Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психоанализ-учебное пособие.doc
Скачиваний:
256
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
881.15 Кб
Скачать
    1. Методика ассоциативного толкования сновидений в режиме работы с пациентом и в режиме самоанализа

Технику работы со сновидением Фрейд описывает следующим образом. Пациент рассказывает сновидение, аналитик выслушивает его спокойно, не вдаваясь в размышления. Сначала нужно отрешиться от явного содержания и потребовать от сновидца освободиться от впечатления явного сновидения, направив его внимание к отдельным фрагментам и сообщить по порядку все, что приходит в голову по поводу этих фрагментов. З.Фрейд предложил несколько техник работы с ассоциациями. Первая – классическая - техника определяется Фрейдом как наиболее пригодная для самоанализа сновидений. Она предполагает хронологическое продвижение, т.е. приведение своих ассоциаций к элементам сновидения в том порядке, в котором эти элементы встречаются в воспоминании (сообщении) о сновидении. Вторая техника предполагает начать работу с какого-либо элемента из середины сновидения: наиболее впечатляющего, самого ясного или сенсорно интенсивного, или со слов, произнесенных в сновидении, способных привести к воспоминанию слов, произнесенных при бодрствовании. При третьем варианте явное содержание сначала совершенно игнорируется, а сновидец описывает события предыдущего дня, которые ассоциируются с рассказанным сновидением. Четвертый вариант, используемый с пациентами, знакомыми с техникой интерпретации, заключается в том, что сновидец не получает никаких инструкций и сам решает. С каких ассоциаций к сновидению он начнет. Кратчайшим путем для толкования сновидений Фрейд считает обращение к переживаниям предшествующего дня, так как они всегда находятся в тесной связи с содержанием сновидения.

Такое вызывание ассоциаций приводит к пониманию соотношения между ассоциацией и сновидением: «Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, которая была сделана по пока еще непонятным правилам, а его элементы выступают как бы избранными рпедставителями всего их множества» [2; С.516].

Поскольку техника интерпретации, в отличие от концептуальных теоретических основ, за более чем столетнюю историю претерпела значительное изменение, можно остановиться на этом подробнее. Начать, видимо, следует с утверждения о том, что «техника интерпретации сновидений, описанная Фрейдом как «классическая», почти забыта» [7; С.241].

Томэ и Кэхеле предлагают относиться к свободным ассоциациям «прагматически и не упускать из виду значительной роли, которую играет аналитик, просто активно слушая, в создании связей, которые он интерпретирует». Они же указывают на то, что на сегодняшний день метод свободных ассоциаций не является просто инверсией работы сновидения. Используемое ими выражение «ассоциации в связи с темой» описывает ассоциации сновидца, которого побуждает аналитик в связи с отдельными элементами сновидения.

Крис понимает метод и процесс свободных ассоциаций как обычный процесс, при помощи которого сновидец пытается выразить свои мысли и чувства словами, а аналитик помогает ему в этом.

Исследование форм, которые принимают свободные ассоциации к сновидению, позволило Райс выделить проблему, заключающуюся в том, что пациенты не всегда способны дать ассоциацию к сновидению.

Спенс делит ассоциации на первичные и вторичные. Исходным для этого положением является положение о том, что ассоциации соответствуют мыслям сновидения, потому что регрессия во время ассоциирования соответствует состоянию «доброкачественной регрессии» во время сна или влюбленности. Первичные ассоциации причинно связаны со сновидением и приводят к восстановлению его подробностей. Вторичные ассоциации бывают подсказаны самим сновидением и уводят от восстановления его подробностей.

Шпехт, указывая на расплывчатость концепций и правил психоаналитической интерпретации, предлагает понимать интерпретации сновидений не только как описательные утверждения, но и как рекомендации. Его концепция и принципы работы со сновидениями позволяет включить дневные остатки, травмы многолетней давности.

10. Основные механизмы работы сновидения как проявление динамической структуры бессознательного: основы общей теории истолкования. Понятие дневного остатка и вторичной обработки сновидения: способы работы с ними.

Фрейд утверждает преимущественную роль «свежих» впечатлений, то есть впечатлений предыдущего дня: «…то, что занимает нас днем, владеет нашим мышлением и в сновидении, и мы видим во сне лишь такие вещи, которые дали нам днем повод к размышлению» [1; С.183] . Содержанием же сновидения являются второстепенные впечатления. Анализируя смысл сновидений, мы приходим к тому, что «все указывает на важные и значительные переживания».

