Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
настольная книга прокурора.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
4.37 Mб
Скачать

Порядок исполнения ходатайств об оказании правовой помощи

По общему правилу при исполнении ходатайства об оказании правовой помощи применяется российское законодательство. Однако по просьбе учреждения, направившего ходатайство, могут применяться процессуальные нормы запрашивающей Стороны, поскольку они не противоречат законодательству и международным обязательствам Российской Федерации (ч. 2 ст. 457 УПК РФ).

Соответствующее решение (см. постановление Президиума ВС СССР "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" от 21 июня 1988 г.) может быть принято по делам на стадии предварительного следствия Генеральной прокуратурой РФ. (Аналогичное положение содержится и в оговорках России в Европейской конвенции 1959 года.)

Если Генеральная прокуратура РФ не компетентна его исполнить, она пересылает ходатайство компетентному учреждению юстиции. По договору с Ираном и КНДР об этом уведомляется учреждение, от которого исходит ходатайство (поручение). Рядом договоров обусловливается, что если поручение не может быть исполнено по указанному в нем адресу, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии со своим законодательством необходимые меры для установления адреса (договоры с Вьетнамом, Кубой, Монголией, Минская конвенция 1993 года).

Общие условия предоставления правовой помощи следующие:

Органы прокуратуры Российской Федерации оказывают компетентным органам другого государства правовую помощь по уголовным делам в соответствии с положениями конвенций, договоров и межправительственных соглашений, участницей которых Российская Федерация является, а при отсутствии последних – на условиях принципа взаимности и в той мере, в какой это не противоречит действующему российскому законодательству. При этом принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий (ч. 1 ст. 457 УПК РФ).

Правовая помощь оказывается на основании запросов и ходатайств, направляемых компетентными органами запрашивающего государства российским компетентным органам, в порядке, установленном международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Дополнительной легализации постановлений и ордеров компетентных органов запрашивающего государства при исполнении ходатайства не требуется. Данные постановления и ордера действительны на территории Российской Федерации и являются основанием для производства указанных в них процессуальных и других действий, если только иное не установлено договором, конвенцией или соглашением, на основании которых направлено данное ходатайство.

В случае получения ходатайства, содержащего просьбу о присутствии при его исполнении представителей запрашивающей Стороны, прокурор (следователь), исполняющий поручение, уведомляет учреждение, от которого исходит ходатайство, о времени и месте исполнения с тем, чтобы дать возможность заинтересованной Стороне присутствовать при исполнении ходатайства или уполномочить на это своего представителя – за исключением тех случаев, когда ходатайство исполняется в срочном порядке или когда исполняющее учреждение сочтет условия для присутствия заинтересованных лиц не подходящими.

В целях наиболее полного и точного исполнения ходатайства непосредственно Генеральная прокуратура РФ, а также исполняющий просьбу прокурор (следователь) через Генерального прокурора РФ может запросить дополнительную информацию в запрашивающем государстве.

По поступлении ходатайства в Генеральную прокуратуру РФ компетентное подразделение рассматривает его в целях принятия решения о возможности исполнения. При этом решаются следующие вопросы:

1) наличие основания для отказа в предоставлении правовой помощи;

2) соответствие формы и содержания ходатайства общим условиям договора;

3) наличие оснований для отсрочки в предоставлении правовой помощи или оказании ее на определенных условиях, а также излагаются соответствующие условия;

4) в части исполнения запрашиваемых процедур – возможность их применения с учетом соответствия фундаментальным принципам российского законодательства;

5) в случае просьбы об участии представителей зарубежных компетентных органов при производстве запрашиваемых процедур – допустимость, целесообразность, а также пределы такого участия;

6) в случае ходатайства о производстве обыска, выемки, передачи предметов и документов, наложения ареста на имущество и вклады – обосновать его представленными материалами;

7) орган прокуратуры, к непосредственной компетенции которого относится исполнение запрошенных процессуальных действий.

По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений:

об отказе в предоставлении помощи;

о предоставлении помощи на определенных условиях либо с отсрочкой;

о необходимости истребования дополнительных материалов;

о направлении ходатайства для исполнения с указанием объема и порядка исполнения.

