Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Димитриева-Миф и литература.rtf
Скачиваний:
71
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
1.39 Mб
Скачать

Тема 7. Мифологические уроки целостности и полноты бытия в литературе рубежа XIX–XX вв. (реализм и близкие к нему авторы)

Для писателей-реалистов рубежа XIX−XX вв., как и для представителей литературы декаданса и неоромантизма, всплеск интереса к мифологическому типу сознания явился реакцией на динамизм и нестабильность эпохи.

Естественной в этой атмосфере выглядела попытка писателей компенсировать психологическое состояние тревоги за непредсказуемое будущее художественным воссозданием мифологического идиллического хронотопа, который обеспечивает повторяемость, стабильность, вечность бытия. Однако, как показывала современная авторам действительность, идиллический хронотоп в реальной жизни уже не может существовать в его архаических формах: он деформируется и разрушается. Реалистические писатели не могли не заметить этот факт и не отразить его в своём творчестве (романы Э. Золя «Земля», «Жерминаль», роман Ги де Мопассана «Жизнь» и др.).

В реалистической литературе и творчестве близких к ней писателей рубежа XIX−XX вв. создавались произведения, в которых авторы художественно воссоздавали мифологический архетип героической личности, вопреки всем обстоятельствам подающей другим пример духовной стойкости («Легенда о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера, исторические драмы «Воители в Хельгеланде», «Богатырский курган» Генрика Ибсена, драматическая поэма «Бранд» этого же автора).

Ещё одной попыткой удержать распадающийся, как казалось, мир стало создание на основе модели героического мифа нового типа героя – интеллектуала, «рыцаря культуры» – в творчестве А. Франса (философский роман «Преступление Сильвестра Бонара» и др.). Этот опыт, судя по написанным позднее произведениям А. Франса, самим автором не был признан бесспорным: он обнаруживает, что культура и цивилизация, отстаиваемые как оплот гуманизма его «рыцарями культуры» в ранних произведениях, основываются на неких массовых мифах, далеко не всегда гуманистичных, которые общество считает нерушимыми догматами (роман «Остров пингвинов», «Восстание ангелов» и др.). Как следствие этого открытия, в литературе появляются образцы интеллектуального, иронического обыгрывания мифо-архетипических мотивов и сюжетов (пьеса Б. Шоу «Пигмалион», «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролла, роман «Янки при дворе короля Артура» М. Твена и др.).

Ряд авторов рубежа XIX−XX вв. в обращении к общечеловеческим мифологическим образам и мотивам находит возможность для глубокого психологизма, служащего раскрытию подсознания героев. Например, мифо-архетипический мотив поиска героем своего двойника занимает важное место в сюжете новеллы Г. Джеймса «Весёлый уголок», прочитывающейся как история путешествия героя по подсознанию. Результатом увлечения Джека Лондона работами швейцарского психоаналитика и культуролога К. Г. Юнга стал роман «Звёздный скиталец»: в нём писатель интерпретирует пространство и время путешествия героя не как реально протекающие, а как психологически переживаемые, то есть мифологические по своей по природе.

Архетипические переживания и порывы человеческой души являются объектами творческого интереса Стефана Цвейга в психологических новеллах, Райнера Марии Рильке в лирической поэзии, Герберта Уэллса в сказочно-фантастических рассказах. При этом мифологические образы и мотивы, далеко не всегда сознательно реализуемые авторами в творчестве, символически и метафорически передают пафос полноты бытия. Мифологическая картина мира, характеризующаяся цельностью, органичностью и синтетизмом, помогает авторам выразить важную духовно-нравственную истину: жизнь не может приносить человеку удовлетворение, если её смысл сводится только к быту, работе, семье, то есть только к земным, временным ценностям; полнота бытия достигается благодаря их дополнению трансцендентными ценностями, выходящими за рамки существования человека «здесь» и «сейчас», другими словами – имеющими духовную природу.

Естественно, человек должен быть готов к принятию духовных ценностей, и главным условием этой готовности является понимание недостаточности, неполноты имеющегося у него опыта, что возможно только при смирении себя перед лицом непознанного мира духовных понятий и явлений. Такой духовно-нравственный урок может быть извлечён читателем, например, из рассказа Г. Уэллса «Волшебная лавка» и стихотворения Р. М. Рильке «Как мелки с жизнью наши споры…»:

Как мелки с жизнью наши споры!

Как крупно всё, что против нас!

Когда б мы поддались напору

Стихии, жаждущей простора,

Мы выросли бы во сто раз.

Всё, что мы побеждаем – малость.

Нас унижает наш успех.

Необычайность, небывалость

Зовёт борцов совсем не тех!

Так ангел Ветхого Завета

Нашёл соперника под стать –

Как арфу он сжимал атлета,

Которого любая жила

Струною ангелу служила,

Чтоб схваткой гимн на ней сыграть.

Кого тот ангел победил,

Тот правым, не гордясь собою,

выходит из любого боя

В сознаньи и расцвете сил.

Не станет он искать побед –

Он ждёт, чтоб высшее начало

Его всё чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ.

Перевод Б. Пастернака

Показательно, что идея полноты бытия передана Р. М. Рильке не только через мифопоэтическую образность (стихия, необычайность, небывалость, высшее начало), но и через библейские реминисценции: о поражении святого Иакова Ангелом, Божьим Посланником (по некоторым богословским толкованиям, самим Богом), повествует ветхозаветная книга Бытия (глава 32).

Литература для чтения

Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».

Цвейг С. Новеллы

Рильке Р. М. Стихотворения.

Уэллс Г. «Дверь в стене», «Волшебная лавка» и др.

Контрольные задания и вопросы

Назовите реалистических писателей рубежа XIX−XX вв., в творчестве которых глубокий психологизм (раскрытие подсознания героев) достигается благодаря обращению к мифологическим образам и мотивам.

Реакцией на какие явления конца XIX−нач. XX вв. стала тяга реалистических писателей к воссозданию мифологической модели идиллического хронотопа? Какие писатели, кроме реалистических (см. тему 6), также воспроизводили в своих произведениях особенности идиллического хронотопа? Способен ли идиллический хронотоп, как показал художественный опыт литературы конца XIX−нач. XX вв., функционировать в современной авторам действительности? Почему, как вы думаете? В каких произведениях авторами воспроизводится разрушение идиллического хронотопа?

Назовите писателей, в творчестве которых разрабатывался мифологический архетип героической личности, подающей другим пример духовной стойкости.

Объясните, чем вызван интерес А. Франса к типу героя-интеллектуала («рыцаря культуры»).

Определите смысловую функцию, которую выполняют мифо-архетипические образы и мотивы в новеллах С. Цвейга, поэзии Р. М. Рильке, рассказах Г. Уэллса?

Сформулируйте свою точку зрения на вопрос: «Каким образом поражение человека может привести его к победе?» Аргументируйте своё мнение строками из стихотворения Р. М. Рильке «Как мелки с жизнью наши споры…» Какое духовно-нравственное качество, являющееся условием победы человека, так же признается важным в стихотворениях «Песня самой высокой башни» А. Рембо и «Заповедь» Р. Киплинга? (См. тексты стихотворений А. Рембо и Р. Киплинга в предыдущей теме)