Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психоанализ-учебное пособие.doc
Скачиваний:
256
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
881.15 Кб
Скачать

12. Основные отличительные черты фрейдистского, адлерианского и юнгианского подходов к пониманию природы сновидений и способу их истолкования.

К.Г.Юнг рассматривал сновидение как проявление бессознательного, указывая на то, что, в принципе, интерес к сновидению может быть в том случае, когда признается наличие самого бессознательного. В противном случае сновидение является лишь «бессмысленным конгломератом осколков дневных впечатлений» [11; С. 155]. Оппонируя Фрейду по вопросу о природе сновидения и связи его с бессознательной и сознательной сферами, Юнг пишет: «Обнаружилось, что многие сны представляют образы и ассоциации, аналогичные первобытным идеям, мифам и ритуалам. Эти сновидческие образы были названы Фрейдом "архаическими пережитками", само выражение предполагает, что они являются психическими элементами, "выжившими" в человеческом мозгу в течение многих веков. Эта точка зрения характерна для тех, кто рассматривает бессознательное лишь как придаток к сознанию (или, более образно, как свалку, куда сбрасывается все, от чего отказалось сознание). Дальнейшее исследование показало, что такое отношение несостоятельно и должно быть отвергнуто. Я обнаружил, что ассоциации и образы подобного рода являются интегральной частью бессознательного и могут возникать везде - вне зависимости от образованности и степени ума человека. И эти ассоциации и образы ни в коей мере не безжизненные или бессмысленные "пережитки". Они до сих пор живут и действуют, оказываясь особенно ценными в силу своей "исторической" природы. Они образуют мост между теми способами, которыми мы сознательно выражаем свои мысли, и более примитивной, красочной и живописной формой выражения. Но эта форма обращена непосредственно к чувству и эмоциям. Эти "исторические" ассоциации и есть звено, связующее рациональное сознание с миром инстинкта» [14].

Юнг опосредует содержание сновидения стадией психотерапевтического лечения. Так, в соответствии с точкой зрения Фрейда, он считает, что сновидение в первоначальный период лечения является показателем этиологически существенного фактора: «То, о чем сознательная предыстория болезни только позволяет догадываться…предстает в сновидении самым ярким образом» [11; С. 157]. Поэтому при анализе сновидения Юнг предлагает учитывать тот факт, что “сновидение является выражением, манифестацией внутренней ситуации, в которой сознание либо вообще не желает признаться, либо “делает это с крайней неохотой” [11; С. 158].

На начальной стадии аналитической терапии сновидение используется аналитиком для постановки диагноза, позволяя понять этиологию гнвроза, спрогнозировать ситуацию и показывает ту часть психики, которая нуждается в терапии. Сновидение, по Юнгу, показывает: а) этиологический фактор; б) прогноз лечения; в) антиципацию; г) терапевтическую подсказку.

На начальной стадии сновидения прозрачны и имеют четкую структуру.

На следующей стадии терапии сновидения перестают быть ясными. Они являются симптомами перехода на вторую стадию. Пациент перестает понимать свои сновидения, а понимание аналитика не помогает, так как «предвосхищает собственное развитие пациента и оказывает на него тем самым парализующее воздействие» [11; С.162]. Юнг считает неприемлемым внушение со стороны аналитика, так как внушение в принципе несовместимо с аналитической терапией, стоящей «намного выше внушения» [11; С. 163]. Проблема техники, внушения и интерпретации сновидений в аналитической психологии поднимается Юнгом в ряде работ. Он пишет, в частности: «Сам анализ не столько техника, которую можно выучить, а затем применять согласно правилам, сколько диалектический многосоставной обмен между двумя личностями. Если его проводить механически, то индивидуальная психическая личность теряется и терапевтическая проблема сводится к простому вопросу: чья воля будет доминировать - пациента или аналитика?»[14].

Содержание сновидений по Юнгу. Юнг указывает, что взгляд на сновидение как на исполнение желания устарел. Кроме этого, «в сновидениях нам могут являться неприкрытые истины, философские сентенции, иллюзии, безудержные фантазии, воспоминания, планы, предвосхищения грядущего, даже телепатические видения, иррациональные переживания и Бог знает что еще» [11; С. 163].

Работа с неясным сновидением. Тщательное установление контекста, метод: «тщательное, вполне осознанное выявление ассоциативных связей, объективно группирующихся вокруг сновидческого образа». Нужно обязательно учитывать при этом, что смысл сновидения заключен в явленном сознанию сновидческом образе и нужно придерживаться этих рамок.

Важен анализ серии сновидений, а не отдельно взятого сновидения, так как «благодаря последующим сновидениям удается исправить ошибки, закравшиеся в истолкование предыдущих»[11; С. 167].

Существуют также сновидения, которые показывают не этиологию, а отношение к аналитику. М.Якоби в работе, отвечая на вопрос, влияет ли перенос на сновидения, указывает: «Как только мы начинаем проходить анализ, содержание аналитических бесед занимает наше сознание, и на это со стороны бессознательного следует соответствующая реакция. Правда и то, что мы полностью осознаем, что в дальнейшем этот сон будет обсуждаться с аналитиком…Именно поэтому сны очень часто содержат некое послание, обращенное к аналитику» [13; С.41].

