Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-10-2013_22-55-38 / Психолог в детском саду 2005 4.doc
Скачиваний:
224
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
997.89 Кб
Скачать

Анализ результатов исследования детей с высоким уровнем тре­вожности

На рисунках семьи у детей с высоким уровнем тревожности изобра­жены все члены семьи, однако, изображая их рядом, дети не соединяют их руки между собой, что может означать, что в семье нет психологичес­кого контакта. На негативную атмосферу, сложившуюся в семьях детей первой группы, указывают и рисунки, в которых фигуры членов семьи отделены друг от друга какими-либо предметами (машиной, травой, кустарником, деревьями), изолированы в пространстве (на ковре, в доме) или же находятся на большом расстоянии друг от друга, разде­ленные на небольшие группы (мама-папа, ребенок-бабушка или ребе­нок-брат). Такие рисунки характерны для 61,5% испытуемых первой группы. На некоторых рисунках дети изображают себя в отдалении от родителей (16% респондентов), что можно интерпретировать, как чув­ство одиночества, изолированности, испытываемых ребенком, а также слабость позитивных межперсональных связей, свидетельствующих в свою очередь о низком уровне эмоциональных связей в семье. 15% испытуемых поместили себя и своих родителей в ограниченное про­странство (магазин - «Мы делаем покупки»), что можно интерпрети­ровать, как попытку ребенка объединить семью, сплотить всех.

На многих рисунках (40%) руки матери нарисованы без кистей, что может говорить об отсутствии теплоты, заботы между матерью и ребенком, о детской покинутости. На некоторых рисунках родители (либо мама, либо папа) изображены с длинными руками и большими пальцами или же вообще без рук. Это может означать, что дети вос­принимают агрессивность по отношению к себе со стороны этого члена семьи и стремятся ограничить его активность.

Изображение фигуры мамы больших размеров (больше, чем фигу­ра папы в полтора-два раза), с широким плечами, большими руками демонстрирует властные, диктаторские отношения в семье. В глазах ребенка мама воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая

88

Н.В. Козловская

любое проявление самостоятельности и инициативы. На таких ри­сунках дети изображают себя в последнюю очередь и при этом очень маленькими, не соответствующими возрасту, что в свою очередь сви­детельствует о беспомощности ребенка, заниженном самоуважении, неверии в собственные возможности. Такое восприятие себя и роди­телей отмечается в 35% случаев.

Для ряда рисунков (15%) характерно преувеличение размеров фи­гуры ребенка, что можно интерпретировать, как чувство соперниче­ства и желание занять такое же прочное и авторитетное положение в семье, как мать (для девочек) или отец (для мальчиков).

В целом для рисунков детей-испытуемых первой группы харак­терна некоторая обособленность в рамках семьи, эмоциональная хо­лодность в отношениях, отсутствие тепла, привязанности, заботы со стороны родителей или же чрезмерная опека, которая мешает разви­тию ребенка.

Выделенные нами особенности детско-родительских отношений подтверждаются данными, полученными с помощью других методик.

Работая над методикой «Мой круг общения», дети, называя близ­ких, с кем они общаются, в 54% случаев маму и папу называют вторыми, а один ребенок вообще не назвал родителей и никак это не объяснил. Кроме того, дети первой группы проявляют неярко выраженную анти­патию по отношению к одному из родителей (на рисунках такое отно­шение выражено через прорисовку стрелки темным цветом, сама стрел­ка доходит только до уровня среднего круга), комментируя это тем, что «они ругают меня» (31%). Это может свидетельствовать о неблагопри­ятных эмоциональных отношениях, сложившихся в семье.

Результаты теста родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Сто-лина показывают, что родители детей с высоким уровнем тревожности имеют низкие баллы по шкалам «Принятие—отвержение» и «Сим­биоз».

Таким образом, родители детей первой группы (с высоким уров­нем тревожности) отличаются отрицательным отношением к ребенку, которое проявляется в раздражительности, досаде, злости. Такие ро­дители не верят в способности своего ребенка, нередко наказывают его, устанавливают психологическую дистанцию между собой и ре­бенком, плохо заботятся о нем. Кроме того, у родителей первой груп­пы были выявлены высокие баллы по шкале «Маленький неудачник», что можно интерпретировать, как игнорирование родителями мыслей,

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей 89

чувств ребенка, отношение к ним как к несерьезным. Родители ин-фантилизируют ребенка, приписывая ему личную и социальную не­состоятельность. В результате родители не доверяют своим детям и поэтому стремятся оградить от трудностей, строго контролируя их действия.

Данные, полученные с помощью опросника PARI, показали, что родители детей первой группы устанавливают отношения зависимо­сти, чрезмерной заботы, стремятся подавлять волю ребенка, поощ­ряют зависимость ребенка от родителей, подавляют сексуальность ребенка, нуждаются в посторонней помощи в воспитании ребенка. При этом в семье существует доминирование матери, испытываю­щей неудовлетворенность от ограничения себя только ролью хозяй­ки дома.

Поскольку PARI является многомерным опросником, при его об­работке мы использовали факторный анализ (метод Principal components). В результате факторизации исходных данных были полу­чены пять факторов.

В первый фактор (19,5% дисперсии) вошли такие шкалы опросни­ка, как «"Жертвенность" родителей» (0,84)*, «Навязчивость родите­лей» (0,77), «Строгость родителей» (0,76), «Подавление воли ребенка» (0,76), «Оберегание ребенка от трудностей» (0,67), «Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка» (0,60), «Ограничение матери ролью хозяйки дома» (0,52).

Мы назвали данный фактор «Опека как способ подавления ре­бенка (гиперопека)».

Во второй фактор (17,1% дисперсии) вошли шкалы: «Равенство родителей и ребенка» (0,81), «Товарищеские отношения между роди­телями и детьми» (0,77), «Раздражительность родителей» (0,66), «Предоставление ребенку возможности высказаться» (0,61), «Страх причинить вред ребенку» (0,54), и на противоположном полюсе — «Невнимательность мужа к жене» (—0,86).

Данный фактор был интерпретирован нами, как «Демократич­ность в отношениях с ребенком».

Третий фактор (17,3% дисперсии) включает следующие шкалы: «Ускорение развития ребенка» (0,90), «Супружеские конфликты» (0,87), «Власть матери» (0,85), «Поощрение активности ребенка»

* В скобках указаны факторные нагрузки.

90

Н.В. Козловская

(0,61). Такое сочетание шкал позволило нам проинтерпретировать данный фактор, как «Диктат матери в семье».

Четвертый фактор (13,6% дисперсии) состоит из таких шкал, как «Избегание общения с ребенком» (0,81), «Зависимость ребенка от мате­ри» (0,77), «Поощрение зависимости ребенка от родителей» (0,74). Поэтому данный фактор был нами интерпретирован, как «Дистанция в общении».

И, наконец, пятый фактор (12,2% дисперсии) включает в себя шкалы «"Мученичество" родителей» (0,84), «Подавление агрессив­ности ребенка» (0,68). Данный фактор был назван «Обременитель­ность воспитанием».

Таким образом, в детско-родительских отношениях испытуемых первой группы преобладают следующие стили взаимодействия: опе­ка, как подавление, диктат матери, установление дистанции в отно­шениях, чувство обремененности ролью матери.