Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
216
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
3.13 Mб
Скачать

10. Значение дореформенной статистики

 Хотя мероприятия 30-х и последующих годов дали значительное улучшение в области статистики, все же положение ее оставалось мало удовлетворительным. Это сознавалось специалистами - современниками. Некоторые из них приходили даже к выводу о невозможности использовать данные русской статистики. Но это не так.

При историческом изучении возможны различные случаи и положения. При одних задачах необходимо иметь возможно более точные данные, при других – и более частых – существенно не абсолютное значение цифрового материала, а его относительная величина, точнее – различие ряда сравнимых, но хотя бы и не имеющих абсолютной точности показателей. Как ни неудовлетворительны цифры статистики первой половины ХIХ в., как ни ошибочны они, но характер этих ошибок повторяется в данной цепи статистических величин и потому не лишает историка возможности оперировать с этими данными. В самом деле, сведения метрических книг неточны; итоги, даваемые ими, не вполне соответствуют действительному количеству рождений, раков, смертей, но это несоответствие повторяется из года в год. Поэтому отношение между итогами весьма близко к реальному отношению между фактической прибылью и убылью населения. Раз это так, то пользование этими итогами вполне законно и принципиальной ошибки не представляет. Но историк должен принять все необходимые предосторожности, проверить данные с точки зрения совпадения территории, принципов учета, одним словом, убедиться в их однородности. То же самое мы можем сказать и относительно ряда других материалов.

Другое дело – пользование величинами, заимствованными из разных источников. Всякий, привлекающий такого рода данные, должен прежде всего убедиться в их сравнимости, во внутренней однородности структуры показателей или определить степень, величину неоднородности и тогда судить, в какой мере возможно использование этих показателей. Наконец, как не раз отмечалось выше, часто оказывается необходимым брать не готовые итоги статистических изданий, а перерабатывать их, чтобы избежать бессодержательности средних величин и элиминировать иные особенности методологии дореформенной статистики. В значительной части случаев такая переработка возможна.

 

§ 3Б. Статистико - экономические материалы. Пореформенная статистика

1. Организация статистики во второй половине века

Мы видели выше, как подготовка крестьянской и городской реформ повела к необходимости изучить соответствующий круг вопросов, а изучение вызвало возникновение новых статистико-экономических изданий. В дальнейшем, по мере роста изменений социально - экономического порядка и  усложнения возникавших перед административными органами вопросов, правительство поняло невозможность управлять и вести государственное хозяйство без учета происходящих в нем процессов.

Так, проблема хлебного экспорта, особенно важная с точки зрения государственного бюджета, и вопрос о развитии внутреннего рынка были побудительными причинами для перестройки сельскохозяйственной статистики. Под влиянием роста торгового оборота и железнодорожных перевозок вырастала транспортная статистика. Рост капиталистической промышленности вызвал к жизни статистику рабочего движения и перестроил промышленную статистику. По мере роста и углубления капиталистических отношений совершенствовались органы статистического   учета и изменялась его система.

Продолжал, как и прежде, существовать Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел. Предполагалось, что созданный при нем специальный совет окажется органом, объединяющим и направляющим работу всех ведомств, но на практике это не осуществилось, и Комитет остался органом только своего министерства. Центральный статистический комитет во второй половине века гораздо шире раздвинул рамки своей деятельности, касаясь вопросов и демографической статистики, и сельскохозяйственной, и моральной и т. п.

Местными органами статистики по Министерству внутренних дел оставались подчиненные губернаторам губернские статистические комитеты. К концу ХIХ в. статистические комитеты существовали во всех 49 губерниях Европейской России, а также в губерниях: Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской и в областях: Якутской, Забайкальской, донской, Семипалатинской и Акмолинской.В землях казачьих войск – Уральского, Сибирского и Астраханского – обязанности комитетов были возложены на  войсковую канцелярию. Закон требовал, чтобы губернаторы имели точные и возможно более подробные и разнообразные сведения о губернии. Губернаторы должны были иметь данные о населении, качестве почвы, количестве лугов, лесов и прочих угодий, о фабриках, заводах, занятиях жителей, о реках, медицинских учреждениях, податях, монастырях; губернаторский отчет должен был сопровождаться рядом статистических таблиц и ведомостей. Наиболее важные сведения (о движении населения, посеве и урожае, фабриках и заводах, сборе налогов, преступлениях, учебных заведениях и учащихся и некоторые другие) сообщались ежегодно, другие (о вероисповедном составе населения, землевладении, распределении земель на удобные и неудобные и т. д.) – не каждый год. Составление этих сведений и было текущей работой губернских комитетов. Для получения необходимых данных рассылались соответствующие бланки по учреждениям.