Отношение между сновидением и бессознательным, по Юнгу, строится на принципе компенсации, который является, по утверждению Юнга, и одним из наиболее проверенных работающих принципов толкования снов: «Для сохранения постоянства разума и, если угодно, физиологического здоровья, бессознательное и сознание должны быть связаны самым тесным образом, двигаться параллельными путями. Если же они расщеплены или "диссоциированы", наступает психологическая нестабильность. В этом отношении символы сна - важные посланники от инстинктивной к рациональной составляющей человеческого разума, и их интерпретация обогащает нищету сознания, так как она учит его снова понимать забытый язык инстинктов» [14]. Вопрос, решаемый Юнгом при анализе сновидения: «Какая из сознательных установок компенсируется конкретным сновидением?» Сновидение приводится в тесную связь с состоянием сознания, оно – не изолированное событие, находящееся в отрыве от сознания. Между сновидением и сознанием существует строжайшая причинная связь. В бессознательном же сновидца всегда есть тенденция, породившая сновидение. Главный вопрос: зачем (а не почему) сновидцу приснился сон? В сновидении гармонично сочетаются, интегрируются сферы бессознательного и сознания.

Функция сновидения – быть информативным и контролирующим органом, фактором формирования личности: «Общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психический баланс посредством производства сновидческого материала, который восстанавливает - весьма деликатным образом - целостное психическое равновесие. Я назвал бы это дополнительной (или компенсаторной) ролью снов в нашей психической жизни» [14].

При толковании сновидения, кроме конкретной сознательной ситуации, нужно обращать внимание на философские, религиозные, моральные убеждения, свойственные сознательной сфере. Если Фрейд признает наличие устойчивых сексуальных символов, то по Юнгу, символику сновидения следует рассматривать в виде выражения еще не осознанного и не оформленного понятийного содержания, связанного с сознанием. В качестве обоснования особенности своего подхода к символике сновидения Юнг обращается к фаллическим символам: «даже дикари и древние, весьма свободно обращавшиеся с фаллической символикой, никогда не допускали отождествления фаллоса в качестве ритуального символа с пенисом. Фаллос постоянно выступал в качестве выражения творческой манны» [11; С.175]. Тем не менее, в работе «Архетип и символ» Юнг признает наличие общеупотребимых символов: «Правда, есть сны и отдельные символы (я бы предпочел назвать их "мотивами"), достаточно типичные и часто встречающиеся. Среди таких мотивов наиболее часты падения, полет, преследование хищными зверями или врагами, появление в публичных местах в голом или полуголом виде или в нелепой одежде, состояние спешки или потерянности в неорганизованной толпе, сражение в безоружном состоянии или с негодным оружием, изматывающее убегание в никуда. Типичным инфантильным мотивом является сон с вырастанием до неопределенно больших размеров или уменьшением до неопределенно малых, или переходом из одного в другое, - что мы часто встречаем, к примеру, у Льюиса Кэролла в "Алисе в стране чудес". Но следует подчеркнуть, что эти мотивы необходимо рассматривать в контексте всего сна, а не в качестве самообъясняющих шифров» [14].

В теоретическом, научном аспекте толкования сновидений символы возводят к архетипам. В практическом смысле – нужно соотносить значение символа и сознательную ситуацию, т.е. отказаться от предвзятого мнения и попытаться узнать, что оно значит для пациента.

Юнг требовал от пациентов ведения дневника сновидений и их толкований, прихода на сеанс с заранее написанным сновидением, на позднейших стадиях терапии – самостоятельный разбор сновидения как самостоятельное обращение со своим бессознательным. Во «Введении в аналитическую психологию» Р.Робертсон пишет: «Поскольку сновидения существуют на грани сознания и бессознательного, то, записывая и анализируя их, мы строим мост между этими двумя областями» [12; С.95].

Робертсон предложил методику анализа собственных сновидений в рамках аналитической психологии. Его рекомендации сновидцу поэтапны:

  1. Выделите людей и объекты, присутствующие в ваших сновидениях и рассмотрите их как символы;

  2. Найдите и проанализируйте свои ассоциации с этими объектами, выделите ассоциации, имеющие наибольшее значение, при этом не игнорируя остальные;

  3. Поработайте со словом (возможно, с помощью словаря), находя все обозначения и смыслы;

  4. Если элемент сновидения вызовет воспоминание о мифе, то перечитайте его и подумайте, как он проясняет сновидение;

  5. Доверяйте ощущениям: если Вы чувствуете, что сновидение было значимым, или если сновидение кажется неважным, то отложите анализ и вернитесь к нему позже;

  6. Постарайтесь почувствовать связь со сновидением каким-то необычным способом (например, закрыть глаза и вернуться в сон), вернитесь в ту часть сновидения, которая привела Вас в замешательство с помощью метода «активной имажинации», разговаривайте с людьми или предметами из сновидения с помощью «горячего стула», либо запишите на бумаге, возможно с помощью медитативных техник или театральных средств.

Приложение 1

О ВОЗРОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ

ФИЛОСОФСКОГО,

КЛИНИЧЕСКОГО И ПРИКЛАДНОГО ПСИХОАНАЛИЗА

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РФ