Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнические проблемы современности (вып. 7_2001)...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
3.51 Mб
Скачать

Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика

Мультикультурализм как идеология и практика функционирования и развития поликультурного общества представляет на современном этапе социальный эксперимент, результаты которого во многом определят в обозримом будущем принципы деятельности международного сообщества по решению этнических проблем современности. Элементы мультикультурализма присутствуют в идеологии и социальной практике многих стран, но нигде они пока не сложились в работающую систему.

Одной из тяжелейших проблем совре­менной России является трагическое обострение межэтнических конфлик­тов. Наиболее остро эта проблема проявляется на Северном Кавказе. Од­ним из серьезных препятствий на пути стабилизации этнических отноше­ний как в регионе, так и в стране в целом является отсутствие позитивного образа межэтнических отношений в общественной идеологии и обществен­ной психологии. Между тем такой образ - исключительно важный эле­мент поликультурного общества, который присутствует в идеологии боль­шинства многонациональных стран. Для преодоления подобной ситуации могут быть использованы принципы мультикультурализма, которые приобретает все больше сторонни­ков в мире и успешно сочетаются с идеей интеграции.

Каждое полиэтничное, многокультурное общество должно в качестве одной из важнейших иметь цель формирования у своих членов взаимного признания и уважения взаимодействующих этнических и культурных сообществ навыков и умений межкультурной коммуникации. Проблема социальной политической и этнокультурной стабилизации в России не может быть решена без выработки и пропаганды новых форм толерантности между этническими и культурными группами как внутри государства, так и на международном уровне. Эта задача стоит прежде всего пе­ред наукой, средствами массовой информации, учреждениями культуры, образовательными учреждениями всех уровней.

Реализация данного подхода в рамках изменений, происходящих в общественном сознании, может вне­сти значительный вклад в решение проблемы этноконфликтной напря­женности в России и на Северном Кавказе, поскольку в его рамках должна прово­диться работа по расширению знаний о представителях иных народов, формированию взаимной терпимости и готовности к продуктивному ме­жэтническому и межкультурному взаимодействию. В настоящее же время этническое возрождение в России приводит к отказу от универсализма в официальной коммуникации вообще и в обра­зовании в частности, что опасно для будущего страны, так как затрудняет интеграцию ее народов в мировое сообщество. Потребности в более вы­соком уровне специализации и профориентации приводят к увеличению количества универсальных элементов в культуре. С другой стороны, процесс этнического возрождения повышает интерес к этнокультурным ценнос­тям. Эта тенденция также может носить прогрессивный характер, но только в тех случаях, когда она не ведет к этнокультурной изоляции и росту чувства национальной исключительности. В свете вышесказанного изучение идеологии и практики мультикультурализма, возможности применения его принципов к российским реалиям и к условиям Северного Кавказа представляется весьма актуальным, так как за последнее десятилетие в сфере общественного сознания субъектов Российской Федерации наметился значительный крен в сторону этнизации культур. Мультикультурализм как идеология и практика социального согласия и межэтнической, межкультурной толерантности в условиях российской действительности представляется одним из возможных путей снижения межэтнической напряженности.

