Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнические проблемы современности (вып. 7_2001)...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
3.51 Mб
Скачать

Примечания

1 Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. №6. С.33

Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии

В последние 10 – 15 лет на территории России активизировались геополитические и этнические процессы. Это в первую очередь было связано с падением биполярной модели политического мироустройства. Изменение геополитической ситуации в мире привело к тому, что геополитический облик самой России сильно изменился. Во-первых, из мировой державы она превратилась в региональную, что повлияло на изменение отношения к ней всего мира. Во-вторых, из ее состава вышли все союзные республики, которые ранее составляли защитную геополитическую оболочку России. В- третьих, это привело и к изменению во внутригосударственном административно – территориальном делении государства. Наряду с этим активизировались этнические процессы, которые были отчасти следствием, а отчасти – причиной этих изменений.

Главным участником геополитических процессов является государство. Государственная стратегия, направленная на достижение желаемых интересов, зависит в первую очередь от собственных внутригосударственных возможностей, которые обусловливаются рядом факторов. Любое государство, в том числе и Россия, характеризуется географическим и геостратегическим положением, количественным и качественным составом населения, экономической системой, политическим режимом и т. д. Все эти составляющие государства взаимосвязаны между собой и изменение одной из них сказывается на изменении всех остальных. Но при какой–либо смене обстоятельств эти составляющие проявляются по-разному и в неодинаковой степени. Это зависит, во-первых, от того, что явилось причиной изменений и, во-вторых, от специфических черт каждой из составляющих. От того, как функционирует каждая из составных частей государства, зависит его уровень развития и благополучия.

При характеристике происходящих геополитических процессов, как в мире в целом, так и в частности в России, нельзя игнорировать национальную дифференциацию человечества, тем более, что все больше народов стремятся к национальному самоутверждению и самоуправлению, к превращению в самостоятельные субъекты политической жизни.

Во времена СССР национальному вопросу не придавалось особого значения. Национально-территориальное размежевание было делом второстепенным. Еще Ленин в 1917 году говорил, что для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций. В актах, провозглашающих существование национальных автономий и определявших их границы, были заложены противоречия: многие титульные нации изначально оказывались в рамках «своей» государственности национальным меньшинством. Такая ситуация сохранялась на протяжении многих десятилетий. В результате, к началу 90-х годов в России и Казахстане большинство населения, представленное русскими, не имело своей национальной государственности. С другой стороны, в РСФСР оказалось немало федеральных субъектов с минимальным количеством «статусного» населения. Приведенный пример говорит о том, что для полного понимания геополитической ситуации как в России, так и в любом другом государстве нельзя упускать из виду национальные и этнические факторы. Этнический (национальный) образ как всей планеты в целом, так и отдельных стран, является одной из важных геополитических констант. Государства, выступающие главными действующими силами в геополитике, являются целостными и относительно самостоятельными организмами со своими интересами. Национальные и этнические факторы обуславливают как возникновение и существование государств, так и содержание их интересов. По этой причине государственное конституирование этнических, национальных общностей выступает как одна из тенденций геополитического развития мира. Этничность несет в себе этатистское содержание, а также выступает фактором жизнеспособности государства.

Существует мнение о том, что при планировании государственной стратегии политическими элитами учитывается национальный и конфессиональный состав населения. Многие государства, устанавливая связи с другими государствами, учитывают наличие в них зарубежных этнических сородичей. Если же они пренебрегают такими связями, то возникают проблемы внутреннего плана. В подтверждение сказанного можно привести пример, что Россия после развала СССР в первую очередь начала тяготеть к восстановлению связей с Белоруссией и Украиной, в которых большинство населения, как и в ней самой, составляют славянские народы. Тем более что, все три государства испокон веков были объединены общей культурой и принадлежали к одной конфессии. Еще один пример: Россия в армяно-азербайджанском конфликте более склонялась в сторону Армении, т. е. сторону не мусульманского государства, а христианского. Из этого следует, что национальные группы являются предметом политики, причем на разных уровнях: глобальном, региональном, субрегиональном и государственном. О значении этнического фактора в геополитике свидетельствует и тот факт, что воздействие одного государства на другое осуществляется путем вмешательства в национальные вопросы других государств. Геополитически соперничающие силы в борьбе за реализацию своих интересов часто опираются на национальные меньшинства других лагерей, возбуждая и поддерживая в них сепаратистские настроения. Примером этого могут служить отношения России с Чечней на начальном этапе их развития. Как мы помним, Чечня во главе с Дж. Дудаевым стремилась к монополии в контроле над Северным Кавказом, чему, естественно, активно стало сопротивляться российское руководство. Один на один Чечня не могла бороться с Россией, поэтому стремилась приобрести поддержку народов всего Северного Кавказа. Для этого она стала сеять в ряде северокавказских республик сепаратистские антироссийские настроения. И надо сказать, это дало определенный эффект, вследствие чего российская государственность на Северном Кавказе несколько пошатнулась.

