Сентиментальном путешествии» Л. Стерна, «Юлии, или Новой Элоизе» Ж.-Ж. Руссо. Не обходится сентиментализм и без создания собственных мифов. Таков миф о «естественном человеке», родившийся на страницах произведений Ж.-Ж. Руссо.

Попытки позитивно осмыслить миф и фольклор предпринимает в конце XVIII в. И. Гердер. Фольклорное мышление и фольклорные стилизации («мода» на фольклор) распространяются в предромантизме (песни Р. Бёрнса и «Песни Оссиана» Дж. Макферсона).

Синтез различных линий мифотворчества эпохи Просвещения и предвестие мифопоэтических открытий романтиков обнаруживаются в творчестве одного из значительнейших авторов XVIII-XIX вв. – И. В. Гёте. Фольклорно-мифологические источники явно просматриваются не только в «Страданиях юного Вертера» и «Фаусте» (архетипический мотив дороги и др.), но и в лирических стихотворениях – таких, как «Одно и всё» (циклический мифологический хронотоп, мифологема «смерть-возрождение» и др.), и в целых поэтических циклах, например, в сборнике «Западно-восточный диван» (мифологизация Востока). Античная мифология осмысляется в стихотворении И. В. Гёте «Прометей».

Античные мифологические источники и более древние ритуально-мифологические истоки выявляются также при анализе творчества Ф. Шиллера: в драматургии (трагедии «Дон Карлос», «Коварство и любовь», «Разбойники») и поэзии (стихотворение «Боги Греции» и др.).

Литература для чтения

Мильтон Дж. «Потерянный рай».

Кальдерон П. «Жизнь есть сон».

Донн Дж. Лирика.

Филдинг Г. «История Тома Джонса, найдёныша».

Контрольные задания и вопросы

Объясните, почему мифологическое мировосприятие в XVII в. проявляется особенно отчётливо в литературе просветительского реализма, в классицистической комедии, в барочной литературе, сказках, лирических стихотворениях и романах. Что этому способствует? (Для аргументации ответа вы можете обратиться к теме 2 из раздела 2 и теме 9 из раздела 1.)

Чем определены аллегорический и критический подходы к мифологии и христианству философов и писателей эпохи Просвещения? Назовите философов и писателей эпохи Просвещения – наиболее активных критиков мифологии и христианства.

Абсолютно ли чужды просветительскому сознанию черты мифотворчества? Аргументируйте ответ.

Назовите писателей XVIII-нач. XIX вв., которые обращаются к фольклорно-мифологической традиции как к арсеналу типичных человеческих образов и важных для человека философских духовно-нравственных проблем.