Часть своих материалов губернские статистические комитеты получали от казенных палат, от начальства учебных заведений и других учреждений. Но основными поставщиками статистических данных были полиция и духовенство. Духовенство сообщало сведения о движении народонаселения. Почтипо всем вопросам административной и экономической статистики собирала материал полиция. Данные о ценах на продовольствие, видах на урожай, сведения о церквах, монастырях, учебных заведениях, фабриках и заводах получались от полиции. Естественно, что ни исправники, ни становые сами не собирали сведений; для этого им пришлось бы опрашивать местное население, – такие случаи были лишь исключениями. Становые требовали данных о крестьянах от волостных правлений. Для получения сведений о фабриках полиция раздавала бланки предпринимателям. Никто не проверял сообщавшихся ими показателей, волей полиции определялось, кому дать бланк, кому – нет. Поэтому точность такого рода данных была довольно сомнительной.

Независимо от Центрального статистического комитета велась статистическая работа рядом других ведомств. Много в этом отношении было сделано Министерством финансов,  различные департаменты которого собирали и публиковали материалы по вопросам, связанным с их деятельностью. Министерство государственных имуществ, Министерство путей сообщения систематически издавали результаты своей работы. Военное и морское ведомства хотя и концентрировали у себя большой статистический материал, но – по понятным причинам – не публиковали его. То для для конца ХIХ в. следует сказать и про департамент полиции, ведший учет аграрного и рабочего движения с самого начала своего существования, но особенно полно начавший их регистрировать с 1887 г. Данные эти были секретны.

Министерство народного просвещения, Синод, Министерство юстиции и другие ведомства специальных изданий не выпускали, печатая свои данные в периодических изданиях («Журнал Министерства народного просвещения», «Правительственный вестник»).

Наряду с этими учреждениями существовали статистические организации, охватывавшие каждая несколько губерний. Такими были: Варшавский статистический комитет, Закавказский (ранее Кавказский) статистический комитет, Статистическое бюро в Финляндии. Из них два последних были особенно деятельными.

И во второй половине века статистика в России была распылена; единого направления и однородных приемов собирания материала не было. Сведения однородные попадали в разные ведомства, где обработка полученного материала часто происходила в оперативных частях ведомства (министерские департаменты) и удовлетворяла не столько исследовательские запросы, сколько административные нужды. Постановка статистического дела явно не обеспечивала необходимого качества материала.

Земская статистика. По возникновении земства, в силу невозможности для земских органов получить сколько-нибудь удовлетворительный статистический материал от правительственной статистики,земства были вынуждены сами собирать нужные данные. Начало этому положило Вятское губернское земство (до того приглашали отдельных статистиков некоторые земства, например, Тверское, но единоличных усилий было недостаточно). Постепенно стали возникать статистические учреждения и в других губерниях (в период с 1873 по 1886 г.). Уже в 1876 г. Московское и Черниговское губернские земства предприняли специальные статистические экспедиции по изучению крестьняского хозяйства своих губерний.

Кроме такого рода капитальных работ, основанных на подворных переписях, земства создали свою корреспондентскую сеть, при помощи которой получали текущие сведения о погоде, ходе сельскохозяйственных работ, ценах на рабочие руки, сельскохозяйственные продукты и т. д.

Статистические работы стали вести и городские самоуправления, исследуя вопросы, касавшиеся их практической деятельности, а имение – вопросы о движении населения, продовольственном рынке города и ценах, несчастных случаях и т. д. Раньше всего статистическая работа была начата в Петербурге и Москве, где производились городские переписи населения и велся текущий учет. Итоги публиковались в специальных ежегодниках или в периодических изданиях соответствующей городской думы. Вслед за столицами статистическую работу и издание ее результатов организовали и некоторые другие города.