Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнические проблемы современности (вып. 7_2001)...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
3.51 Mб
Скачать

Примечания

1. .Исаев М., И6рагимбейли Х.М. Зона высокого напряжения: (О причинах осетино-ингушского конфликта: Высказывания). // Российские вести. 1993. 21 мая. С.2.

2. А.Г. Здравомыслов Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. - М., 1998. С. 28.

Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования

Военное образование развивается посредством противоречивого взаимодействия двух основных культурных тенденций. Во-первых, своим генезисом оно обязано этнокультуре. Эта зависимость сохраняется сегодня и, по всей видимости, будет иметь место в обозримом будущем. Трудно не заметить связи российского военного образования с национальной культурой, с менталитетом народа, с укоренившимися традициями в отношении к ратному делу. Во-вторых, военное образование не может не быть ориентировано на общемировые достижения военного искусства и военной науки, на современные образовательные технологии, передовой опыт в подготовке военных профессионалов, освоении вооружения и боевой техники.

Таким образом, с одной стороны, военное образование вбирает в себя наиболее передовые технологии (модели) подготовки военных кадров и не является исключительно феноменом этнокультуры. С другой стороны, этническая составляющая содержания военного образования жизненно необходима для его существования.

Учитывая объективную необходимость наличия обеих тенденций для оптимального развития военного образования, организаторы данного социокультурного процесса призваны избегать увлечения реализацией лишь одной из них, искать формы и методы устройства военно-образовательного процесса, в которых бы наиболее гармонично были представлены обе отмеченные тенденции.

Если исходить из того, что формирование личности происходит посредством включения человека в конкретную систему общественных отношений, то представляется, что именно этот процесс выступает в качестве базового при формировании определенной культуры. Подобный подход позволяет рассматривать образование как процесс изменения отношений в системе «человек - мир культуры – мир природы».

В процессе военного образования формируется совокупность социально-значимых отношений, традиционно присущих людям, избравшим своим жизненным поприщем служение Отечеству.

Прежде всего, военным образованием формируется патриотизм как мировоззренческое отношение. Данное отношение утверждается на основе этнокультуры. «Дух армии, - отмечал И.А. Ильин - не международный, а национально-патриотический» (1). Военное образование должно способствовать формированию желания лучшего для своей страны, принятия ее со всеми ее достоинствами и проблемами в форме воинской верности, готовности к обеспечению ее безопасности. Непреходящее значение формирования патриотического отношения для развития этнокультуры заключается в аксиоме: чтобы сохранялись условия для созидания необходимо, с одной стороны, чтобы известная часть этноса дала присягу воинского служения Отечеству. С другой стороны, собственно созидание этнокультуры невозможно без устойчивой внутренней связи с духовными основами этноса.

Патриотическое отношение основывается на любви к Родине. Любовь к Родине – это и состояние души, и содержание духа, и связующее, объединяющее, консолидирующее чувство, выступающее как мобилизующее начало, актуализирующее и приумножающее духовные силы человека.

Любовь к Родине возникает из непостижимой сферы взаимодействия человека с миром, причем так же естественно, как и другие определенные явления реальной действительности (например, цветение деревьев, смена времен года и т.п.) и не требует каких-либо искусственных усилий. Напротив – чем искусственнее процесс воспитания чувства любви к Родине, тем менее развитым, устойчивым, глубоким оно оказывается. Следовательно, основным принципом формирования патриотизма следует считать естественность (органичность) расширения взаимосвязи человека с окружающей его культурной, социальной, природной средой. Средствами развития патриотического отношения правомерно считать: приобщение человека к родной культуре, природе; присутствие человека при событиях, связанных с утверждением духовных и материальных ценностей этнокультуры; посещение объектов, представляющих уникальность, неповторимость, непреходящую мировую значимость достижений этнокультуры; встреча с отечественной культурой и природой, как их духовное приятие и восторжение ими; диалог как духовная связь внутреннего мира личности с ценностным миром этноса.

