Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильин - Дифференциальная психология профессиона....doc
Скачиваний:
180
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
4.5 Mб
Скачать

10.3. Психологические особенности артистов цирка

Цирковое искусство разнообразно по своим жанрам. Специфика каждого из «их требует проявления различных способностей, а следовательно, и различных за­датков, в качестве которых выступают типологические особенности проявления свойств нервной системы.

В работе Н. Е. Высотской с соавторами (1974) показано, что для акробатов-темповиков, жонглеров и иллюзионистов характерны слабая нервная система, высокая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над тормо­жением по «внешнему» балансу. Эта типология полностью соответствует харак­теру их деятельности, связанному с быстротой движений — их ведущим качеством. М. К. Акимова (1974) также полагает, что высокая лабильность и подвижность нервных процессов способствуют овладению навыками жонглирования.

Для силовых акробатов, гимнастов и джигитов характерны другие типологи­ческие особенности: слабая нервная система, инертность возбуждения и уравно­вешенность нервных процессов по «внешнему» балансу. Инертность возбужде­ния служит задатком хорошей двигательной памяти (для гимнастов и джигитов), а слабая нервная система — базой для проявления высокой чувствительности (что особенно важно для силовых акробатов, у которых большую роль играет удержа­ние равновесия).

У канатоходцев и эквилибристов обнаружены слабая нервная система, подвиж­ность нервных процессов, уравновешенность по «внешнему» балансу и преоб­ладание торможения по «внутреннему». Последнее обеспечивает устойчивость позы тела, так как пробу Ромберга на статическое равновесие лучше выполняют лица с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу, а не с уравнове­шенностью и тем более не с преобладанием возбуждения.

Своеобразна типология у клоунов. Наличие у многих из них большой и сред­ней силы нервной системы, инертности нервных процессов создает основу для высокой работоспособности в течение длительного времени. Очевидно, это свя­зано с тем, что клоунада — единственный жанр циркового искусства, представи­тели которого выступают с короткими сценками в течение всего многочасового представления.

В целом же, преобладание у артистов цирка слабой нервной системы оправда­но тем, что она способствует проявлению артистизма, а преобладание у них воз­буждения или склонности к этому по «внешнему» балансу содействует эмоцио­нальности выступлений.

10.4. Психологические особенности актеров

В ряде исследований актеров и студентов, обучающихся актерскому мастерству, выявлены типичные для них личностные характеристики.

Известно, что эмоциональность — одно из важных профессиональных качеств артистов, особенно актеров драматических театров. Они должны изоб­ражать эмоциональные переживания своих героев, а это требует от них соб­ственного глубокого сценического переживания, которое, по данным А. П. Ер­шовой (1968), зависит от эмоциональной возбудимости и реактивности, а также от богатого чувственно-конкретного воображения. В ее исследовании было вы­явлено, что у подростков, наиболее способных к актерскому творчеству, было более выраженное увеличение амплитуды КГР и частоты сердечных сокраще­ний в ответ на мысленное представление эмоционально окрашенной ситуации.

По данным В. В. Близновой и М. Н. Шевцова (1977), студенты отделения те­атральной режиссуры имеют более высокий нейротизм и, следовательно, большую (ударение на «о») эмоциональную нестабильность, чем студенты университета.

Н. П. Алексеев с соавторами (1983) показали, что студенты театрального вуза, успешно овладевающие основами актерской профессии, характеризуют­ся значительно большей эффективностью управления КГР (ее произвольная активация и произвольное угашение) с помощью мысленного представления эмоционально окрашенных ситуаций. В то же время авторы отмечают, что высокая эмоциональная реактивность сама по себе не является показателем актерской одаренности или профессионального мастерства. Скорее, важна умеренная эмоциональная реактивность, но при высокой эмоциональной ла­бильности.

Лица, занимающиеся актерским творчеством, намного полнее и более дифференцирован­но отражали внешний облик других по сравнению с испытуемыми-инженерами. Элемен­тов, составляющих этот облик, они отметили в 2,9 раза больше, чем инженеры. Описывая эти элементы, различных признаков в них они указали в 8,5 раза больше, чем испытуемые из группы инженеров. На особенности мимики они обращали внимание в 2,1 раза чаще, чем инженеры, на особенности оформления внешности - в 2,4 раза чаще и на особенности физической наружности они указывали в 4,5 раза чаще, чем инженеры. Столь же значитель­ными оказались различия между актерами и инженерами, когда были сравнены характери­стики, которые они давали личностным особенностям других людей. Испытуемые-актеры отмечали особенности речи в 2,5 раза чаще, указывали на память и воображение характе­ризуемых в 2,7 раза чаще, чем инженеры, Чаще группы испытуемых-неактеров они пробо­вали определить кругозор описываемых людей, прогнозировать их творческие возможности и дать общую личностную оценку каждому. В то же время актеры значительно реже, чем неактеры, пытались определить отношение к труду и степень развития воли у характеризу­емых лиц.

Сравнение содержания образов, а также понятий, которые формируются при познании са­мих себя у лиц, занятых актерским творчеством и, наоборот, от него далеких, также выяви­ло наличие заметных различий между этими группами испытуемых. Испытуемые-актеры отметили различных элементов в своем внешнем облике в 5,85 раза больше, чем инжене­ры. Признаков, относящихся к этим элементам, они называли в 10,6 раза больше, чем ин­женеры. На особенностях своей физической наружности они остановили свое внимание в 5,9 раза чаще, на характеристиках экспрессии - в 3,7 раза чаще и на оформлении собствен­ной внешности - в 1,9 раза чаще, чем испытуемые-инженеры.