Для нормальной жизни нации одним из важнейших условий является наличие национального государства. Но как известно, невозможно, чтобы каждая национальность имела собственную государственность. В результате исторического и геополитического взаимодействия народов возникло около двухсот государств. А это значит, что около 90% народов проживает в многонациональных государствах, не имея собственной государственности. Нет возможности, чтобы все народы конституировались в самостоятельный политический организм. Этому способствует ряд причин, например, малая численность одних и большая дисперсность расселения других народов. Постсоветское пространство населяют более 150 этносов, из них 32 насчитывают от 10 до 100 тыс. человек, более 40 – менее 10 тыс., а 9 коренных народов – менее одной тысячи. Численность многих народов показывает, что они просто физически не в состоянии создать собственное самостоятельное государство. Из этого следует, что количественные параметры общности влияют на возможность создания собственной государственности. И для того, чтобы иметь национальную свободу необязательно какой-либо общности находиться в рамках политической самостоятельности. Тем более, что племенное деление никогда не совпадало с государственным, наоборот, малые народы всегда выживали благодаря присоединению к крупным народам. Если бы все национальные меньшинства создали свои государства, то это привело бы к появлению многих тысяч экономически слабых суверенитетов. В таких условиях человечество не смогло бы существовать продолжительное время, поэтому территории расселения этносов нигде не совпадают полностью с государственными границами.

Тем не менее, тенденция суверенизации являлась основным признаком развития общества в ХХ веке. А с распадом биполярной системы процессы, связанные с государственным конституированием народов, получили новый толчок в своем развитии. Возродились идеи прав наций на самоопределение и демократию, а вместе с тем, и всевозможные идеи национализма. В государственности сегодня многие видят гарантии сохранения и развития народа как целостного самобытного образования со своей системой ценностей и приоритетов. Несмотря на то, что в мире не существует «этнически чистых» наций, многие этнические группы проявляют высокую активность в защите и реализации своих национальных интересов.

Сегодня в мире большинство государств имеют титульную нацию и национальные меньшинства. Такая этнодемографическая ситуация была, в частности, на территории СССР. Среди всех новых независимых государств, возникших на постсоветском пространстве, нет ни одного однонационального. А в некоторых государствах численность титульной нации равна или меньше, чем других его составляющих народов. Нет и такой национальности, которая проживала бы полностью в пределах названного ее именем государства.

Конец ХХ века ознаменовался для России интенсивным ростом процесса регионализации, которая уже стала негативно сказываться на параметрах геополитического пространства страны. Регионализация привела к тому, что автономные части Российской Федерации стали приобретать ориентацию на кооперацию с регионами, находящимися по другую сторону государственной границы. Это может привести к расчленению России на сферы экономического и культурного преимущественного влияния. В связи с регионализацией остро встают гносеологические проблемы национальной идеи и национального сознания. Адекватному познанию мира мешают идеологические штампы, существовавшие много десятилетий. Идеологическое противостояние капитализма и социализма между Западом и Востоком позволило на время законсервировать в них развитие самоидентификационных процессов. Но по окончанию «холодной» войны не было ни победителей, ни побежденных. Ни американским, ни советским политикам не доставил чувства удовлетворения развал СССР, так как он привел не только к кризису государственности на постсоветском пространстве и в Европе, но и обозначил глобальный мировоззренческий кризис. С исчезновением противостояния Восток – Запад не исчезли ни межгосударственные, ни межнациональные противоречия. Оказалось, что помимо идеологического противостояния существует более глубинная основа для глобальных и локальных конфликтов. Кроме того, этнизация современных общественных и политических процессов стала результатом недооценки рационалистическими философскими и социологическими концепциями объективных факторов теории и практики человеческого познания и самопознания.

Общечеловеческое существует в его национальных проявлениях, поэтому следует признать, что национальное сознание – существенный и объективный фактор в развитии человека и общества. Национальное и интернациональное связаны отношениями не соподчинения, а взаимопроникновения, поэтому нельзя наделять интернационализм положительной оценкой, а национализм -отрицательной.

Во всех регионах России и бывших союзных республиках процессы национальной самоидентификации начинались с определения национальных культурно-исторических приоритетов. Это говорит о том, что национальное сознание имеет культурную обусловленность. Сама культура, базируясь на социальных, экономических и политических субстратах, является субстратом для социальных, экономических, этнических и других парадигм общественного сознания. Расщепление, регионализация национального сознания обуславливается, как культурно-историческими процессами, так и сложной политической, экономической, экологической, демографической и др. обстановкой.

Образование независимых государств, возникновение в некоторых республиках серии вооруженных конфликтов повлияли на и без того сложную демографическую картину на постсоветском пространстве. Население областей, краев и республик приобрело еще более выраженную этническую мозаичность. Полиэтничность регионов, расширяющаяся из-за интенсивной миграции, становится предпосылкой для экономической многоукладности территорий и формирует свой ряд особенностей национального сознания. По экономическим интересам стали разделяться даже люди, принадлежащие к одной национальности.

