Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономическая ТЕОРИЯ / Бункина М.К. и др. Макроэкономика. 2000.doc
Скачиваний:
101
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
8.75 Mб
Скачать

5. Методы лечения денег

Спад, сопряженный с инфляцией, лечат разными средствами. Самым простым, хотя, по общему признанию, недостаточно эффективным, является лечение «подобного подобным» – дозированными денежными вливаниями, позволяющими целенаправленно стимулировать спрос и производство. В экономической лексике это называется политикой «дешевых» денег. Но конечно же от этого вегетарианского лечения оздоровление может при этом наступить, когда болезнь еще не запущена.

Существует и другой, консервативный метод борьбы с инфляцией. Это – денежный «зажим», вслед за которым возникает временное угнетение производственной активности, новый спад. Но вместе с этим негативом здесь можно добиться ослабления роста цен. Рыночная экономика вынуждена приспосабливаться к торможению ценовой динамики. Изыскиваются возможности повышения производительности труда, сокращения издержек, использования более дешевых материалов. Теперь можно несколько ослабить обруч, стягивающий денежную массу, запустить машину избирательного кредитования. Этот метод лечения (политика дефляции) был применен во многих странах, находившихся в условиях гиперинфляции и экономической разрухи*. Правда, некоторые западные эксперты называют политику дефляции пирровой победой, считают, что выигрыш от торможения инфляции не компенсирует потери, связанные с неизбежным, хотя, может быть, и временным, падением производства и безработицей.

* В сборнике статей Г. Касселя «Инфляция и валютный курс» (М., 1995) показаны все «за» и «против» той дефляционной политики, которую проводили'после Первой мировой воины.

Весьма осторожным и продуманным должно быть само «снятие зажимов». М. Фридмен проводит аналогию с постепенно сползающей вниз каменной улыбой. Чтобы остановить ее, вы ставите преграды. А теперь вообразите, что эти преграды решили снять. Результатом будет немедленное лавинообразное падение.

Рассмотрим теперь некоторые радикальные антиинфляционные меры. «Нам не известны, – пророчески писал Дж. Кейнс в 1923 г., – ни одна сколько-нибудь продолжительная война, ни один значительный социальный переворот, которые бы не сопровождались сменой законных платежных средств»*.

* Кейнс Дж.М Трактат о денежной реформе // Избр. произведения. М., 1993. С.9

Денежные реформы

Для обозначения денежных реформ разной степени радикальности существуют следующие исходные понятия.

• Деноминация, при которой старые денежные знаки обмениваются в определенной пропорции на новые, происходит как бы утяжеление денежной единицы. Деньги, не предъявленные к обмену, теряют силу. Соответственно пересчитываются цены, доходы и пр. В чистом виде деноминация проводится, как это обычно говорят, для упорядочения денежного обращения и облегчения расчетов. Достаточно часто, однако, потяжелевшая денежная единица снова начинает инфляционный бег и обесценивается. Это мероприятие было проведено в нашей стране в январе 1961 г. В обращение были введены новые купюры, обмен которых на старые производился в соотношении 1:10, в той же или почти в той же пропорции уменьшились доходы, вклады и цены. Реформа 1961 г. стала трамплином для дальнейшего раскручивания инфляции, сначала медленной, постепенной, скрытой. Она была неизбежна, так как товарный дефицит нарастал.

• Нуллификация предполагает прямое аннулирование, т.е. признание недействительными, запрещенными к приему обесценившихся дензнаков.

Примером нуллификации является советская денежная реформа 1922–1924 гг. До этого в стране обращались триллионы совзнаков. В несколько этапов они были «обменены» на казначейские билеты в пропорции 50 млрд. совзнаков на один новый казначейский билет рублевого достоинства, т.е. практически аннулированы.

За 1944–1950 гг. в большинстве воевавших стран, в том числе и в СССР, были проведены конфискационные денежные реформы, сочетавшие в себе элементы деноминации и нуллификации.

Во время денежных реформ, являющихся следствием чрезвычайных обстоятельств, обмен старых денег на новые происходит в пропорциях, которые дифференцированы в зависимости от количества предъявляемых к обмену купюр, величины вкладов в депозитных учреждениях, происхождения оборотных средств и амортизационных отчислений предприятий.

Практика показывает, что конфискационный компонент может «работать» и без формальностей. Конфискацию сбережений населения и разного рода фондов осуществляет сам галопирующий инфляционный процесс. Бремя невзгод правители исправно взваливают на плечи населения. Оно отвечает и за некомпетентность, и за ошибки политических лидеров. Подобное мы наблюдаем повсеместно, где пытаются привести экономическую систему в относительное равновесие. Российский народ отличается терпением, он, как говорится, хорошо держит удары судьбы. Но конфискационные эффекты не могут все же превращаться в явления постоянно действующие. Они разрушают экономику, да и долготерпению народа может прийти конец. Прав был все-таки старец Авраамий (XVII в.), призывавший держателей финансов российских «самим разорителями страны не быть».

* * *

Двигаясь к рынку, наша экономика, к сожалению, в первую очередь усваивает его отрицательные стороны. Понятно, что трудности освобождения от хозяйственного тоталитаризма и отсутствие опыта государственного регулирования в условиях рынка часто чреваты неудачами. Вряд ли удастся быстро стряхнуть с себя тяжесть инфляции, тем более при помощи административных мер. Задача состоит, скорее, в сдерживании процесса и приспособлении к нему.