Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
modern_communication.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
1.66 Mб
Скачать

Литература

Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учеб. пособие/ В.Е. Чернявская. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 136 с.

Arnold, Judith (2007b): Das Abstimmungsplakat als deliberative Redegattung Begründung der klassischen Rhetorik als text- und bildanalytischer Zugang. Zürich, 24.02.2007 http://www.arsrhetorica.ch/Abstimmungsplakate-03.pdf

© Фоминых С.С., 2009

Халатян А.Б.

Ставрополь, Россия

Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе

1. Многочисленные исследования речевого общения, в том числе и в рамках персуазивного дискурса, подтверждают, на наш взгляд, предположение о том, что «речевая коммуникация – это стратегический процесс, базисом для него является выбор оптимальных языковых ресурсов» [Иссерс 2008: 10]. В монографии «Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации» А.П. Чудинов рассматривает коммуникативную стратегию как «планирование в максимально обобщенном виде», коммуникативную тактику – как «конкретные способы реализации стратегии» [Чудинов 2003: 48]. О.Л. Михалёва под коммуникативной стратегией понимает «план оптимальной реализации коммуникативных намерений, учитывающий объективные и субъективные факторы и условия, в которых протекает акт коммуникации и которые, в свою очередь, обусловливают не только внешнюю и внутреннюю структуру текста, но и использование определенных языковых средств» [Михалёва 2009: 45]. Для реализации выбранной коммуникативной стратегии используется определенный набор тактик, или конкретных этапов, предопределенных «интенцией говорящего», эксплицированных «совокупностью приемов, обусловливающих применение языковых средств» [ibid.]. О.Н. Паршина считает, что при рассмотрении причин, предопределяющих выбор коммуникантом речевых стратегий, следует учитывать конечную цель коммуникации, которую ученый понимает как «прогнозируемое искомое, как представление о результате, который должен быть достигнут по отношению к адресату» [Паршина 2007: 11].

2. Для изучения особенностей реализации коммуникативных стратегий в политическом дискурсе на основе методики случайной выборки нами было выделено по три текста предвыборных выступлений кандидата на пост президента нашей страны от партии «Единая Россия» Д.А. Медведева и кандидата на пост президента США от демократической партии Б.Х. Обамы. Все речи были произнесены коммуникантами во время президентских кампаний 2008 года, что свидетельствует о единстве тематической направленности отобранных текстов и идентичности коммуникативных интенций политиков. В настоящей работе мы опираемся на предлагаемую О.Н. Паршиной систему классификации коммуникативных стратегий и тактик, как наиболее релевантную целям нашего исследования.

3. Проанализировав тексты выступлений, мы обнаружили, что к числу наиболее частотных коммуникативных тактик, представленных в текстах выступлений российского политика, относятся: тактика отождествления, тактика солидаризации с адресатом, обеспечивающие реализацию стратегии самопрезентации; тактика признания существования проблемы, тактика акцентирования положительной информации, тактика разъяснения, тактика рассмотрения проблемы под новым углом зрения, тактика указания на путь решения проблемы, являющиеся специализированными в использовании коммуникантами информационно-интерпретационной стратегии; тактика единения, тактика обращения к эмоциям адресата, тактика учета ценностных ориентиров адресата являются специфическими способами реализации стратегии формирования эмоционального настроя адресата (по мнению автора, коммуникативная стратегия формирования эмоционального настроя адресата, так же, как и информационно-интерпретационная стратегия, относятся к стратегиям удержания власти); тактика контрастивного (сопоставительного) анализа и тактика указания на перспективу реализуют аргументативную стратегию, которая рассматривается как стратегия убеждения адресата.

4. В текстах предвыборных выступлений Б.Х.Обамы нами выявлены речевые маркеры реализации следующих стратегий и тактик: тактики отождествления, тактики солидаризации с адресатом, тактики оппозиционирования (стратегия самопрезентации); тактик, являющихся специализированными в использовании коммуникантами стратегии дискредитации и нападения – тактики обвинения, тактики оскорбления; демагогических приемов и манипулятивных тактик, составляющих содержание манипулятивной стратегии; тактики оспоривания, тактики критики (специализированных в реализации стратегии самозащиты). В соответствии с рассматриваемой системой классификации речевых стратегий и тактик, стратегию дискредитации и нападения, стратегию самозащиты и манипулятивную стратегию следует рассматривать как стратегии борьбы за власть. Специализированные тактики, обеспечивающие реализацию информационно-интерпретационной стратегии и стратегии формирования эмоционального настроя адресата (стратегии удержания власти) представлены в полном объеме. Для реализации стратегии убеждения адресата Б.Х. Обама использует как тактики контрастивного (сопоставительного) анализа и тактики указания на перспективу, реализующие аргументативную стратегию, так и тактику обещания и призыва, характерные для агитационной стратегии.

5. Выделив и сопоставив комплекс коммуникативных стратегий и тактик, использованных политиками в рамках дискурса кампании по выборам президента в США и России, мы можем проследить как общие тенденции в планировании коммуникативных намерений, так и специфические особенности организации исследуемых дискурсов. Наряду с речевыми стратегиями, выбор которых кажется ожидаемым (учитывая конечную цель коммуникации и условия, в которых были осуществлены исследуемые коммуникативные акты), мы обнаружили и тот факт, что, баллотируясь на пост президента, оба коммуниканта используют стратегии удержания власти, причем в арсенале стратегий и тактик, реализованных будущим президентом России (в отличие от американского кандидата), речевых маркеров стратегий борьбы за власть не выявлено. Подобный выбор объясняется, на наш взгляд, дискурсивными особенностями президентских кампаний и может рассматриваться как обладающий манипулятивным потенциалом имплицитный прием «демонстрации силы», способствующий достижению прогнозируемого результата.