Рост национального самосознания в регионах России связан не только с экономической ситуацией внутри страны, но и с мировой тенденцией к этнизации общественной жизни. Реально этносознание выражается в форме национализма, который может играть регрессивную или прогрессивную роль лишь в конкретно-исторических условиях. При этом важнейшей характеристикой национального сознания является историческая память. Например, в ряде регионов на усиление этнической напряженности оказала влияние память народов, репрессированных в сталинские времена. К таким народам относятся чеченцы, балкарцы, ингуши и др.

Одним из главных субъектов, как геополитических, так и этнических процессов является национальная элита, выступающая от имени своего народа. История уже показала, что удовлетворение политических амбиций национальных элит, которые стремятся к национальной государственности под флагом превращения своих народов в нации, в основном плохо заканчиваются для самих же народов. Этнократические элиты, держа курс на возвышение титульных этносов, производят замену кадров на национальные, что увеличивает миграцию славян из ряда республик: Тувы, Якутии, Северной Осетии и др. Дискриминация русских в национальных республиках может вызвать обратный эффект, который способен проявиться в возрождении шовинизма. Следствием этого могут оказаться столкновения на этнической почве. Такая опасность более велика в тех республиках, где русские составляют значительную часть населения.

Общественное сознание состоит из субстратов, которые взаимопроникают друг в друга. Национальное сознание проявляется в конкретных действиях наций и по-разному выражается в кругу компактного проживания этноса и в дисперсной группе. Оно просыпается, когда возникает угроза существованию этноса как культурно-исторической общности. Мнимость или реальность этой угрозы часто возбуждают неадекватные обстоятельствам национальные чувства.

Одним из важных элементов национального сознания является понятие «национальное сообщество». Этот элемент в российском менталитете подвергся наиболее ощутимым трансформационным воздействиям. Развал СССР повел за собой разрыв русского этноса на несколько частей. Из-за вынужденной миграции у русских формировалось негативное отношение к соседним народам. Авторитет русских, как титульной нации, сильно пошатнулся.

В суверенных республиках с начала 90-х годов подъем самосознания обусловил появление сепаратистских настроений, тенденцию отождествлять себя с не общероссийским, а в рамках национально-территориального образования, национальным сообществом. Между тем, понятие «национальное сообщество» имеет качественные различия в развитии этнизации общественного сознания в зависимости от региона. В государственно-территориальных образованиях – областях – обострение национальных чувств вызывается лишь внешними обстоятельствами. А в национально – территориальных образованиях на национальное сознание большую долю влияния оказывают внутренние процессы, связанные с самоопределением. Испытанием на прочность общероссийского самосознания стала повальная диаспоризация населения, связанная ранее лишь с дальним зарубежьем. Этнизация общественно-политических процессов вызывает осложнения в межгосударственных отношениях, что тоже влияет на этносознание.

С понятием «национальное сообщество» тесно связано понятие «этнопространство», которые в определенной ситуации могут частично или полностью совпадать по содержанию. Понятие «этнопространство» подразумевает под собой территорию, в пределах которой народ идентифицирует себя как национальную общность.

Спекуляции на «территориальную» тему несут в себе культурно-цивилизационную опасность. Но существует еще один аспект этой проблемы – военно-политический. В частности, отказавшись от ядерного оружия, Украина и Казахстан получили со стороны России и США надежные гарантии своей территориальной целостности.

Попытку жесткого обособления бывших республик от России вряд ли можно считать разумной, ведь отношения не сводятся только лишь к нерушимости границ и сохранению территориальной целостности государств. Более того, попытка превращения государственных границ в межцивилизационные барьеры несет в себе негативный заряд.

Одним из элементов этносознания является категория «национальное единство», в которой сливаются категории «национальное сообщество» и «этнотерритория». Национальное единство выступает в этносознании в виде представлений о наличии тех или иных возможностей для путей к развитию и процветанию. Категория национального единства нередко приобретает центробежные проявления, выражающиеся в областном, республиканском, окружном сепаратизме.

В национально-этнических взаимодействиях особую роль играют такие понятия как «меньшинство» и «большинство». Данные категории употребляются в зависимости от ситуации, то есть любое «меньшинство» всегда находится в определенном отношении к некоторому «большинству». В социально – политическом контексте вопрос о меньшинстве есть вопрос о взаимном восприятии тех, кто считает себя «меньшинством», и тех, кто считает себя, или является на самом деле «большинством». В национально-этнических взаимоотношениях важно иметь в виду исходное неравенство между теми и другими. Национальное самосознание малых и крупных этнических групп развивается по-разному, и это нужно учитывать.

Группа национальных меньшинств, имеющих свою государственность за пределами бывшего СССР, составляет 0,86 % населения Российской Федерации. На территории России самыми многочисленными национальными меньшинствами являются украинцы – 4,4 млн. человек и белорусы – 1,2 млн. человек.

Исходя из структуры национального сознания, можно сделать вывод, что влияние государства на самосознание народа может быть только опосредованным. Роль государства должна ограничиваться созданием условий (социальных, экономических и т. д.) для существования народов. Этнос – это объект и субъект национального сознания и самопознания, поэтому его нельзя рассматривать только в качестве объекта государственного управления.