Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КРИМИНАЛИСТИКА - СТУДЕНТУ-2015-2016 / КРИМИНАЛИСТИКА-ЛЕКЦИИ, УЧЕБНИКИ и Учебная литература / Практическое руководство по производству судебных экспертиз .doc
Скачиваний:
1190
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
4.64 Mб
Скачать

Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов: научно-практическое пособие

Введение

Глава 1. Процессуальные и организационные основы деятельности экспертных учреждений органов внутренних дел

Глава 2. Средства и приемы работы с доказательствами

Глава 3. Участие эксперта-криминалиста в производстве следственных действий

Глава 4. Участие специалиста в проведении оперативно-розыскных мероприятий

Глава 5. Использование криминалистических учетов, картотеки коллекций в процессе решения задач экспертно-криминалистических подразделений

Глава 6. Назначение экспертизы и стадии ее производства

Глава 7. Экспертизы, выполняемые в экспертных учреждениях органов внутренних дел

Глава 8. Участие специалиста-криминалиста в принятии итоговых решений по уголовному делу

Глава 9. Участие эксперта в судебном заседании

Заключение

Приложение N 1. Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России

Приложение N 2. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации

Введение

Первым криминалистическим специализированным учреждением в России по праву можно считать лабораторию при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты, созданную 11 сентября 1889 г. Е.Ф. Буринским на собственные средства. За первый год ее существования лабораторией было произведено 78 различных исследований, преимущественно рукописей, однако она не могла удовлетворить растущих потребностей в судебно-экспертных исследованиях. Лаборатория просуществовала недолго еще и потому, что попытки Е.Ф. Буринского передать ее на финансирование казне окончились неудачей, и он был вынужден ее закрыть. Но в июле 1892 г. министр юстиции вошел с представлением в Государственный совет о создании аналогичной экспертной лаборатории. Последний принял решение об учреждении должности присяжного фотографа и его помощника и об открытии с 1 января 1893 г. судебно-фотографической лаборатории при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты. Возглавить эту лабораторию было предложено Е.Ф. Буринскому, но он отказался, и ее деятельность очень скоро утратила черты исследовательской. В области исследования документов работа лаборатории выглядела как возврат к каллиграфической экспертизе, за что была подвергнута Е.Ф. Буринским резкой критике.

6 июля 1908 г. учреждается Сыскное отделение полиции, при котором открываются первые в России антропометрическое бюро и бюро фотографии.

Характерный для периода промышленных революций рост преступности побудил правительство принять решение о создании специального учреждения научно-судебной экспертизы. 19 января 1912 г. Министерство юстиции внесло представление в Государственную Думу об учреждении Кабинета научно-судебной экспертизы при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты. 30 января законопроект представляется в Государственную Думу. Закон был принят и утвержден царем 28 июня 1912 г. Кабинет начал функционировать с 1 января 1913 г.

В январе 1913 г. состоялось открытие аналогичных кабинетов научно-судебной экспертизы в Москве, а еще через год - в Киеве и Одессе.

В 1916 г. (1-9 июля) на 1-м съезде экспертов-криминалистов в Петербурге были подведены итоги деятельности кабинетов. В работе съезда приняли участие управляющие кабинетами научно-судебной экспертизы, их помощники, а также судебные следователи, физики, биологи, химики, судебные медики. Все сделанные на съезде доклады основывались на экспертной и научно-исследовательской работе сотрудников кабинетов и свидетельствовали о возросшем научном уровне экспертных исследований в России.

В последующие бурные годы революции и Гражданской войны судьба кабинетов сложилась неодинаково. В первые дни Февральской революции при пожаре здания Петроградского окружного суда был уничтожен Петроградский кабинет. Деятельность Московского кабинета прекратилась в 1918 г. Некоторую работу в области графической и баллистической экспертиз, технического исследования документов продолжали выполнять Киевский и Одесский кабинеты, но и они находились в плачевном состоянии и поддерживались лишь благодаря энтузиазму сотрудников.

