Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономическая ТЕОРИЯ / Бункина М.К. и др. Макроэкономика. 2000.doc
Скачиваний:
101
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
8.75 Mб
Скачать

Из истории национального счетоводства

Проблема измерения уровня экономического развития, совокупных доходов стояла еще перед экономистами XVII–XVIII вв. Создание начал национального счетоводства обусловлено прежде всего введением наиболее эффективного налогообложения доходов, собственности, сбережений. Этими вопросами занимались еще В. Петти в Англии, П. Буагильбер во Франции. Подсчет государственных доходов в России был впервые осуществлен в конце XVIII в. (И.Ф. Герман «Статистическое изображение России в отношении населения, свойств земли, естественных продуктов, сельского хозяйства, горного дела, мануфактур и торговли»). В качестве суммы государственных доходов России называлась цифра 40 млн. руб., а расходы исчислялись 35 млн. руб.

Но систематическим и рациональным стало национальное счетоводство лишь с формированием методологических предпосылок макроэкономики, т.е. в XX в. В качестве основоположников современного национального счетоводства обычно называют американцев Дж.М. Кларка, М. Джилберта, С. Кузнеца. Последнего можно считать создателем современной системы национальных счетов. В 1972 г. он стал лауреатом Нобелевской премии по экономике. Под влиянием идей С. Кузнеца были разработаны способы подсчета GNP и NNP* по добавленной стоимости, личного располагаемого дохода и других макроэкономических показателей.

* В международной статистике:

ВНП - Gross National Product (GNP);

ВВП – Gross Domestic Product (GDP);

ННП - Net National Product (NNP);

НД – National Income (N1).

2. Доходы и потребление

В конечном счете доходы домашних хозяйств служат целям потребления. Домашние хозяйства формируют спрос на товары и услуги в зависимости от уровня личных доходов: зарплаты, пособий и иных денежных поступлений. Эти, казалось бы, очевидные вещи требуют, однако, дополнительного внимания. Дело в том, что предельная склонность к потреблению повышается по мере роста доходов, но более медленно, чем сам доход. Дж.М. Кейнс называет эту связь между ростом Y и С основным психологическим законом. Доля потребления в Y определяется, помимо величины самого дохода, привычками, традициями, психологическими склонностями. Но по мере роста дохода возникает и увеличивается его сберегаемая часть (S).

Присмотримся к графику (см. рис. 12). Исходные данные:

Рис. 12

Таблица 4

Y – реальный доход

С –потребление

Y - С = S – сбережения

100

100

200

160

40

300

210

90

400

250

150

При малой величине дохода (семьи или фирмы) он целиком или почти целиком уходит на потребление. С ростом дохода нарастает сберегаемая часть. Позднее ученые пришли к заключению, что слабая реакция потребительского бюджета на изменение дохода обусловлена наличием относительно устойчивого жизненного стандарта.

Продолжим тему, обозначенную Кейнсом, в аспекте, предложенном сторонниками теории рациональных ожиданий. Милтон Фридмен в работе о функции потребления (1957) исходит из следующих предпосылок:

1. Потребительская корзина индивида или семьи зависит не от текущего, а от среднегодового дохода, люди предпочитают равномерную траекторию потребления.

2. Экономическое поведение потребителя ориентировано не на сегодняшние выплаты, а на постоянный ожидаемый доход.

3. Разницу между Y (доход) и С (потребление) составляют S (сбережения). Индивиды (семьи) используют рынок капитала для страхования от колебаний дохода.

Потребление соответствует доходу, принятому в качестве постоянного (перманентного), среднего от текущих и ожидаемых выплат. В случае, когда текущий доход превышает постоянный, домашние хозяйства стремятся превратить излишки в сбережения.

В расчетах используется обычно понятие располагаемого, т.е. оставшегося после налоговых выплат дохода. Уровень налогов может оказывать на доходы и косвенное воздействие, связанное с повышением или понижением самооценок трудовой деятельности, отношением индивида к свободному времени. Стимулирование бережливости можно осуществлять посредством повышения процентных ставок по депозитам.

В качестве иллюстрации к теории постоянного дохода американцы приводят ситуацию 1968 г., когда администрация президента Джонсона попыталась повысить налоги, с тем чтобы несколько сократить потребление. Но введенная надбавка к налогам не снизила спрос, потребление домашних хозяйств уменьшилось на незначительную сумму, близкую к нулю.

Согласно концепции постоянного дохода М. Фридмена, размер потребления растет с повышением дохода, однако не текущего, а постоянного, среднегодового, т.е. с ориентацией на срок, когда эти изменения станут привычными.

