Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономическая ТЕОРИЯ / Бункина М.К. и др. Макроэкономика. 2000.doc
Скачиваний:
101
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
8.75 Mб
Скачать

Опыт антикризисный политики

Кризисы бывают разные, сосредоточимся на экономических. Из прошлого нам известны циклические кризисы перепроизводства, которые в течение почти двух веков периодически, с интервалом 8–12 лет, вспыхивали в странах рыночной экономики. Антициклическая политика прошла извилистый путь проб и ошибок. Ключевой идеей являлось государственное регулирование; практиковались государственные закупки товаров с целью их последующей распродажи, манипулирование налогами и процентными ставками, предложение дополнительных денег. Своими достижениями антициклическая практика XX в. обязана прежде всего Джону Кейнсу.

Кроме общих факторов – научно-технического прогресса, глобализации экономики, нарушивших прежнюю композицию экономического роста, во второй половине XX в. заметно расширился спектр кризисных проявлений. На передний план выдвинулись финансовые кризисы – национальные и международные. Фондовый рынок считался индикатором конъюнктуры, а падение курсов ценных бумаг – симптомом начинающегося циклического спада. Сегодня финансовые кризисы посещают нас достаточно часто, имеют относительно самостоятельный характер.

Вернемся теперь к модели ISLM и попробуем применить ее для обозначения проблем современной российской экономики. Состояние основных экономических переменных характеризуется следующими чертами:

– разрыв между I и S значителен, но главное состоит в том, что поток инвестируемых средств и кредитов направляется в спекулятивный сектор, а реальные капиталовложения, формирующие экономический рост, невелики;

– изменения r не стимулируют привлекательность частных инвестиций прежде всего из-за отсутствия доверия и недостаточности гарантий;

– в состоянии застоя и частичного разрушения находится громоздкий сектор, называвшийся в прошлом группой А и включавший отрасли добывающей промышленности, металлургии и тяжелого машиностроения; они работали в основном на оборону и именно их свертывание предопределило резкое сокращение ВВП в 1992-1995 гг.;

– поскольку реальный ВВП практически не возрастает, то отсутствует, говоря теоретически, необходимость в увеличении М; между тем как низкий коэффициент монетизации (дань прошлому), выражающий диспропорцию между L и М, стимулирует острый кризис неплатежей.

Попробуем представить ситуацию графически и примем, что в краткосрочной перспективе цены (Р) остаются постоянными.

Рис. 47

Кривые IS и LM приближаются к вертикалям, поскольку рост r не влечет за собой повышение реальных инвестиций и, соответственно, заметного увеличения Y. Между тем, как мы знаем, условием эффективной экономики является инвестиционная активность.

Предположим, что между L и М достигнуто соответствие. «Разведение» кривых IS и LM требует для получения желаемого эффекта еще и стабильной г. Спокойное состояние r и Р, наряду с упорядочением налогов, хозяйственного законодательства, позволит продвинуться в сторону экономического оживления.

Остается еще один показатель неравновесия, затрудняющий налаживание нормального кредитования частных предпринимателей. Норма прибыли, как известно, является верхней границей банковского процента. Но если последний превышает ее, то вряд ли кредиты будут востребованы*. Необходимы селективная государственная поддержка промышленности, финансирование программ и проектов, научнообоснованных и отобранных на конкурсной основе. Некоторые экономисты считают, что государственное финансирование промышленности должно составлять не менее одной пятой бюджетных расходов. К сожалению, подобные оценки не сопровождаются предложениями по части источников финансовых средств.

* Пока что около 70% промышленных предприятий убыточны, в большинстве остальных норма прибыли не превышает 20%. Возможно, что здесь вмешивается фактор снижения рентабельности, обусловленный сокрытием прибылей.

Стимулятором инвестиций в реальный сектор являются испытанная практика ускоренных амортизационных списаний, а также снижение транспортных тарифов на грузовые перевозки, избирательное введение на региональном уровне целевых налогов, в частности налога на продажи.

Обращает на себя внимание возникающее порой, неизвестное в советские времена отставание платежеспособного спроса от предложения потребительских товаров. Причинами являются конкуренция импортной продукции, оттягивающая, согласно кейнсианскому мультипликатору, часть доходов и совокупного спроса, а также явное оживление отечественного производства продуктов питания – молочных продуктов, овощей, хлебобулочных и кондитерских изделий. Ситуацию преобладания предложения над спросом на потребительском рынке можно назвать свидетельством выздоровления экономики.

Надежды на нормативные действия (ограничение импорта, налоги на малый и средний бизнес) могут оказаться контрпродуктивными.

Фактором, тормозящим наше продвижение вперед, остается отставание общественного сознания, приверженность к старым психологическим установкам. Необходимо стимулировать активность и самостоятельность, материальную заинтересованность, используя для этих целей СМИ, показывать несостоятельность расчетов на перераспределение путем раскулачивания или на обязанность государства содержать своих граждан.

Остановимся теперь еще на одном проявлении кризисных потрясений. Мы имеем в виду финансовый кризис, волны которого нахлынули на нашу страну в 1997–1998 гг.

Финансовый рынок состоит из четырех взаимосвязанных сегментов: рынка государственных ценных бумаг, рынка корпоративных бумаг (акций и др.), денежного рынка (депозитов и кредитов) и валютного рынка. Национальный финансовый кризис явился в известной степени проявлением тех потрясений, которые захватили рынки энергоресурсов и золота. Но в крупных странах роль путеводителей остается, как правило, за внутренними обстоятельствами, к тому же низкий уровень монетизации (нет худа без добра) ограничивает пока что российское присутствие на мировом финансовом рынке.

Главными причинами финансового кризиса в России выступают два фактора: бюджетный дефицит и огромный государственный долг. К тому же почти половина ГКО принадлежала в 1997 г. иностранным инвесторам или резидентам со значительным иностранным участием. При ухудшении конъюнктуры они продают российские ценные бумаги, провоцируя тем самым их дальнейшее обесценение. К тому же осень 1998 г. – время массовых выплат по государственным обязательствам – обнаружила несостоятельность российских банков.

Цена кредита – инструмент деликатный, требующий осторожности и сбалансированности. Скачки процентных ставок при отсутствии необходимого доверия к банковской системе не стимулируют инвестиции, провоцируют уход сбережений в валюту.

Упор в финансовой политике на внешние заимствования возник не от хорошей жизни. Даже при относительно либеральных ставках МВФ ежегодные расходы на обслуживание задолженности становятся главной расходной статьей бюджета.

Таковы некоторые мысли по поводу финансового кризиса, его валютную составляющую мы пока что оставляем в стороне. Но в отличие от происходящих порой промышленных или аграрных кризисов, не говоря уж об экологическом, финансовые катастрофы хотя и не проходят бесследно, все же быстротечны и не столь разрушительны.