15 февраля 1919 г. Коллегия НКВД РСФСР по докладной записке начальника Центрального управления уголовного розыска приняла решение об организации при нем Кабинета судебной экспертизы. В докладе Центророзыска обосновывалась необходимость образования центра, который "руководил бы, контролировал работу на местах, разрабатывал бы с научной стороны постоянно поднимаемые жизнью вопросы, одним словом, был бы советчиком и консультантом по этой важной и крайне ответственной отрасли милиции. Только в сотрудничестве с представителями науки будет всегда во всеоружии и на правильном пути дело Уголовного розыска, только при таких условиях оно будет развиваться, совершенствоваться".

Кабинет начал функционировать с 1 марта 1919 г. Его заведующим был назначен П.С. Семеновский. В 1921 г. кабинет был реорганизован сначала в Бюро научно-технической экспертизы, затем в Научно-технический подотдел Центророзыска и, наконец, в 1922 г. - в Научно-технический отдел. В губернских уголовных розысках организуются в это время фотографические лаборатории, а к 1928 г. - научно-технические подразделения. 1929 и 1930 гг. ознаменовались появлением научно-технических кабинетов в районных аппаратах уголовного розыска.

В 1940 г. научно-технические подразделения были выведены из уголовного розыска, а с 1948 г. стали самостоятельными подразделениями милиции. В 1945 г. при НТО Главного управления милиции НКВД СССР создается Научно-исследовательский институт криминалистики, который был преобразован в 1956 г. во ВНИИ милиции (в настоящее время - ВНИИ МВД России). В тот же период начинается организация научно-технических подразделений городских и районных ОВД.

Создание научно-исследовательских институтов криминалистики и судебной экспертизы (последние были созданы в системе Минюста) благотворно повлияло на развитие основ судебной экспертизы, расширение ее возможностей и совершенствование экспертной практики, что немедленно сказалось на уровне использования специальных знаний в следственной и судебной практике. Стало быстро расти число проводимых институтами экспертиз. Значительное место среди объектов исследования занимали документы, огнестрельное и холодное оружие, пятна крови, волокна и др.

Развитие научно-технической службы продолжалось: создавались новые подразделения, появлялись лаборатории различного профиля, углублялись процессы специализации по видам экспертиз.

В 1964 г. службы криминалистики, оперативной, вычислительной, специальной техники и связи в ОВД были объединены в оперативно-технические подразделения. Жизнь показала, что такое объединение не способствовало повышению эффективности работы криминалистических подразделений, и в 1981 г. в составе милиции была образована экспертно-криминалистическая служба.

В условиях формирования правового государства и демократизации судопроизводства экспертно-криминалистическая служба приобретает особое значение, становится важнейшим звеном обеспечения объективности раскрытия и расследования преступлений и, в конечном счете, укрепления гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан и государства. В связи с этим в 1993 г. служба была выведена из состава милиции и ныне действует в качестве самостоятельной службы ОВД, правда, с 2011 г. в составе полиции.

Этот краткий исторический обзор позволяет не только проследить становление и развитие экспертно-криминалистической службы в системе ОВД, но и уяснить, что в своем развитии служба прошла ряд этапов, прежде чем сложилась ее сегодняшняя процессуальная и организационная самостоятельность.

В то же время следует подчеркнуть, что успешного использования криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений можно добиться лишь тогда, когда следователи работают в тесном контакте с оперативно-розыскными службами и экспертно-криминалистическими подразделениями. В утвержденном Указом Президента РФ от 23.11.1998 N 1422 Положении об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации установлено, что в соответствии с возложенными на них задачами органы предварительного следствия, реализуя свои основные функции, в том числе "организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность".

Такой подход является особенно оправданным, если учесть показатели, характеризующие состояние преступности в России в 2009-2010 гг.

"Рис. Состояние преступности в Российской Федерации"

Однако, несмотря на некоторое снижение в 2010 г. уровня преступности, в России за это время совершено 684 347 тяжких и особо тяжких преступлений.

Особую тревогу вызывает то, что 307 тыс. таких преступлений остались нераскрытыми, а общая раскрываемость составила 54,2%.