Продолжением исследований в этой области явилась теория жизненного цикла Франко Модильяни. Она также исходила из того, что прямая связь между доходом и потреблением отсутствует. Но в отличие от первой концепции, Модильяни вводит понятие трех фаз жизненного цикла. Автор исходит из неизбежных изменений в динамике дохода.

У молодых людей, студентов доходы невелики, но они ожидают их увеличения в будущем и могут брать деньги в долг, с тем чтобы обеспечить свое потребление (Y < С). В зрелом возрасте доходы возрастают, достигают оптимальных величин, что позволяет расплатиться с долгами и задуматься о предстоящем выходе на пенсию. В этот период заметно возрастает доля сбережений (Y = С + S). Молодость и старость называют периодами отрицательных сбережений.

В социальной экономике используется график возраст-доход, выражающий зависимость между возрастом (после завершения образования или в соответствии со ступенями образования) и размерами годового дохода. Согласно американской статистике, после окончания образования кривая доходов взмывает вверх, потом начинается медленное, но постепенно ускоряющееся падение доходов. Кривая приобретает параболическую форму. Некоторые исследователи связывают эту динамику с инвестированием в человеческий капитал: молодой или средних лет специалист продолжает повышать квалификацию, затем этот процесс затухает.

Началом, сближающим теории жизненного цикла и постоянного дохода, стала идея относительного постоянства традиционного уровня потребления на протяжении жизни.

Пока что речь шла об отдельных индивидах или домашних хозяйствах, но, взятые в совокупности, они представляют агрегированные показатели. По нормам, принятым в американских исследованиях, национальный доход Y = 0,75 С + 0,25 S.

Теории дохода и потребления широко используются в национальном прогнозировании. В расчеты принимаются структура доходов, соотношения возрастных групп, вероятная динамика налогов, процентных ставок.

К анализу потребления и сбережений примыкает показатель инвестиций (I). Теоретически S = I, предельные величины сбережений и инвестиций равны. На практике, разумеется, темпы возрастания инвестиций могут отставать от предложения средств на рынке капиталов. Между тем сбережения (депозиты) являются главным источником банковского кредитования, фактором, стимулирующим, при прочих подходящих условиях, экономическое оживление.

Но условия, определяющие S, не совпадают с обстоятельствами, от которых зависит I. Лучше всего можно это показать на конкретных цифрах. В 1991 г. объем инвестиций в США и национальные сбережения совпадали, составляя 14% ВВП, причем доля частных сбережений находилась на уровне 12,7% ВВП. Заметный разрыв между I и S наблюдался в 1975 г., когда объем инвестиций равнялся 15,5%, а уровень сбережений превысил 20% ВВП; в 1984 г. эти показатели составляли 16,2 и 19% соответственно. В Японии и Германии складывались иные условия: в 1991 г. в Японии соотношение между удельными весами I и S в ВВП составляло 34,5% (в том числе 26% – частных) и 32,5% – по инвестициям. Пик в динамике этих показателей приходился в Японии на 1973 г. (38,32 и 36,3% соответственно). В Германии в 1991 г. общие сбережения составляли 26% ВВП, частные – 24,2%, а инвестиции – 23,4% ВВП. В России в 1998 г. доля накоплений составила 16,1% ВВП, а инвестиций – 14,2%.

Продолжим разговор о доходе и его составляющих. Теоретически распределение национального дохода можно представить в виде уравнения:

Y = С + I + G,

где Gгосзакупки, осуществляемые через перераспределение Y, т.е. посредством сбора налогов (T).

Если национальный доход сокращается, то сокращаются и его первичные составляющие, т.е. С и I. Но, как правило, первыми симптомами кризисного состояния экономики является сокращение инвестиций. Темп свертывания I превышает сокращение конечного потребления (С). Потребление более стабильно, происходит, согласно концепции Модильяни, переток сбережений в сферу потребления, относительное падение доли S(I).

Обратимся к российской экономике. За 1992–1995 гг. ВВП сократился на 45%. Однако темп снижения I превысил темп сокращения С, иначе говоря, экономика приблизилась к состоянию Y = С. Сокращение товарного рынка произошло за счет оборонного производства (G) и строительства, пользуясь терминологией Кейнса, пирамид – водохозяйственных строек и ритуальных сооружений (памятников и дворцов) – с нулевым экономическим эффектом.

Вместе с тем падение инвестиций, превышающее темп сокращения С, таит в себе опасность резкого сокращения в последующем всего воспроизводственного потенциала.

Здесь мы впервые ввели в оборот весьма важное в экономике понятие сбережений (Saving). В последующем обнаружится, что позиция по поводу зависимости между Y и S играет ключевую роль в макроэкономике.