Концепция информационной культуры, активно развивающаяся в последние годы, выдвигает идею сочетания, динамического равновесия глобаль­ной информационной культуры с мультикультурами различных этносов, наций, национально-государственных образований. Концепция информа­ционной культуры становится теоретической основой идеологии и поли­тики мультикультурализма, активно проводимой правительствами, обще­ственными движениями и партиями многих стран и регионов. Этими про­блемами все активнее занимаются и международные организации. Так, например, ЮНЕСКО придает большое значение разработке теоретичес­ких аспектов политики мультикультурализма. В России инициатором разработки концепции информационной культуры и политики мультикультурализма стал известный философ Л.В.Скворцов. В трактовке этого автора мультикультурализм - это осмысленная и разра­ботанная политика, выражающаяся в систематическом ответе на возника­ющее в современном мире культурное и этническое многообразие; поли­тика, включающая образовательные, лингвистические, экономические и социальные компоненты, а также специфические институциональные и информационные механизмы. Эффективность политики мультикультура­лизма во многом определяется созданием механизмов включения групп этнического меньшинства в реализацию политики, созданием возможнос­ти принятия ответственности, созданием возможности принятия ответ­ственности за решения, которые относятся к их общественной жизни. Политика мультикультурализма базируется на принципах равенства, свободы выбора и партнерства. Считается, что эти принципы дают эф­фект интеграции (взаимовыгодного взаимодействия при сохранении свое­образия). Не вызывает сомнения, что уверенность в своей собственной позитив­ной групповой идентичности может дать основания для уважения других групп, для понимания и «принятия» других надо уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценном и позитив­ном значении и чаще вступать в контакты с другими, отличными от нее культурами. Таковыми видятся известные на сегодняшний день состав­ляющие формулы межкультурной толерантности. Для претворения этой формулы в жизнь в социальном законодательстве полиэтнических государств должны подчеркиваться выгоды плюрализма, а представление о непомерно дорогой социальной и личностной цене этнических преду­беждений и дискриминации должно быть сформировано у каждого граж­данина. Мультикультурализм как идеология социального согласия и ме­жэтнической, межкультурной толерантности приобретает в этом случае особое социальное и политическое значение. Принципиально важным является то, что тема мультикультурализма охватывает весь спектр со­циальных, этнокультурных, политических проблем, которые возникают в динамично изменяющихся современных обществах. Тема мультикуль­турализма также самым тесным образом связана с проблемами федерализма.

В современной отечественной обществоведческой литературе заявленная проблема еще только начинает рассматриваться, в то время, как на Западе она имеет уже сложившуюся историю изучения. В опубликованных к настоящему времени работах феномен муль­тикультурализма рассматривается преимущественно с социально-философской, морально-этической или политико-правовой точек зре­ния. Между тем эти весьма важные подходы недостаточно полно охва­тывают круг вопросов, затрагивающих такую тему, как «потенциал идеологии мультикультурализма в гармонизации межэтнического взаимодействия». В связи с этим в необходимым представляется взгляд на мультикультурализм как на социальный, эт­нокультурный и политико-идеологический феномен, прежде всего, через призму современных процессов этнического возрождения и глобализации. Именно этническое возрождение в совокупности с демографическими, политическими факторами - тот катализатор небла­гоприятных тенденций, которые определяют внутреннее развитие со­временных национальных государств, международной социальной сис­темы в целом. Наряду с этим мультикультурализм рассматривается мною как продуктивная идеология и политика стабилизации отноше­ний между большинством и меньшинством в государствах как мультинациональных, так и мультиэтнических. В данном контексте значимы как собственно инструментальные - социально-технологические средства, так и меры, направляемые на трансформа­цию политических и правовых систем соответствующих национальных государств. Важность изучения темы мультикультура­лизма, обсуждаемой в академических кругах, политических дискуссиях и средствах массовой информации США, Австралии и Западной Европы, обуслов­лена также и тем, что в отечественной научной традиции этот феномен известен небольшому кругу специалистов и, соответственно, не имеет необходимого инструментального научного значения. Между тем, мультикультура­лизм как идеология и политика межэтнического согласия име­ет особое значение для стран полиэтнических. Обсуждение этой темы в современной России, переживающей период межэтнической и, шире, социальной дезинтеграции является важным и своевременным.

