Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практикум по редактированию (Русина).doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
1.22 Mб
Скачать

Исповедь для публики

Исследователи выделяют в качестве самостоятельного жанр исповеди. Жанры исповеди и письма близки. Их объединяютдух,личностный характер,ощущение интимности,сокровенности.

Исповедь – это произведение периодической печати, в основе которого лежат откровенияавтора,его анализ своего внутреннего мира.

Сегодня «исповедуются» через газеты и журналы как простые смертные, так и личности хорошо известные широкой публике. Далеко не всегда публичная исповедь преследует свои прямые цели – покаяние в «грехах». Обычные люди пишут в редакции, чтобы рассказать о наболевшем, пожаловаться на судьбу, выговориться, поделиться жизненным опытом при преодолении трудной ситуации. Звездные же персоны нередко используют данную жанровую форму для раскрутки своего имени.

Нынешним редакторам при работе над такими материалами не мешает почаще напоминать «исповедующимся», что исповедь – слово громкое, налагающее определенные обязанности на человека. Определяющим моментом в произведениях, написанных в жанре исповеди, становятся откровениячеловека. Однако сокровенное в данных произведениях становится публичным. Редакция идет на публикацию очень личной информации, учитывая её общественную значимость, интерес публики к ней. Данным обстоятельством и объясняются социальные функции исповеди в газете.

Задание 1.

Нечитающая россия39

Экс-министр информации и печати СССР Михаил Ненашев обращается к министру культуры и массовых коммуникаций РФ Александру Соколову

Уважаемый Александр Сергеевич! Понимаю, жанр, к которому прибегаю, может показаться вызывающим, но другой в нынешнее равнодушное время вряд ли обратит на себя внимание. А проблема, с которой я вынужден обратиться, заслуживает того, чтобы стать достоянием общественного мнения. Речь идет о судьбе книги и чтения в сегодняшней России.

Летом этого года (27 июня) "Российская газета" опубликовала итоги социологического исследования Левада-Центра - чтение в России. Итоги, прямо скажем, вызывают состояние тревоги. Почти 40% россиян не читают, а 52% никогда не покупают книг. Еще более тревожно положение с чтением периодической печати. Тиражи газет в сравнении с 1990 г. сократились в 6 раз, а журналов - в 8 раз, при этом подписка на газеты упала в 7 раз, а журналов - в 16 раз. В 1990 г. на тысячу населения подписка составляла почти 1900 экземпляров (каждая семья выписывала 2-3 газеты и 1-2 журнала), а в 2005-м составила всего около 200. Ныне в России всего 20% населения читают газеты и журналы.

В стране сложилась такая ситуация, когда рост числа названий и тиражей книг только увеличивает их невостребованность. По данным исследований, более 40% (по другим данным - до 50%) издаваемых в течение года книг - это сотни миллионов экземпляров - остаются на складах издательств. Причем эти данные, по моему мнению, явно занижены. Ныне в стране не читают не 40%, а более 50% населения, т.е. примерно столько же, сколько не обращаются к газетам и журналам. Неточность социологов объясняется тем, что при ответах на вопросы люди обычно легче признаются в бедности, чем в невежестве.

Со времени выступления газеты прошло более 4 месяцев, и кроме отдельных откликов известных интеллектуалов вроде Николая Шмелева, Сергея Капицы, не произошло никакой заметной реакции общественного мнения. При этом самое удивительное - я не нашел ни в одной газете оценок и мнений министерства культуры и массовых коммуникаций и его руководителя.

Случайно ли это? Убежден, не случайно. Да и вывод социологов о том, что в России произошла катастрофа чтения, как я думаю, не совсем верен. Катастрофа обычно - это нечто чрезвычайное, неожиданное. Для России же кризис чтения не является неожиданным. Да и причины его очевидны. Известно также, что падение интереса к чтению - явление не только российское. Проблема эта глобальная и вызвана объективными процессами воздействия компьютерных технологий, появлением новых источников информации, которые не могли не потеснить печать, нарушив ее монополию. В западных странах, учитывая это, в отличие от России, чтобы защитить книгу и периодическую печать, в последние годы были приняты национальные программы чтения. А вот в России после известного всем конгресса в поддержку чтения 7 сентября 2001 г. в Москве и традиционного обращения общественности к президенту Российской Федерации не произошло ровным счетом ничего. И в результате мы имеем то, что имеем, - вывод социологов о катастрофе чтения.