О принятом решении уведомляется запрашивающая Сторона.

В том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, ходатайство возвращается запрашивающей Стороне с уведомлением об обстоятельствах, препятствующих его исполнению.

После исполнения ходатайства органами прокуратуры, а также (по поручению Генеральной прокуратуры РФ) иными компетентными органами (например, если необходимо производство следственных действий, требующих решения судьи или согласия прокурора) полученные материалы направляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о полноте исполнения и возможности передачи исполненных материалов запрашивающей стороне в порядке, установленном договором.

При рассмотрении исполненного следственного поручения компетентным подразделением Генеральной прокуратуры РФ устанавливается:

1) наличие или отсутствие при исполнении ходатайства нарушений российского законодательства, включая положений, касающихся гражданских прав и свобод;

2) дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии правовых оснований для отказа в предоставлении правовой помощи;

3) полнота исполнения ходатайства о правовой помощи;

4) необходимость специальных дополнительных условий в части использования запрашивающей Стороной результатов исполненного ходатайства, включая отдельные ограничения, защиту конфиденциальности и прав третьих лиц.

По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений:

а) передать полностью или частично материалы запрашивающей стороне;

б) в случае неудовлетворительного исполнения или выявления допущенных нарушений законности либо неполноты исполнения – вернуть материалы исполнителю для устранения указанных недостатков;

в) направить запрашивающей Стороне уведомление об отказе в предоставлении правовой помощи с разъяснением соответствующих причин;

г) направить запрашивающей Стороне уведомление о представлении полученных материалов в случае согласия выполнить определенные условия в отношении использования результатов исполненного поручения.

Материалы исполненного ходатайства об оказании правовой помощи (каждая страница) заверяются гербовой печатью органа прокуратуры, выполнявшего процессуальные действия. Сопроводительные документы, направляемые Генеральной прокуратурой РФ непосредственно зарубежным компетентным органам, заверяются гербовой печатью Генеральной прокуратуры РФ.

Основания отказа

в предоставлении

правовой помощи

В УПК РФ (ч. 4 ст. 457) предусматривается лишь общее правило, согласно которому запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.

Принципу сведения к минимуму оснований отказа в предоставлении правовой помощи следует Европейская конвенция 1959 года, в соответствии с которой (ст. 2) в помощи может быть отказано, если: просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим преступлением, или преступлением, связанным с политическим преступлением, или фискальным преступлением (последнее положение частично снимается Дополнительным протоколом к Конвенции, о котором будет сказано ниже); либо если запрашиваемая Сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны.

Россия при внесении заявлений и оговорок при подписании Конвенции заявила, что исходит из того факта, что «положения ст. 2 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы ответственность за совершенные преступления, подпадающие под данную Конвенцию, была неизбежной». Что касается «политических преступлений» – такие преступления российским законодательством не определены. Во всех случаях Российская Федерация, принимая решения относительно правовой помощи, не будет, в частности, рассматривать как «политическое преступление» или «преступление, связанное с политическим преступлением», следующие действия или несовершение таковых:

1) преступления против человечества, предусмотренные ст. II и III Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него (от 9 декабря 1948 г.), ст. II и III Европейской конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (от 30 ноября 1973 г.) и ст. 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (от 10 декабря 1984 г.);

2) преступления, предусмотренные ст. 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (вместе с «Проектом соглашения о санитарных зонах и местностях»), заключена в г.Женеве 12 августа 1949 г., ст. 51 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, заключена в г.Женеве 12 августа 1949 г., ст. 130 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (вместе с «Типовым соглашением по вопросу о непосредственной репатриации и госпитализации в нейтральной стране раненых и больных военнопленных», «Положением о смешанных медицинских комиссиях», «Правилами, касающимися коллективных посылок помощи военнопленным» и «Типовыми правилами, касающимися денежных переводов …»), заключена в г.Женеве 12 августа 1949 г.), ст. 147 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (вместе с «Проектом соглашения о санитарных и безопасных зонах и местностях» и «Проектом правил, касающихся коллективной помощи гражданским интернированным»), заключена в г.Женеве 12 августа 1949 г., ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. относительно защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г. и ст. 1 и 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокола II) (подписан в г.Женеве 8 июня 1977 г.);

