Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.А. Вартумян, Т.А. Корниенко_ПОЛИТОЛОГИЯ_учебн....doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
25.12.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

8.2. Региональный процесс: теоретико-политический анализ

Региональный политический процесс - это совокупное действие региональных акторов политики по реализации политических интересов, исполнению ролей, функций. Отсюда важен анализ деятельности: 1) политических институтов (органов государственной власти, местного самоуправления, партий, политических объединений и других организаций); 2) сообществ деловых, этнических, конфессиональных, социальных групп; 3) индивидов378. Кроме акторов процесс включает: факты и события повседневной политической жизни; типы взаимодействий субъектов; ресурсы; факторы процесса; социокультурную среду процесса (её «ядро» - региональная политическая культура). А.В.Дахин и Н.П. Распопов относят к компонентам процесса «культурно-историческое пространство и архетипы политической жизни региона», а среди факторов динамики развития упоминают «социокультурную традицию региона»379. На наш взгляд, региональная политическая культура более емкое явление. Оно включает устойчивую, сложившуюся систему базовых ценностей, ориентаций, норм, стереотипов поведения отношений субъектов политики в регионе с учетом его традиций, особенностей.

В зависимости от выбора осей позиционирования можно выявить некое множество векторов развития региона и его акторов, разнообразных по степени влияния и характеру воздействий на общественную систему. Значит, региональный процесс состоит из целого ряда «субпроцессов» разной длительности, локализации, направленности.

Региональный процесс имеет две сферы своего действия: внешнюю (взаимоотношения с иными регионами, с государством в целом, с субъектами мировой политики) и внутреннюю (развитие региона как политического субъекта, его отношения с муниципальными образованиями, отношения между акторами политики на уровне региона). Как отмечает Н.И. Шестов, акцент на изучении той либо иной сферы процесса в корне меняет оценки ученого380. С общегосударственной точки зрения, региональный процесс - это частный случай «матрицы» развития, в котором проявляются общие для страны закономерности и некое своеобразие. Если же взглянуть на процессы «снизу», в рамках метода кейс-стади, то развитие государства превращается в неопределенное множество уникальных «случаев» - траекторий изменений регионов381.

Если сосредоточиться на внешней сфере процесса, то в центре анализа окажутся взаимодействия органов власти регионов и общегосударственного уровня, а также условия, нормы и практика политического управления. В итоге выявляется: функционирование и развитие институтов власти; реализация региональной политики; воспроизводство и изменение структур политической системы в регионе; степень централизации/регионализации управления382.

В строении регионального процесса можно выделить базовый политический процесс - такой, который задает общий вектор и качественные черты изменений, определяет политические события и динамику массового сознания на долгосрочном интервале времени. Конкретное выражение базового процесса зависит от типа политической системы и в том числе политического режима. Если в тоталитарных системах базовым процессом может быть временной цикл войн, репрессий, пропагандистских кампаний, в демократических странах - это политическое взаимодействие граждан и власти.

События базового политического процесса могут рассматриваться как проявления активности граждан и их объединений; управленческие акты региональных органов власти; установки федеральных институтов власти, обязательные для исполнения местным сообществом.

Следовательно, налицо пересечение трех «силовых полей» региона.

Треугольник «население – региональная власть – федеральная власть» с учетом положений А.В. Дахина и Н.П. Распопова и его видения возможно использование следующего алгоритма изучения, последовательности, динамики регионального процесса.

1. Выяснение реального статуса региона в стране, степени и характера его влияния на общегосударственную жизнь.

2. Определение степени центральности / периферийности региона, направленности его отношений с центром (унитаризация, федерализм, регионализм, сепаратизм и т.д.).

3. Оценка типа и уровня развития экономической, социальной, этнической, политико-культурной подсистем региона в качестве среды и долгосрочного фактора поступательного движения.

4. Характеристика институциональной системы политической власти; взаимоотношение ветвей власти; тип режима; взаимоотношения уровней власти.

5. Выяснение параметров влияния и типа власти региональных элит, проявлений межэлитного и внутриэлитного соперничества, групп интересов.

6. Классификация видов взаимодействия государственных институтов с общественными (партиями, движениями, СМИ, этническими и религиозными объединениями и т.д.).

7. Экспертиза степени конфликтности / согласия в реальных политических практиках региона.

Разумеется, эмпирические оценки регионального политического процесса не могут быть обособленными от научных подходов, обусловленных теориями: теории модернизации политической культуры; транзитологией (теорией перехода к демократии); теориями политических культур; элитизмом и др.383. По мнению В.А. Ковалева, с чем нельзя не согласиться, ни один из подходов в отдельности не может системно объяснить политические трансформации регионов России384. Для получения выверенных объективных выводов требуется взвешенное использование методологического инструментирования, тщательная проверка гипотез, солидная эмпирическая основа.