Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ekon_konsul-bilety-k_vydache-na-30.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
3.36 Mб
Скачать

1. 11 Концепция предельной полезности как сущности стоимости товаров. Значение для практики теорий стоимости (ценности) товаров

Австрийская школа предельной полезности выдвинула следующие основные положения.

Первое положение. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами вещи. Полезность - это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного продукта в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага - это понимание человеком зна­чения потребляемой веши для его жизни и благосостояния.

Второе положение. Полезные блага подразделяются на два вида:

а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают ценными для себя, ибо они имеются в таком из­бытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребно­стей;

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насы­щения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.

Третье положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользо­ваться, постепенно уменьшается так что наконец наступает насыщение.

Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съе­дает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба, до тех пор пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

Основатели австрийской школы экономической теории стремились придать закону убывающей полезности всеобщее значение.

Четвертое положение. Ценность благ определяет предельная полезность, т. е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовле­творяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Если предельная полезность достигает «точки насыщения», то человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи. Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность. Такое состояние пресыщения известно многим людям, подрывавшим свое нормальное самочувствие и здоровье.

Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «зги пас», то предельная полезность вещи снижается, Когда «запас» уменьша­ется, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказыва­ется на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») иена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предель­ного продукта».

Концепция предельной субъективной полезности имеет свою внут­реннюю логику Ее можно представить в краткой формуле: потребитель (покупатель) — субъективная полезность — ценность блага — предельная полезность - рыночная цена. Так, по-видимому, можно оценить товарно-рыночные отношения со стороны потребителя (покупателя).

Однако теория предельной полезности не вполне соответствует хозяйственной практике и содержит внутренние противоречия. Вот несколько подтверждений этого.

Во-первых, рыночный обмен одного товара на другие блага предполагает установление их меновой стоимости. Но если каждый товаровладелец и покупатель имеет свою субъективную оценку полезности продуктов, то все такие оценки, естественно, не совпадают. Тогда становит­ся невозможно определить меновую стоимость и общую рыночную цепу товаров.

Во-вторых, закон убывающей полезности не является универсальным. Он проявляет свое действие в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище). Такие вещи имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон скорее всего неприменим подавляющей массе товаров — многочисленным непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства.

В-третьих, свойственная концепции предельной полезности трактовка редкости и ограниченности благ, по существу, игнорирует современный прогресс. Между тем, современный прогресс техники и технологии способен во многом преодолевать ограниченность природных факторов производства.

Ознакомление с двумя учениями о товаре и его свойствах позволило нам подойти к пониманию того, насколько они полезны для хозяйствен­ной практики.

Теории стоимости (ценности): каково их значение для практики

В рассмотренных выше учениях имеется ряд положений, правильно ориентирующих хозяйственную практику. К ним, на­пример, относятся следующие утверждения, которые характеризуют то­варный обмен как реально существующее единство противоположных сторон:

  • приобретаемые покупателем блага имеют лично для него ценность, поскольку удовлетворяют его потребности. Неслучайно в совре­менной хозяйственной практике широко развит маркетинг — дея­тельность фирм, позволяющая, в частности, лучше учитывать субъ­ективные запросы и предпочтения потребителей. Покупателю предоставляется все больше возможностей выбирать наиболее подходящие лично для него блага;

  • товары имеют созданную трудом стоимость (издержки труда и ма­териальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получени­ем продавцом суммы денег;

  • величина стоимости и ценность товара прямо зависят от качества веши и ее редкости.

Любопытно и поучительно то, что авторы экономике считают прак­тически приемлемым разработанный английскими классиками полити­ческой экономии принцип сравнительного преимущества. Чтобы опреде­лить, выгодно ли производить товары в определенной стране или ввозить из других государств, экономисты сравнивают затраты ресурсов, в том числе труда (в часах рабочего времени) на изготовление одинаковых из­делий.

Подобный же принцип позволяет определить эффективность произ­водства в сопоставляемых странах.

Но представители рассматриваемых нами учений не смогли найти сколько-нибудь убедительный ответ на вопрос о том, как можно измерять величину стоимости или ценности благ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]