3) преступления, предусмотренные Конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (от 16 декабря 1970 г.), Конвенцией ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (от 23 сентября 1971 г.) и Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющим Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года (подписан в г.Монреале 24 февраля 1988 г.);

4) тяжкие преступления, предусмотренные Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (от 14 декабря 1973 г.);

5) преступления, предусмотренные Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (от 17 декабря 1979 г.);

6) преступления, предусмотренные Конвенцией о физической защите ядерного материала (от 26 октября 1979 г.);

7) преступления, предусмотренные Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (от 20 декабря 1988 г.), а также иные преступления, предусмотренные многосторонними международными договорами.

В оказании правовой помощи Россией может быть отказано в случаях, перечисленных в ст. 2 Европейской конвенции 1959 года, а также:

во-первых, если лицо, подозреваемое или обвиняемое в запрашиваемом государстве в совершении преступления, предстало перед судом, или осуждено, или оправдано в связи с тем же преступлением в Российской Федерации или в третьем государстве;

во-вторых, если решение не возбуждать или прекратить уголовное дело в связи с преступлением, являющимся предметом ходатайства, было принято в Российской Федерации или в третьем государстве в отношении этого же лица;

и в третьих, если уголовное преследование или исполнение приговора по делу ограничены сроком давности по российскому законодательству.

При подготовке для направления в зарубежные государства ходатайств об оказании правовой помощи прокурор (следователь) проверяет, не содержит ли ходатайство положений, очевидно влекущих отказ в предоставлении правовой помощи (согласно конкретному договору, на основании которого запрашивается помощь).

При этом надо учесть, что договорами часто предусматриваются специальные основания отказа в исполнении ходатайств, касающихся обыска или наложения ареста на имущество.

При рассмотрении зарубежного ходатайства об оказании правовой помощи и решении вопроса о наличии или об отсутствии оснований для отказа в ее предоставлении прокурору (следователю) необходимо исходить из основополагающего принципа, что любые ограничения в предоставлении правовой помощи по уголовным делам применяются таким образом, чтобы ответственность за совершенные в любой стране преступления была неизбежной.

С учетом изложенного, в оказании правовой помощи по уголовному делу может быть отказано в следующих случаях:

1) если просьба касается преступления, которое можно рассматривать в качестве политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением;

2) если выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации;

3) если есть веские основания считать, что просьба об оказании правовой помощи относится к расследованию, начатому с целью уголовного преследования, наказания или иного давления на обвиняемое лицо в связи с его политическими убеждениями, религиозной, национальной, расовой или групповой принадлежностью.

На основании принципа «non bis in idem» «не взыскивать дважды за одно и то же» в оказании правовой помощи также может быть отказано, если:

1) лицо, подозреваемое или обвиняемое в запрашиваемом государстве в совершении преступления, предстало перед судом, или осуждено, или оправдано в связи с тем же преступлением в Российской Федерации или в третьем государстве;

2) решение не возбуждать или прекратить уголовное дело в связи с преступлением, являющимся предметом ходатайства, было принято в Российской Федерации или в третьем государстве;

3) уголовное преследование или исполнение приговора по делу ограничены сроком давности по российскому законодательству;

4) деяние, в связи с которым запрашивается правовая помощь, не является преступлением по российскому уголовному законодательству.

Не отказывая в правовой помощи, Генеральная прокуратура РФ может принять решение об отсрочке исполнения ходатайства об оказании правовой помощи, если его немедленное исполнение помешает расследованию или судебному разбирательству, проводимому в Российской Федерации.

До принятия решения вопроса об отказе в исполнении ходатайства или об отсрочке его исполнения рассматривается возможность исполнения поручения на определенных условиях. Если запрашивающая сторона соглашается на такие условия, она письменно извещает об этом Генеральную прокуратуру Российской Федерации, после чего ходатайство исполняется в общем порядке.

Об отказе в исполнении ходатайства уведомляется запрашивающая сторона с разъяснением причин отказа.