На основе патриотического отношения в процессе военного образования формируются отношения социальной ответственности, прежде всего за судьбу этноса, его призвание. Социальная ответственность предполагает как способность и готовность человека сознательно и самостоятельно взять обязательства по защите Родины, так и принять общественную оценку (политическую, правовую, нравственную и др.) результатов своей деятельности.

этнокультурой определяется специфика отношений социальной ответственности военнослужащего. В этнической традиции России среди различных видов ответственности на первом плане исторически доминировала моральная ответственность воина. В моральной ответственности обнаруживается не столько принятие личностью ценностей этнокультуры, сколько взаимное доверие между обществом и его вооруженными защитниками, предполагающее обязательность поведения на основе совести. Важно подчеркнуть, что «долженствование от совести» является высшим видом ответственности российского военнослужащего.

Идея моральной ответственности гражданина за судьбу своей страны является духовной основой правовой ответственности, выражавшейся до недавнего времени в конституционном положении о всеобщей воинской обязанности как почетном долге каждого. Относительная самостоятельность правовой деятельности государства, ориентирующаяся не только на этнокультуру, но и на политические идеи и интересы, может способствовать тому, что в законодательстве правовые формы служения Отечеству могут, как соответствовать этнокультурной традиции, так и не соответствовать ей. В частности, есть основания к рассмотрению службы по контракту в Российской Армии как правовой формы иной этнокультуры. Военное образование, с одной стороны, также подчинено правовой регламентации (в которой не всегда правильно учтена специфика отечественной культуры), с другой стороны, оно призвано развивать моральную и правовую ответственность на духовной основе этнокультуры. Данная особенность отмечалась неоднократно. И.А. Ильин, подчеркивая принципиальное различие в образовательных процессах в прусской и русской армиях, замечал, что в Германии побои солдат составляли «чуть ли не как основу дисциплины». В России Петр запретил бить солдат. Суворов был убежден, что действиями воина должны руководить не шпицрутены, а совесть, воля, инстинкт и «только при таких условиях он будет на воинской высоте» (2).

Военное образование программно формулирует социальные требования (культурное задание этноса) к вооруженному защитнику Отечества. Восприятие личностью этих требований образует внутреннюю основу мотивации ответственного поведения военнослужащего в различных, в том числе и экстремальных, условиях воинской деятельности.

Другим важным отношением, формируемым в процессе военного образования, является отношение профессионализма. Необходимость рассмотрения этого отношения определяется, в частности, тем, что в современных исследованиях качественных параметров общества сегодня отмечается наличие такой негативной составляющей подобных характеристик, как «неспособность к конкретной практической работе» (3). Устранению подобного положения призвано способствовать профессиональное образование.

Посредством военного образования решается задача подготовки военнослужащего до уровня квалифицированного и умелого выполнения повседневных и особых профессиональных обязанностей и функций. Развитие человека в процессе военного образования должно приводить к воплощению освоенных им культурных ценностей в деятельности по служению Родине. Именно в военной практике реализуется культурное призвание военнослужащего. «Идея культурного призвания, - подчеркивал В.С. Соловьев, - может быть состоятельной и плодотворной только тогда, когда это призвание берется не как мнимая привилегия, а как действительная обязанность… как служение». (4).

Интегрирующим духовным отношением, формируемым в процессе военного образования, является отношение понимания (понимание военнослужащим своего мировоззренческого положения, политического, правового и морального статуса). Для понимания характерно духовно-практическое освоение объекта, предполагающее приобщение обучаемых к этнокультурной составляющей исторического опыта людей, профессионально занимающихся военным делом.

Содержание военного образования в значительной степени обуславливается пониманием этносом войны. Закономерно стремление этноса продвинуться в понимании войны дальше других этносов и на этой основе постоянно обновлять систему подготовки военных кадров. Распространение понимания войны на военное образование – один из главных принципов его организации.

Таким образом, этнокультурное содержание пронизывает основные виды формируемых в процессе военного образования отношений: патриотизма, ответственности, профессионализма, понимания.