Раскрывая различные стороны в собственной личности, актеры употребляли для их обо­значения в 4,2 раза больше психологических терминов-понятий, чем испытуемые из группы инженеров. У испытуемых-актеров (особенно у опытных актеров) по сравнению с группой инженеров проявилась способность более четко и точно «схватывать» инди­видуальное своеобразие каждого из предложенных им для оценки людей (в том числе и их самих).

БадалевА А, 1972. С. 26-27.

В. И. Кочнев (1986) выявил ряд особенностей эмоциональной реактивности более успешных студентов актерского отделения по сравнению с менее успешны­ми. Первые характеризовались более высоким исходным уровнем эмоциональной активации и менее выраженной тенденцией к увеличению этого уровня после удара током. Они же характеризуются большей амплитудой и меньшим временем КГР на воображаемый удар током. У них наблюдалось большее соответствие ам­плитуды реакции на воображаемый удар током амплитуде реакции на действи­тельный удар током.

А. Н. Доценко и Б. В. Тихонов (1989) выявили личностные особенности ус­пешных и неуспешных студентов-актеров. Успешные характеризовались боль­шей интеллектуальностью, импульсивностью, смелостью, направленностью на себя, высокой тревожностью и стрессонеустойчивостью, интровертированно-стью. Неуспешные были более уравновешенными, менее тревожными, стрессо­устойчивыми, общительными.

По данным Л. Г. Брылевой (1983), драматические актеры отличаются высокой доминантностью (ведут за собой зал) и неозабоченностью условностями и нор­мами общества, а также самоконтролем как возможностью актуализации вовне созданных внутри образов.

В результате исследования актеров драматического театра Т. В. Пахомова (1998) дала их психологический портрет. Представителям актерской профес­сии свойственны чувствительность, тревожность, общительность, экспрессив­ность в общении и выражении эмоций, стремление к успеху у зрителей и при­знанию критиков и коллег, реализации своих потенциальных возможностей. Им присущи эмоциональность, развитое воображение, заразительность, ориги­нальность мышления.

Л. О. Исмайлова (1999) выявила у актеров по сравнению с людьми технических профессий повышенную личностную тревожность и эмоциональную неустойчи­вость (нейротизм). Эмпатийность тоже больше выражена у актеров, но суще­ственные различия выявлены только между группами мужчин. Между актера­ми-мужчинами и актерам и женщинами различий по эмпатии нет, а тревожность выше у женщин.

Поведение актера в процессе переживания роли (особенно в эмоционально напряженных, конфликтных сценах) характеризуется сравнительно низким уровнем организации с точки зрения обстоятельств роли и одновременно - предельно высокой адекватностью по от­ношению к задаче, стоящей перед ним как субъектом деятельности. Выявляется хорошо ощутимое противоречие между эмоциональным состоянием актера как изображаемого персонажа и высокоадаптивным поведением его как субъекта творческого процесса, как художника.

Это противоречие и послужило основанием знаменитого «Парадокса об актере» Дени Дид­ро, явившегося первой в истории театральной психологии да конца последовательной по­пыткой «снятия» отмеченного противоречия. Дидро ограничивал роль переживаний началь­ным этапом работы над образом. Актер должен переживать на репетициях, при подготовке роли, при ее обдумывании. Это необходимо для понимания характера, действий и мотивов сценического героя. Когда актер все понял и нашел рациональным путем способы сцени­ческой передачи материала, он должен полностью разрядиться от переживаний, ибо они не только больше не нужны, но и являются профессиональной помехой. «Чувствительный че­ловек теряется при малейшей неожиданности» (1939. С. 48), тогда как актер на сцене - это «механизм», заранее настроенный на совершение соответствующих действий, поступков в строго предопределенном виде и последовательности.

Пожалуй, с наиболее серьезной критикой основных положений «Парадокса об актере» вы­ступил А. П. Ленский. Несостоятельность «Парадокса», по его словам, заключается в том, что Дидро принимает наличие большого самообладания за отсутствие способности к глу­бокому переживанию и не замечает того, что великие актеры крайне чувствительны и одно­временно отличаются большой волей и самообладанием. «Абсолютное отсутствие чувства, также как и крайняя чувствительность без самообладания, делают человека совершенно непригодным для сцены. Но крайняя чувствительность при полном самообладании делает актера великим» (Ленский А. П., 1894. С. 82).

КочневВ. И., 1988. С. 109.

По данным В. С. Ошмариной (2000), актеры по сравнению с представителя­ми других профессий проявляют большую подверженность чувствам, более впе­чатлительны, обладают широкой палитрой чувств, у них более выражено стрем­ление постоянно отслеживать свои эмоции и чувства и, несмотря на это, их поведение более экспрессивно.

Таким образом, во всех исследованиях показана большая эмоциональность, тревожность, впечатлительность, экспрессивность, эмоциональная неустойчи­вость актеров.

По данным, полученным Зив (Ziv, 1984), для артистов-юмористов характер­ны тревожность, депрессия, низкая самооценка и интроверсия.