Термин «мультикультурализм», а также ряд концепций, научных подходов, им определяемых, получил развитие по преимуществу в за­падных социальных науках - в США, Австралии, Канаде, Западной и Северной Европе. Здесь наряду с другими понятиями, такими, как этничность, этническая и национальная идентичность, нация, этническая среда, национальные меньшинства, широко используемыми для изуче­ния современных этносоциальных процессов, мультикультурализм уже более двух десятилетий находится в центре внимания академических, политических и общественных дискуссий. Особенно заметно интерес к проблемам мультикультуральных или полиэтнических обществ проявился в европейских странах в 1970-80-е годы. Тема мультикультурализма, вопросы этнокультурной плюрализации индустриально развитых стран мира, ее последствий для националь­ных обществ стали проникать в эти десятилетия из североамериканской и австралийской научных традиций в социальные науки Западной и Се­верной Европы. В отличие от послевоенного периода развития западных социальных наук, когда понятийно-терминологический аппарат этниче­ской социологии разрабатывался в них довольно слабо, а ученые, по мне­нию Ф. Хекмана, едва ли хотели что-либо слышать о таких темах, как народ, нация, этнос, этнические меньшинства и межэтнические отноше­ния (1), утверждая, что время теории этноса еще не наступило, в 1980 - начале 1990 г. стало очевид­ным, что этничность, этнос, мультикультурализм и другие родственные им категории представляют собой важные социологические феномены, определение сущности которых стало центральной задачей социальных наук для понимания новейших этносоциальпых процессов и явлений. Так, например, на рост популярности термина «мультикультура­лизм» указывает такой факт: в 1981 г. в ведущих американских массовых изданиях он встречается всего 41 раз, а в 1992 г. «мультикультура­лизм» был употреблен в соответствующем контексте уже 2000 раз (2). На рубеже 1980-1990-х годов мультикультура­лизм включается в специальные словари по социологии и философии и рассматривается как важнейшая научная категория. В самом общем виде мультикультурализм определяется как особая форма интегративной, либеральной идеологии, посредством которой полиэтничные, поликультурные национальные общества реализуют стратегии социального согласия и стабильности на принципах равно­правного сосуществования различных форм культурной жизни. Ее важным элементом является принцип социального равенства или недискриминации. В мультикультуральной перспективе либерализм выступает «не как защита свободы вообще», а как принцип защиты и поддержки своего общества (3), входящих в его состав культурных, языковых, этнических групп на том основании, что их гражданская принадлежность определяется в демократических, ли­беральных государствах, исходя не из членства в культурном или этни­ческом сообществе, сообщество, в таком случае, лишь форма, в кото­рой вырабатываются основы солидарности общества, а по факту принадлежности к политическому образованию. Цен­тральной в мультикультурализме является идея гармоничного взаимо­действия разных этнических и культурных групп населения в культур­но-плюралистическом обществ. Кроме того, важными темами научных дискуссий, которые прово­дятся в рамках концепций мультикультурализма, являются:

  • обсуждение проблем этнокультурной плюрализации нацио­нальных обществ и связанной с ней трансформации национальной идентичности, изменение подходов к изучению проблем нации;

  • анализ причин и механизмов этнической дифференциации об­ществ;

  • этнизация социальных структур, общественной жизни в целом в кризисные периоды развития национальных государств;

  • исследование межэтнических конфликтов, возникающих как между этническими и иными группами меньшинств, так и между на­циональным большинством и меньшинствами за перераспределение властных и иных ресурсов;

Каждое из указанных направлений анализа этносоциальных, этнополитичсских процессов и явлений имеет свой особый ракурс трактовки мультикультурализма, свои специфические, локальные перспективы его использования для решения конкретных задач в определенных сферах общественной жизни. В связи с таким, довольно широким охватом на­учных проблем, исследовательских и прикладных задач мультикультурализм, по справедливому замечанию М. Вивиорки, довольно трудно поддается точному определению (4). В социальных науках существуют, по крайней мере, два уровня по­нимания мультикультурализма:

  • демографический, сущность которого со­стоит в описании изменений демографических и этнокультурных пара­метров национальных обществ, происходящих как вследствие внутрен­них, так и внешних причин;

  • идеологический, в рамках которого обсуждаются концепции на­циональных идеологий, например, полиэтнического национализма в Австралии, культурной коммуникации, межкультур­ного взаимопонимания, соответствия и различий ценностей, норм, мо­рали контактирующих между собою этнокультурных общностей, на­циональных меньшинств и национального большинства.

Эти ракурсы рассмотрения могут представлять интерес в поиске путей построения этнокультурного и этнополитического диалога народов Северного Кавказа. В российской научной литературе пока нет исследований раскрывающих потенциал идеологии и практики мультикультурализма в процессе предотвращения межэтнического противостояния, а между тем российская региональная культурная политика нуждается в механизмах формирования межкультурной толерантности.