Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА...docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
1.16 Mб
Скачать

2.Нейроиммунные механизмы в патогенезе развития депрессий.

Для депрессий достаточно характерным является притеснение клеточного иммунитета, который рассматривается как постстресова иммунодепрессия, которая оказывается в изменении соотношения экспрессии поверхностных рецепторов и снижении функциональной активности лимфоидных клеток. Наиболее часто оказывается снижение количества натуральных киллеров, одних из основных клеток противоопухолевой и противовирусной защиты. Но в литературе есть большое количество исследований, которые указывают на активацию иммунной системы при депрессиях с повышением уровня прозапальних цитокинов и других показателей гуморального иммунитета.

Апоптоз лимфоидных клеток может приводить к нарушениям в иммунной системе, и развитии вторичного иммунодефицита, способствует патоморфозу психических расстройств. Экспериментально доказано, что при апоптозе увеличения количества натуральных киллеров положительно коррелирует с количеством CD95-лімфoцитів; наблюдается негативная корреляция «кортизол - Т-хелпери» и позитивная корреляция «кортизол - CD95», что показывает важную роль кортикостероидов в регуляции субпопуляции хелперов и экспрессии маркера апоптоза на лимфоидных клетках. У больных депрессией было установлено увеличение количества лимфоцитов, что експресують Fas-рецептор и усиление спонтанного апоптоза нейтрофилов и лимфоцитов периферической крови. Увеличение запрограммированной клеточной гибели наблюдается на фоне притеснения субпопуляций Т-лімфоцитів и натуральных киллеров и повышении концентрации кортизола в сыворотке крови. Это свидетельствует о возможной роли нарушений процессов апоптоза в этиологии и патогенезе депрессии. Усиление процессов апоптоза может обусловливать снижение стойкости иммунной системы больных депрессией по отношению к инфекциям и повышенному риску развития у них опухолей, вирусных и аутоімуних заболеваний. В связи с вышесказанным, определенный интерес вызывает гипотеза о биологической аутоагрессии в организме больных депрессией. Идет речь о предположении, что у больных депрессией иммунная система реализует уничтожение собственных клеток и одним из возможных механизмов этого феномена есть апоптоз. Повышение уровня апоптоза лимфоидных клеток может быть одним из механизмов развития недостаточности иммунной системы при депрессии.

Существует большое количество данных, которые указывают на тесную кооперацию центральной нервной и иммунной систем организма, взаимодействие которых играет важную роль в развитии как нейропсихиатрических, так и иммунных расстройств. Показано, что у больных депрессией, с одной стороны, нарушена проліферативна реакция лимфоцитов на мітогени, сниженное количество и функциональная активность НК-клітин, из другой - активированы некоторые иммунные процессы что подтверждается высоким содержанием белков острой фазы воспаления в крови, появлением маркеров активации лимфоидных клеток, повышением уровня цитокинов и медиаторов воспаления.

Наиболее типичными иммунологическими нарушениями при психогенной депрессии является: снижение относительного количества Т-супрессоров с соответствующим повышением иммунорегуляторного индекса, уровней иммуноглобулинов IGM, IGG и IGA классов, а также снижения уровня циркулирующих иммунных комплексов. При реактивной и эндогенной депрессии возникает дефицит Т-системи иммунитета. Для иммунного статуса больных характерно снижение численности популяций CD3+, CD4+ и CD8+ и значительная активация CD8– Т-клітин. Значительно снижается цитотоксическая активность естественных кілерних клеток, которая может быть одним из механизмов, что влечет склонность больных с психогенной депрессией к онкологическим заболеваниям. При этом, степень притеснения активности естественных киллеров при экзогенной депрессии зависит от тяжести психоэмоционального стресса.

При сильно выраженной депрессивной симптоматике происходит наибольшее снижение количества Т-супрессоров, вплоть до полного их исчезновения. У пациентов, которые страдают паническими атаками, обнаружено снижение субпопуляций Т-хелперів, как по сравнению со здоровыми людьми, так и с депрессивными пациентами.

Установленная зависимость изменений иммунологических показателей от типологических особенностей больных депрессией и от остроты состояния и глубины нарушений психической деятельности. Наиболее выразительные иммунологические нарушения отмечены при затяжной реактивной депрессии. При этом оказывается повышение уровня нейроантител, С-реактивного белку, снижение относительного количества лимфоцитов.

Индукция синтеза антител к фармакологическим препаратам-антидепрессантам при депрессиях свидетельствует о сохранении способности к иммунному ответу. О зависимости иммунологических расстройств от состояния ЦНС свидетельствует нормализация иммунологического статуса больных после успешной терапии антидепрессантами в комплексе с адаптогенами растительного происхождения.

Клинические и экспериментальные данні свидетельствуют о том, что в патогенезе депрессии может иметь значение активация цитокінової системы мозга (Иl-1, TNF но др.). Это может привести к хронізації этого процесса.

Иммунологические нарушения как неспецифический компонент патологии мозга оказываются и при других психических заболеваниях — эпилепсии, аффектных психозах, травмах, инволюционных заболеваниях и др. Иммунологические нарушения легко объяснить при органических заболеваниях, где их развитие может быть непосредственно связанным с нарушением ГЕБ.

Иммунологическая ситуация при психозах усложняется влиянием лечебных средств. Фенотиазинови препараты могут изменять иммунологическую реактивность организма, в том числе функцию лимфоидных клеток. Есть также данные об образовании антител к самим лечебным препаратам. В последнее время на лимфоцитах обнаруженные рецепторы к компонентам отдельных лекарственных средств.