Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнические проблемы современности (вып. 7_2001)...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
3.51 Mб
Скачать

Часть IV. Альтернативы

Калинин Б.А.

Эволюция идеи войны в культуре

Идея - одна из наиболее сложных философских категорий, раскрывающих глубинные основы существования и смысла широкого круга явлений. Идеи, развивающие культуру, участвующие в становлении человечества, возникают из желания объяснить мир и сделать его более совершенным. В направлении реализации этого главного духовно-практического значения идеи открывается перспектива ее теоретико-культурологического анализа.

По происхождению идея войны конкретно исторична. Первыми ее культурными фор­мами были мифологическая и религиозная идеи войны. Утверждение в массовом сознании мифологической и религиозной идей войны происходило в ситуации, для которой было ха­рактерно господство сверхестественного объяснения естественных явлений. В силу этого опыт войн не мог получить должного осмысления, исходя из природных и социальных при­чин. Война связывалась с действиями определенных богов и по сути субстанционализирова­лась.

Рождение философской идеи войны произошло в процессе дальнейшего духовного и практического развития человечества. Новый опыт войн и возросшие возможности человека в оценке реальности способствовали появлению первоначальных философских представлений о войне и об ее идее.

Философская идея войны возникла в процессе философского осмысления мира, оформления философской картины мира, рождения фундаментальных философских идей -бытия, развития, противоречивости и т.п. Связь с данными идеями определила место и роль идеи войны в культуре. Наиболее общий смысл, привносимый идеей войны в культуру, был заключен в определении войны как начала, активно преобразующего мир.

В философии с самых древних времен производящее начало войны стало рассматри­ваться в дихотомии «природное - общественное», указывающей на два новых, не характер­ных для мифологических и религиозных представлений, источника активности войны. Дан­ная дифференциация во многом определила тот факт, что философская идея войны как фено­мен культуры появляется одновременно в двух противоположных по смысловому содержа­нию видах - идее онтологизации и идее функционализации войны.

Идея онтологизации войны, связывая войну с природным производящим началом, не­подвластным человеку, ориентирует культуру на необходимость социального творчества с учетом постоянства существования института войны. Данной идеей начинает созидаться тип культуры, для которого стало характерно придание войне статуса субстанционального явле­ния, представление ее в связи с фундаментальной противоречивостью мира вообще, с объек­тивной конфронтационностью биологических и социальных отношений, с атрибутивной аг­рессивностью свойств человеческой натуры.

Идея функционализации войны связывает войну с социальной активностью человека, его деятельностью по преобразованию и обновлению мира, а главное - предполагает наличие у людей определенной свободы в отношении производства войны.

Идеей войны (в обоих ее видах), с одной стороны, констатируется конфронтационная основа социальной жизни, с другой стороны, определяется возможность изменения данной основы. В идее феномен войны предстает не только как состояние высшей степени конфрон-тационных отношений, но и как насилие, используемое с надеждой изменить характер этих отношений, социально обновить мир.

Конфронтационный характер социальных отношений, передаваемый идеей войны, от­ражается в наиболее типичных формах массового сознания - милитаристском, пацифистском, оборонном.

Милитаристское сознание, абсолютизируя отношения «друг - враг», построено на уве­ренности в войне как универсальном средстве социального обновления. Духовной основой милитаристского сознания выступает идея онтологизации войны. Данной идеей задается ви­дение мира, в котором военное насилие субстанциализируется и становится безусловно леги-тимным.

Пацифистское сознание имеет различное идейное содержание.

Пацифизм, ограничивающий борьбу против войны исключительно словесным возму­щением ею исходит из идеи онтологизации войны. Несмотря на известную ограниченность, пацифизм такого вида является реальной формой миротворчества, при которой состояние ми­ра рассматривается как объективный результат войны. Пацифистское сознание, имеющее в своих истоках идею онтологизации войны, не замыкается исключительно в духовной сфере. Оно оказывает влияние на практическую жизнь человечества формированием мировоззренче­ской установки на защиту мира как результата войны, исходя из неизбежности последней, на приоритет ценностей миролюбия, обеспечиваемого военно-силовыми средствами.

Иной идейный фундамент пацифистского сознания рождает иную форму пацифизма. Возникновение пацифистского сознания на основе идеи функционализации войны привело к развитию практики пацифизма. Осознание того обстоятельства, что при реализации данной идеи человек получает не только свободу слова, осуждающего войну, но и возможность практического выбора в вопросах войны и мира, оказало влияние на переход от отдельных действий в защиту мира к массовому пацифистскому движению. Появились новые формы миротворчества (массовые антивоенные манифестации, определенные официальные полити­ко-правовые действия, направленные против войны), позволившие усилить борьбу против войны за счет сближения позиций общественного и так называемого официального пацифиз­ма.

Изменилась ли культура миротворчества с утверждением в жизни новой идейной осно­вы пацифизма?

Пацифизм, идейной основой которого явилась идея онтологизации войны, исторически развивался при доминировании в межгосударственых отношениях агрессии и как следствие этого - преобладании в политической культуре агрессивного сознания.

Пацифизм, исходящий из идеи функционализации войны, предполагает для своего раз­вития такие общественные изменения, при которых возникает реальное противостояние, с одной стороны, духовности, основанной на агрессивном сознании, с другой стороны, духов­ности, сформированной оборонным сознанием. Альтернатива «агрессивное - оборонное» ха­рактерна для доядерной эпохи. С появлением оружия массового уничтожения постепенно ме­няется соотношение агрессивной и оборонной составляющих в массовом сознании. В связи с реально обозначившейся угрозой самому существованию человечества оборонное сознание становится доминирующим. Нужно признать, что миротворчество, реализуемое в условиях доминирования оборонного сознания, предполагает большую в сравнении с предшествую­щим историческим этапом развития (при преобладании агрессивного сознания) стабильность мира, но не исключает насилия из механизма его поддержания.

В условиях, когда сфера социальных значений войны начала заметно сужаться, идея функционализации войны становится духовной основой нового пацифистского сознания. В нем идея войны приобретает несвойственный ей прежде антивоенный характер и направлена против войны.

Таким образом, эволюция идеи войны логически сопровождается изменениями в массо­вом сознании, направленными на закономерный переход от агрессивного сознания к оборон­ному, а от него - к антивоенному сознанию. Данная зависимость может служить основанием для важного в теоретическом и практическом отношении вывода: пацифистское сознание, культура миротворчества обусловлены как реальной социальной динамикой (в том числе из­менениями в характере войны), так и эволюцией идеи войны.