Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
216
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
3.13 Mб
Скачать

5. Путевые записки второй половины века

При развитии железных дорог, экономических и иных связей между отдельными районами в Европейской России путешествия как литературная форма описания отдельных территорий в целом утеряли свое значение. Наиболее важные сведения о каждой из областей и без того попадали в текущую печать, в статистику и т. д. Научное значение сохранили лишь путешествия, ставившие своей целью изучение какого - либо определенного вопроса, например этнографические, и др. Их описания приобретают более специальный и узкий характер, чем прежние -  описания путешествий.

Но тип этнографо-географического путешествия сохраняется по отношению к мало исследованным и изученным окраинным районам страны. В 50–70 - х годах особенное внимание привлекают Приморье, Уссурийский край, неисследованные районы Средней Азии. В ряду описаний таких районов важнейшее место занимают путевые записки, оставленные замечательным русским ученым путешественником Пржевальским.

Николай Михайлович Пржевальский (1839– 1888) происходил из военной семьи. С детства он питал страсть к охоте и странствованиям. Будучи преподавателем истории и географии в Варшавском юнкерском училище, он изучал путешествия по Африке, В 1867 г. Пржевальский был командирован в Уссурийский край. В 1871 г. совершил путешествие по Средней Азии, в 1872–1873 гг. – по Тибету и Монголии. Свои путешествия продолжал он и позже и во время одного из них умер

в Караколе (ныне Пржевальск). Он оставил ряд путевых записок: «Путешествие в Уссурийском крае», «От Кульджи за Тянь - Шань и на Лоб - нор», «Третье путешествие в Центральной Азии» и др. Рассмотрим первое из них.

Записки начинаются изображением природы, растительного и животного мира на берегах Шилки, Амура, Уссури. Затем автор дает характеристику населения, прежде всего казачьего.

«По всему правому берегу Уссури, от ее низовья до впадения Сунгачи, поселен Уссурийский пеший батальон Амурского казачьего войска. Он занимает 28 станиц, которые расположены в расстоянии 10–25 верст одна от другой и все выстроены по одному и тому же плану». Казаки сюда были переселены из Забайкалья, их брали там по жребию и лишь богатые могли нанять вместо себя других. «...Казаки, с первого раза, стали смотреть враждебно на новый край, а на себя самих, как на ссыльных. Дальнейшее десятилетнее житье нисколько не переменило таких воззрений и не улучшило их положения. Как прежде, так и теперь везде на Уссури слышны горькие жалобы на разные невзгоды и тоскливое воспоминание о прежних покинутых местах... «Какое тут житье, – обыкновенно говорят казаки, – зимою есть нечего, с голоду умирай, а летом от гнусу ни самому, ни скотине деться некуда...»

Пржевальский описывает торговлю, обмен между русскими купцами и китайцами, являющимися посредниками в торговле русских с местным – гольдским, или орочонским, – населением.

Из Хабаровска автор двинулся вверх по Уссури, ее притокам, к озеру Ханка, По ходу своего путешествия Пржевальский говорит о приемах ловли рыбы, заготовки ее, о сельском хозяйстве и скотоводстве.

Специальную главу посвящает Пржевальский местным народам: китайцам, гольдам и др. Он рассказывает о хозяйстве китайцев, разведении женьшеня, устройстве домов – фанз, добыче морской капусты и т. п. Отмечает миролюбивый характер гольдов, ничтожное количество преступлений среди них. Гольды– охотники и звероловы; автор уделяет много места описанию их промысловых приемов. Сообщает он, например, и о ловле сазанов на кусочек красной материи или козлиной шкуры в качестве приманки и о приемах охоты на соболя и т. д. Пржевальский описывает корейские деревни, одежду, обычаи корейцев, положение женщины. Рассказывает о похоронных обрядах и поминках, на которых он сам присутствовал, о посещении корейского города и т. д.

В известной мере продолжателем исследований Пржевальского был позднейший путешественник – Арсеньев, книги которого изображают тот же край, но несколькими десятками лет позже.

На протяжении ХIХ в. характер литературы путешествий изменялся не один раз, и не все образцы путевых записок представляют ценность и интерес. В этом отношении существенно учесть и задачи автора, и подготовленность его для их осуществления, и различные (например, литературные) воздействия, определяющие характер его произведения.

Если вдали отбросить не имеющее ценности, то общей особенностью содержания путешествий следует признать то, что они являются источником сведений по преимуществу этнографического и бытового характера. Значение путешествий как источника особенно возрастает, когда дело касается истории народов. Для изучения этого вопроса путешествия дают особенно много.