Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
modern_communication.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
1.66 Mб
Скачать

Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша

Анализ политических концептов является одной из наиболее актуальных задач политической лингвистики. Мы полагаем, что в современных условиях особое значение приобретают проблемы применимости моральных оценок к политическим действиям. Поэтому, как представляется, концепты зло и evil можно считать ключевыми для современной российской и американской политической картины мира, репрезентируемой, прежде всего, национальным политическим дискурсом.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что этические концепты зло и evil при функционировании в политическом дискурсе дополняют имеющиеся национально-культурные особенности признаками, обусловленными современной политической ситуацией в стране, курсом внешней политики, общими тенденциями развития человеческой цивилизации.

Концепты зло и evil, функционирующие в политическом дискурсе, являются мегаконцептами, объединяющими определенный набор частных концептов. В качестве совпадающих в двух культурах выступают концепты терроризм, экстремизм, политический режим, власть, политические выборы, война, коррупция, негативные экономические процессы, негативные социальные процессы, наркотики и моральное зло. Специфическими частными концептами в русской политической картине мира являются государство, законы, преступность, реформы, бизнес, чужие культурные традиции, в американской – торговля людьми.

При описании концептуализации зла были рассмотрены три составляющие концептов: понятийная, образная и значимостная.

Понятийная составляющая концептов представлена через фреймовую структуру, сконструированную на основе теории семантических ролей, поскольку зло в дискурсе описывается через ситуацию «причинение зла». При совпадении структуры фрейма (общего набора слотов) различия обнаруживаются в характере их вербальной репрезентации в русских и американских СМИ. Сопоставив содержание всех слотов фреймовой структуры мегаконцептов зло и evil, мы пришли к выводу о том, что данные концепты имеют общие концептуальные признаки, обусловленные особенностями политического климата современного мира – терроризмом и политико-религиозными конфликтами. Однако в ходе исследования выявлено немало отличий в признаках концептов, отражающих специфические факторы, наиболее значимые в период 2001-2006 годов для конкретной страны. Для США – это война в Ираке и позиция политических партий, для России – действия властей, коррупция, экономические проблемы, неблагоприятный социальный климат в стране.

Анализ политического дискурса позволяет определить особенности концептуализации зла в России и США. В обеих лингвокультурах зло концептуализируется как ситуация, при которой целью отдельных политических деятелей является причинение психологического и физического вреда обществу. Как для русских, так и для американцев причинами данных действий являются как субъективные факторы, так и объективные. Общими результатами для обеих стран являются межэтнические конфликты, сопровождающиеся политическими, экономическими, людскими потерями. Данная ситуация как в российском, так и в американском дискурсе рассматривается в качестве стимула к объединению усилий государственных деятелей и служб, общества в целом, отдельных государств и международных организаций для ответных реакций на совершенное зло. Характер ответных действий русских и американцев (мирные или насильственные) находится в прямой зависимости от источника зла.

Образная составляющая выявляется в процессе анализа концептуальных метафор политического дискурса. Именно рассмотрение метафорических моделей способствует выявлению особенностей объективации абстрактного феномена зла в различных конкретных образах, отображающих универсальное и специфическое в восприятии зла национальным сознанием. В качестве общего способа репрезентации исследуемых концептов используются метафорические модели «зло – военный противник», «зло – растение», «зло – вещество», «зло – страна». Также выделены метафорические модели, отражающие особенности национального характера. Так, американцы более расположены рассматривать зло как реальный объект в отличие от русских, которые нередко изображают зло в виде сверхъестественного существа.

Значимостная/ ценностная составляющая концептов указывает на их место в современной картине политического мира. Зло является общечеловеческой антиценностью, оппозицию которой составляет добро. Концепты зло и evil в настоящее время приобрели большое значение в связи с изменениями культурных, национальных, религиозных и политических факторов. Это проявляется не только в значительной словообразовательной продуктивности и большом количестве лексико-семантических вариантов лексем-имен концептов, но и в создании идеологем («evil empire»/ «империя зла» и «axis of evil»/ «ось зла»), в частом использовании имени концептов для психологического воздействия и манипуляции обществом.

В заключении отметим, что не только национальный язык, но и политический дискурс накладывает определенные особенности на способы концептуализации зла.

© Тихонова С.А., 2009

Филатова К.Л.

Екатеринбург, Россия