Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vol_1.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
16.41 Mб
Скачать

ДОСОКРАТИКИ

чит, что есть реальные вещи, отделенные друг от друга, между которыми не помещается никакой другой реальной вещи.

Вот что можно было бы сказать, защищая Демокрита. Но следует признать, что интерес философа к неоднозначности слов засвидетельствован лишь в контексте, далеком от теории атомов. (Демокрит ссылался на двусмысленность слов, желая доказать, что слова чисто конвенциональны и по природе ничего не означают.) К тому же ни один фрагмент, ни одно свидетельство не подтверждают, что Демокрит распознал двусмысленность в слове einai. (Что слово это двусмысленно, часто говорил Аристотель — никогда не упоминая о том, что двусмысленность его была известна Демокриту.) Наконец,неоднозначность глагола сама по себе Демокрита не спасает. Он еще должен дать нам гарантию, что в его концепциисуществующей и не существующей пустоты нет никакого скрытого противоречия; он должен убедить нас в истинности положения, что пустота существует.

У Демократа мы находим самую утонченную и наиболее разработанную из всех досократических теорий о природе. Демокритова теория производит на нас впечатление еще и потому, что кажется более «современной», даже более истинной, чем теории его предшественников. Я вовсе не намерен лишать Демокрита заслуженной славы. Но —увы! —два столпа, на которых держится вся его система, воздвигнуты на песке: атомы увлекают нас в гносеологический тупик —только априорное умозаключение может помочь теории, претендующей на объяснение явлений и одновременно разоблачающей чувственное восприятие как вводящее в обман; пустота заключает в себе логическое противоречие —только постулат о неоднозначности слова «быть» может сделать концепцию Демокрита логически последовательной. Но эту неоднозначность Демокрит никогда не разъяснял; быть может, он никогда о ней и не думал.

Диоген из Аполлонии

«...Диоген Лполлоиийский, который был почти самым младшим из числа занимавшихся этими <вопросами>, наибольшую часть <своих сочинений> написал эклектически, давая одни учения по Анаксагору, другие же —по Лсвкиппу. Ом говорил, что естество вселенной —воздух, который бесконечен и вечей; из сгущения,

МЫСЛИТЕЛИ ДОИЛЛТОНОВСКОЙ ЭПОХИ

8l

разрежения иизменений его состояния возникает вид прочих <вещей>. Это сообщает о Диогене Теофраст...» (Симпликий. Комментарий % «Физике», 25, 1-го; DK 64 А5; KRS, п°598, р.4§9~~47о: «Диоген изАполлонии, едва ли несамый младший изфилософов, занимавшихся этими [т. е. физическими] вопросами, но большей части писал эклектически, одно излагая по Анаксагору, другое — по Левкиппу. Природой вселенной онтакже полагает бесконечный ивечный воздух; посредством сгущения иразрежения, атакже качественного изменения из него возникают формы других вещей. Так сообщает оДиогене Теофраст...»)1.

Последний издосократиков-physikoi в свое время пользовался известностью, и вполне заслуженно, поскольку он был автором прилежным и проявляющим заботу о читателях:

«Приступая ко всякому рассуждению, следует, как мне кажется,за основу взять нечто бесспорное, а в изложении быть простым и строгим» (Диоген Лаэртский IX, 572î DK 64 В ι; KRS, n°596, p. 467468: «Начиная любую речь, думается мне, надо исходить из неоспоримой истины, а изложение должно быть простым ивнушительным»).

Сохранившиеся фрагменты содержат четко выраженные мысли, иногда отличающиеся новизной, если рассматривать ихв частностях. Однако вследствие общего недостатка оригинальности —недостатка, который характеризовал его, собственно, потому, что в глазах непосвященных он был представителем философии, — Диоген изАполлонии, с нашей точки зрения, не так интересен, как его великие предшественники.

Поэтому я приведу только один отрывок, выписанный Аристотелем:

«С жилами в человеке обстоит так: есть две важнейшие. Они тянутся через брюшную полость вдоль спинного хребта, одна справа, другая слева, каждая всоответствующее бедро, ивверх — в голову, вдоль ключиц через горло. Отних протянулись жилы по всему телу: отправой — вправо, от левой — влево, две самых больших — в сердце около самого спинного хребта, а другие, чуть выше, через грудь под мышкой вкаждую руку со своей стороны; одна из них называется селезеночной, другая —печеночной. Каждая изних разветвляется на конце, причем одно ответвление идет вбольшой палец, другое —в ладонь; от них, в свою очередь, <расходятся> топкие имноговетвистые <жилки> по всей остальной руке ипальцам.

ι. Пер. А. О. Маковельского; А. В. Лебедева. 2.Пер.М. Л.Гаспарова.

82 ДС) С ОКРЛТИК И

<Две> другие, более тонкие, тянутся от первых жил: от правой— в печень, от левой —в селезенку и в почки. Те, что тянутся в ноги, разветвляются на месте сращения и идут через все бедро. Самая большая из них тянется с задней стороны бедра и выявляется толстой; другая, чуть менее толстая, <тянется> внутри бедра. Затем, минуя колено, они тянутся в голень и стопу, как и в руки. И доходят до стопы ноги, а отсюда протягиваются к пальцам.Также и в брюшную полость, и в область ребер от них <=от важнейших жил> ответвляется много тонких жил.

Те, что идут в голову через горло, выявляются крупными на шее. От каждой из них на конце ответвляется много <жил, идущих> в голову, причем те, что справа, <идут> налево, а те, что слева, — направо. Обе оканчиваются возле уха.

Рядом с большой <жилой> на шее с обеих сторон есть еще другая жила, немного меньше той, в которой сходятся большинство <жил, идущих> из самой головы. <Обе> они тянутся через горло внутрь, и от каждой из них под лопаткой тянутся <друтие> в руки. Наряду с селезеночной и печеночной <жилами> обнаруживаются и другие, чуть меньшие, которые открывают, когда болит под кожей, а когда в животе — то печеночную и селезеночную. Под сосцами от них тянутся и другие. Еще другие — те, что тянутся от каждой из двух <главных жил> через спинной мозг в яички, они тонки. Еще другие тянутся под кожей через мясо в почки и заканчиваются у мужчин в яичках, у женщин в матке. (А первые жилы, идущие из живота, сперва шире, а потом сужаются, покуда не повернут справа налево и слева направо.) Эти последние называются семенными. Самая густая кровь поглощается мясистыми частями, а прорвавшаяся в эти места делается тонкой, горячей и пенистой» (Аристотель. История животных III, 2, 511b 3°""512 b и; DK64 В б1).

На протяжении этой главы освещались в основном вопросы, принадлежащие к тому, что мы называем сегодня философией. Фрагмент из Диогена Аполлонийского, помещенный здесь в полном объеме, к философии не относится. Я привел его под конец для сравнения. Мыслители досократовского периода, без сомнения, были философами. Более того, именно философская часть их сочинений оказалась жизнеспособной и даже в наши дни представляет интерес и сохраняет свою ценность, увлекая не одних только ученых. Но не надо забывать, что первые философы западной традиции, первые physikoi, интересовались наукой во всех ее формах и посвятили себя философии, которая с полным правом носила имя philosophia, была подлинной любовью к мудрости.

ι. Пер. А. В. Лебедева.