Предсознательные дневные остатки, являющиеся не только желаниями, а носящие любой характер, проникают в сновидение и при помощи его содержания стремятся дойти до сознания. Фрейд делит их на группы. 1 – не доведенное до конца днем; 2 – незаконченное или неразрешенное из-за утомленности сновидца; 3 – оттесненное и подавленное в бодрствовании; 4 – то, что откликается в Бсз из-за работы системы Псз; 5 – индиффирентные дневные впечатления. Дневные остатки, по З.Фрейду, лежат на пересечении двух ассоциативных линий: одна ведет к инфантильному желанию, другая – к желанию в настоящем. Дневные остатки «не только не заимствуют ничего у системы Бсз., когда принимают участие в образовании сновидения, не только не заимствуют у нее движущую силу, которой располагает отодвинутое желание, но что и сами дают бессознательному нечто необходимое» [1; С.490].

Дневные остатки призваны аффективно связывать мышление в состоянии бодрствования и сновидческое мышление. Вместе с тем, Фрейд указывает на то, что именно дневные остатки, а не сновидения, являются «истинными нарушителями сна» [там же].

Первоначальное, непосредственное понимание сновидения начинается с выявления дневных остатков с опорой на ассоциации пациента.

11. Манифестное и латентное содержание сновидения. Проблема объективного и субъективного предела истолкования сновидения. Искусственные сновидения.

Природа отношений между явными и скрытыми элементами сновидений очень трудна для понимания [7; С. 210]. Фрейд указывает на то, что явные элементы сновидения являются не столько искажением скрытых элементов, сколько их пластическим, конкретным, образным изображением, заменяющим слова. Таким образом, задача психоаналитика в толковании сновидений заключается в том, чтобы трансформировать образы вновь в слова и мысли. Особенно важно это именно в психоаналитической терапии, так как именно мысли, слова, обуславливают возможность диалога пациента с аналитиком. Сложность заключена в том, что для того, чтобы определить, какое слово замещается конкретным образом, нужно знать, из какого образа это слово возникло – а это то, что уже давно забыто.

В начале создания своей теории З.Фрейд рассматривал латентное сновидение как аналог дневных остатков, затем появилось представление о том, что это трансформированное явное содержание сновидения, каковым является желание, которое необходимо истолковать.

Во «Введении в психоанализ» Фрейд рассматривает работу сновидений как трансформацию латентных мыслей (скрытых желаний) под влиянием цензуры в выражение иным, регрессивным, или архаичным способом. В шестой главе «Толкования сновидений» описаны механизмы превращения латентных мыслей в явное содержание: сгущение, смещение, образное представление, вторичная переработка (см. подробнее в ответе на вопрос № 5). Интерпретация же заключается в работе, являющейся противоположностью работе сна – за явным, манифестным содержанием вскрыть содержание латентное. Каким образом это желается? Путем работы с ассоциациями сновидца по поводу сна. Фрейд описывает такую работу в седьмой главе «Толкования сновидений»: «При анализе сновидений моих пациентов я обычно очень успешно произвожу следующего рода испытание. Когда сообщенное сновидение кажется мне вначале малопонятным, я прошу рассказчика повторять его мне. Повторение в очень редких случаях воспроизводит его в тех же словах. Те части, которые приобрели измененное выражение, представляются мне тотчас же слабыми местами маскировки сновидения…Моя просьба повторить еще раз сновидение предупреждает рассказчика, что я собираюсь приложить особое усилие к его толкованию, поэтому под влиянием чувства сопротивления он тотчас же предохраняет слабые места, заменяя предательское выражение их каким-либо другим, более или менее отдаленным. Он обращает тем самым мое внимание на измененное им выражение. По усилиям, с которыми защищается разрешение сновидения, я могу судить о тщательности, с которой оно замаскировано» [1; С. 451]. Процедура, таким образом, заключается в том, что сновидец рассказывает аналитику мельчайшие детали сновидения и ассоциации без критического осмысления, при том, где задачей аналитика является снятие сопротивления и акцентирование внимания на непроговоренных деталях.