В связи с тем что в России около 90% всех уголовных дел расследуется следователями ОВД, это напрямую сказывается на нагрузке экспертно-криминалистических подразделений.

Экспертно-криминалистические подразделения ОВД в 2010 г. приняли участие в 1492 тыс. осмотрах мест происшествий, провели 1347 тыс. экспертиз и 1113 тыс. исследований.

По сравнению с данными за 2000 г., опубликованными в первом издании руководства "Эксперт", объем работы по всем выше приведенным показателям увеличился на 15-20%.

Но если на значительное число совершаемых в Российской Федерации преступлений и увеличение объема следственной и экспертной работы можно в определенной мере реагировать увеличением штатной численности сотрудников следственных и экспертных подразделений, то в повышении эффективности раскрытия и расследования преступлений многое зависит от профессионального уровня сотрудников ОВД, участвующих в этом процессе.

Хотелось бы отметить одну тревожную тенденцию. Как показывает практика, в судах каждый шестой потерпевший и каждый четвертый свидетель отказываются от ранее данных ими показаний*(1). Мотивы таких отказов различны. В этих условиях уместно вести речь, прежде всего, о пополнении доказательственной базы за счет расширения круга материальных носителей доказательственной информации (это процесс закономерный, связанный с совершенствованием исследовательской техники). На это обратил внимание министр внутренних дел РФ генерал армии Р.Г. Нургалиев в своем докладе на расширенном заседании коллегии. Он подчеркнул: "Значительный вклад в раскрытие и расследование преступлений вносят и экспертно-криминалистические подразделения. С использованием созданных автоматизированных лабораторий по идентификации голоса, ДНК-анализа, автоматизированных дактилоскопических информационных систем в прошлом году получена доказательственная база по 75% расследованных уголовных дел".

В последнее десятилетие ЭКЦ МВД России были подготовлены и изданы учебные пособия по осмотру места происшествия, проблемам взаимодействия следователя с экспертом при производстве следственных действий, а также различные справочники ("Следы на месте происшествия", "Экспертизы, выполняемые в органах внутренних дел" и др.). Значение этих работ для следственной и экспертной практики очевидно, однако следует отметить, что в них рассматриваются лишь отдельные проблемы экспертной деятельности и, конечно же, не охватываются в комплексе все стороны организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений ОВД. Восполнить этот пробел, как нам представляется, и должно предлагаемое "Практическое руководство для судебных экспертов и специалистов".

В книге рассматриваются процессуальные и организационные основы деятельности экспертно-криминалистических подразделений ОВД; средства для работы с доказательствами; участие эксперта-криминалиста в производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; использование криминалистических учетов, картотек и коллекций в проверке объектов. Особое внимание уделено практическим вопросам, связанным с назначением экспертизы, стадиям ее производства, экспертизам, выполняемым в экспертных учреждениях ОВД. Новыми, на наш взгляд, здесь являются материалы, посвященные возможному (по решению следователя) участию эксперта в подготовке принятия решений по уголовным делам, а также участию эксперта в судебном заседании. Кроме того, впервые системно изложены вопросы деятельности экспертно-криминалистических подразделений с учетом современных законодательных и ведомственных нормативных актов.

Работа написана авторским коллективом, в состав которого вошли практические работники и ученые-криминалисты ОВД и других ведомств, связанных в первую очередь с экспертной деятельностью.

Хочется надеяться, что предлагаемая вниманию читателей работа будет полезна экспертам не только ОВД, но и других ведомств: Минюста России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России, ФСКН России, ФТС России, а также практическим работникам следствия и органов дознания всех правоохранительных органов, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений. Практическое руководство окажет помощь судьям, прокурорам, адвокатам, сталкивающимся в своей практической деятельности с такими проблемами, как назначение экспертиз, оценка выводов эксперта и т.п. Изложенными в настоящей работе рекомендациями могут воспользоваться преподаватели, слушатели и студенты юридических образовательных учреждений и факультетов, а также руководители следственных и экспертных аппаратов на местах - при проведении занятий в системе служебной подготовки.