Общественность, профессиональные организации сферы печати, таким образом, уже давно стучатся в двери власти, только вот никто не открывает. Думаю, и обращение "Российской газеты" с таким многозначительным названием "Скажи, что ты читаешь, и я скажу, какой будет Россия!" ждет судьба упомянутого конгресса - забвение. И знаете, почему? Вопрос, поставленный газетой, опоздал лет этак на 7-10. Теперь нужно говорить не какой будет, а какой уже стала нечитающая Россия - невежественной, безнравственной, криминальной.

Обращаюсь именно к вам, потому как вижу: все усилия и весь административный ресурс министерства культуры направлены лишь на многочисленные дискуссии и дебаты о направлениях, проблемах культурной политики концептуального характера. Естественно, что в результате не остается ни времени, ни сил, да и желания, видимо, тоже на практические меры и дела реальной российской культуры. Целая серия экспертных советов, "круглых столов" министерства культуры в Москве и за ее пределами, многочисленные интервью посвящены тем же научным изысканиям концепции культурной политики России. И недавний ваш доклад на заседании правительства о государственной политике в сфере культуры страдает тем же недостатком. В нем немало принципиальных суждений и о том, что культура - это основа и ресурс духовного развития единой российской нации, и о необходимости оберегать и укреплять единое культурное и информационное пространство, и о сохранении и развитии культурного наследия России, и многое другое. Но все это в формате общенаучных сентенций, а не плана практических предложений и действий, чтобы лечить тяжелобольную российскую культуру.

Между тем, если продолжить тему моего обращения к вам о кризисе чтения, то оценки его причин и возможных мер преодоления требуют совсем иного подхода. Для этого нужно опуститься в реальную российскую культуру, чтобы понять, что важнейшей причиной кризиса чтения является невиданное обнищание россиян, в особенности из числа тех, кто именовался читающей интеллигенцией. Связано это с многократным удорожанием производства книг, газет, журналов, ибо затраты на полиграфию и материалы в России уже давно опережают по ценам западные страны.

Среди главных причин кризиса чтения - полное разрушение российского книгораспространения. Самым большим и тяжким ударом по книгам и чтению оказалась ликвидация государственной централизованной системы книжной торговли. Тяжесть удара оказалась тем более велика, что произошла в стране огромных территорий, где к тому же 90% всего издательского потенциала сосредоточено в Москве и здесь же производится 93% всех тиражей книг. Все было отдано на волю рыночной стихии, ликвидированы все центральные и территориальные оптовые книжные базы, закрыты по стране более половины всех книжных магазинов. И сегодня города с населением менее 100 тысяч, не говоря уже о сельских поселениях, не имеют книжных магазинов, и книги издательств к ним не поступают. Вот почему до 50% всех издаваемых книг ныне оказываются не востребованными и остаются на складах. И это представляет самый серьезный показатель глубины кризиса, в котором ныне пребывают книга и чтение в России…

Свои оценки и выводы я изложил в своем письме откровенно. Если они покажутся вам в чем-то несправедливыми или обидными, не обессудьте: пишу, как умею, как думаю, и о том, в чем уверен. Мое письмо прошу расценивать как обращение коллеги, как письмо последнего министра информации и печати СССР к министру культуры и массовых коммуникаций России, может быть, тоже последнему, ибо думаю, что министерство, в том виде и стиле деятельности, в каком оно пребывает сегодня, вряд ли может быть полезным для отечественной культуры вообще и для книгоиздания и периодической печати в частности.

С уважением, М. Ненашев

Определите жанр материала. С какой целью, на ваш взгляд, автор обращается именно к данному жанру? Развернуто сформулируйте основную идею текста. Какие факты использует автор в публикации? К каким выводам приходит? Удачно ли используются данные социологии и статистики в выделенном фрагменте? Сформулируйте заключение редактора и рекомендации автору. Отредактируйте текст.

Задание 2.

Подготовьте материал в жанре письма, в котором постарайтесь убедительно выразить собственное мнение на проблему чтения в России.

Задание 3.