Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА...docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
1.16 Mб
Скачать

2. Роль нейтрофилов и макрофагов при развитии патологических процессов, которые возникают в головном мозге.

Известно, что нейтрофилы и макрофаги появляются в очагах повреждения мозговой ткани спинного и главного мозга при травмах, нарушении мозгового кровообращения, комбинированном криогенном повреждении мозга и геморрагическом шоке. Однако степень участия прозапальних лейкоцитов в нейропалогічному процессе в ЦНС окончательно не определенный.

Ряд авторов описывают уменьшения неврологических нарушений у экспериментальных животных при уменьшении количества нейтрофилов в зоне поражения или при блокировании последних антисывороткой. Нейтрофилы усиливают патологический процесс секрецией лизосомальных энзимов, высвобождением свободных радикалов, уменьшением кровообращения за счет прямой мікроваскулярної окклюзии и увеличение сосудистой проницаемости. Активированные макрофаги могут высвобождать разные цитокины, которые проявляют как нейротрофические, так и нейротоксичные свойства.

3. Влияние разных фракций клеток головного мозга на фагоцитарную активность клеток иммунной системы.

In vitro исследования из определения активности миелопероксидазы (МП) нейтрофилов показали, что направленность регуляторного влияния неокортекса головного мозга (НКГМ) взрослых животных, при их совместимом культивировании с нейтрофилами, залежалая от соотношения клеток, которые вводятся в реакцию. При соотношении нейтрофил / НКГМ 1:1 и 1:10 наблюдалось снижение активности МП (на 10%), а в соотношении от 1:20 до 1:100 усиления активности в пределах 23%. При последующем увеличении соотношения клеток активность МП уменьшалась. При этом совместимое культивирование НКГМ новорожденных животных при любых соотношениях взаимодействующих клеток мало общую тенденцию к снижению активности МП (от 10 до 25%).

Обнаруженное отличие во влиянии НКГМ взрослых и новорожденных животных очевидно обусловлено комплексом факторов: межклеточным взаимодействием и продукцией веществ, которые оказывают разное регуляторное влияние на киснезалежні, пероксидзалежні механизмы фагоцитов.

В норме совместимое культивирование нейтрофилов и глиальных клеток приводит к усилению активности внутриклеточной МП, а совместимое культивирование с нейрональними клетками - к ее притеснению. Последнее наиболее выражено при соотношении клеток 1:100, то есть при достаточно большом количестве нейрональних клеток. МП является ключевым энзимом повышения функциональной активности нейтрофилов.

При изучении фагоцитарной активности перитонеальных макрофагов установлено, что их совместимая инкубация как с обогащенной нейронами фракцией клеток (в меньшей степени), так и с обогащенной глиальными клетками (в большей мере) приводит к повышению фагоцитарной активности макрофагов. За результатами НСТ-тесту возобновления тетразолію стимулирует лишь глиальная фракция клеток ЦНС. Можно допустить, что нейрональні клетки в основном стимулируют захват инородных частиц, а глиальная фракция, кроме этого, активирует киснезалежні механизмы обработки частиц, которые фагоцитируются.

Таким образом, разные популяции клеток мозга оказывают неоднозначное регуляторное влияние на фагоцитоз, киснезалежні метаболические процессы и дегрануляцию фагоцитирующих клеток. Преимущественно стимулирующее действие обнаруживает глиальная фракция НКГМ на все этапы фагоцитоза, тогда как нейрональна фракция, стимулируя фагоцитоз, снижает активность внутриклеточной МП. Последнее может быть обусловлено как інактивацією фермента после взаимодействия нейтрофилов из НКГМ, так и быстрой активацией окислительного метаболизма, который сопровождается использованием эндогенной МП. Кроме того, нельзя исключить отделенность механизмов регуляции фагоцитоза и бактерицидных внутриклеточных систем, хотя эти процессы и взаимосвязанные. Известно, что TNF? активирует механизмы фагоцитоза нейтрофилов (хемотаксис, адгезию), но слабо влияет на киснезалежний метаболизм и дегрануляцию нейтрофилов. IFN? не влияет на уровень экспрессии Fс?RII на нейтрофилах, но усиливает связанную с этим рецептором их цитотоксичність. Другими возможными механизмами стимуляции фагоцитарных реакций могут быть процессы индукции у нейтрофилов аутокринных медиаторов (IL-1, TNF?, IL-8), которые обеспечивают продолжительность их жизни и повышения функциональной активности.

Исследованиями in vivo показано, что системная иммуносупрессия влияет на регуляторные функции глиальных клеток ЦНС. Введение мышам дексаметазона значительно снижало стимулирующий эффект клеток ЦНС (в основном, глиальных) на процесс фагоцитоза нейтрофилов селезенки. Также даны о прекращении стимулирующего действия нейронов на макрофаги селезенки после введения дексаметазона. Иммуносупрессия, вызванная дексаметазоном снимает регуляторное влияние клеток мозга на активность МП нейтрофилов.

Таким образом, к регуляции активности фагоцитирующих клеток способные как нейрональні, так и глиальные клетки ЦНС. Более выраженной регуляторной, и прежде всего, стимулирующей (по отношению к фагоцитозу) активностью владеет глиальная популяция нервных клеток, которая является чувствительнее к системной гормональной иммуносупрессии. Регуляторная активность клеток мозга (нейрональної и глиальной фракций) модулируется глюкокортикоидами, а значит, может изменяться при разных стрессовых и патологических состояниях организма. Следует считать, что изменение регуляторного влияния клеток головного мозга при системном введении разных доз дексаметазона, в первую очередь, связанная с нарушением синтеза и секреции цитокинов (IL-1, 2, 5, 6, 12, IFN?, TNF?) и экспрессии их рецепторов на НКГМ, а также рецепторов межклеточного взаимодействия. Такое влияние обеспечивается действием опіоїдних пептидов, которые синтезируются нервными клетками - регуляторами межклеточного и тканевого обмена, которые опосредствуют иммуносупрессию при стрессе. Известно, что рецепторы к опіоїдних пептидам експресуються на мембране нейтрофилов, а метенкефаліни и ?-ендорфіни могут стимулировать хемотаксис и адгезию нейтрофилов и моноцитов. С истощением опіоїдних систем в условиях хронического тяжелого стресса нарушается стимулирующее действие эндорфинов и энкефалинов на иммунокомпетентные клетки.