Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Педагогика родительства Анисимов.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
1.08 Mб
Скачать
    1. Где и как укладывать младенца спать

Сон – важнейшее условие адаптации малыша к земной жизни. Не даром одним из показателей психического здоровья младенца психологи считают особенности самочувствия малыша во время сна.

Существует устойчиво неправильное мнение об организации сна младенца, заключающееся в том, что ребенка необходимо укладывать спать только в свою кровать и лучше, если она будет находиться в отдельной комнате. Супруги У.и А.Серз считают, что по этой причине погибает немало младенцев с диагнозом «внезапная смерть». Дело в том, что у младенца, особенно у новорожденного, еще не выработан дыхательный рефлекс и малыш просто забывает делать ночью вдох вслед за очередным выдохом. Остановка дыхания ведет за собой остановку сердца и, как следствие, летальный исход.

Кроме того, известно немало случаев появления страхов у младенцев в периоды внезапного просыпания ночью и необнаружения рядом родителей - реальных защитников. Нарушение ощущения безопасности ведет, как правило, к рождению очередных страхов у ребенка, с которыми трудно потом справляться в старшем возрасте. Особенно характерны такие симптомы для чувствительных детей – меланхоликов по темпераменту или рожденных с различного рода отклонениями и травмами.

Оптимальным считается (что подтверждено и практикой) сон младенцев вместе с родителями, когда мамочка может, не поднимаясь к детской кроватке ночью, покормить проснувшегося младенца, а малышу не придется переживать ночью отсутствие родителей в столь нежном и еще малоадаптивном возрасте. Папа при этом может здесь же помочь мамочке в каких-либо организационных действиях. Необходимые условия при этом: сон родителей должен быть достаточно бдительным, а кровать довольно широкой для того, чтобы при необходимости можно было отодвинуться от малыша на безопасное расстояние.

Совместный с родителями сон допускается до девятимесячного возраста (равного жизни малыша в дородовой период). В соответствии с самочувствием малыша возможен постепенный переход к укладыванию его в свою кроватку, стоящую рядом с кроватью родителей на одном уровне. Это также позволит родителям в любое время мгновенно среагировать на болезненные просыпания и переживания ребенка ночью. Перекладывание в свою (предварительно подогретую грелкой) кроватку может быть также постепенным: сначала в периоды глубокого и стабильного сна (например, под утро), затем в середине ночи, а потом и с вечера.

Дети с сильной нервной системой (темпераментом) и рожденные без патологий привыкают спать самостоятельно гораздо быстрее (возможно с двух-трех месячного возраста), другие же будут требовать большего терпения от родителей в восстановлении своих адаптивных возможностей во время ночного сна.

    1. Кто и как способен разрешать семейные конфликты

Психологи утверждают, что человек соткан из противоречий и поэтому не стоит думать, что кто-то умеет жить без конфликтов. Таких людей нет. Конфликты случаются во всех семьях. Просто одни супружеские пары умеют находить конструктивные решения в создавшихся противоречиях, кому-то это удается с трудом, а кто-то и вовсе не умеет их разрешать и единственным выходом считает развод и поиск новых партнеров (с которыми также придется искать решения). Но в любом случае конфликт есть смысл воспринимать (и радоваться тому) как предоставленную судьбой возможность поработать над совершенствованием своего характера, не превращая его в акцентуированный тип, а жизнь близких и родных людей в сплошное «кошмаротерпение». Следовательно, надо бояться не конфликтов, а неумения достойно и конструктивно выходить из них.

Ядром конфликтного поведения оказывается неудовлетворенная потребность в признании, самоутверждении и уверенности в том, что внутреннее «Я» достойно уважения и любви близких людей.

Главной способностью человека в разрешении семейных противоречий и сохранении стабильности и жизнеспособности семьи является способность к брачной адаптации (В.А.Сысенко), которая включает следующие виды:

1) адаптацию к брачным ролям и согласованности действий (обязанностям и правам мужа-жены, отца-матери, сына-дочери);

2) адаптация к темпераменту, характеру и ценностям жизни партнера, своих детей и родителей, пониманию цели и смысла их жизни;

3) адаптацию к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни партнера, детей и родителей;

4) физиологическую адаптацию: сексуальную к супруге (супругу), физической подвижности или инертности ребенка и физической немощи (старости) родителей;

5) адаптацию к профессиональной деятельности партнера, познавательным потребностям ребенка (его образованию) и интересам своих родителей.

Способность к этим видам адаптации предполагает развитое диалектическое мышление, признающее существование в одном и том же явлении (человеке) положительное и отрицательное, прогрессивное и регрессивное. Диалектическое мышление развивается при условии воспитанной позиции к конструктивному общению и достаточного уровня развития эмоциональной саморегуляции, зрелости. Приведем краткие характеристики типов личности, высокоспособных, среднеспособных и неспособных к разрешению семейных противоречий.

Высокоадаптированные личности – «прирожденные психологи», так как для их чувственной культуры характерна развитая способность к эмоциональной отзывчивости и целесообразно-волевой регуляции своих действий. Эти базовые характеристики с хорошо развитым интеллектом позволяют им понимать состояние другого человека и действовать на основе сотрудничества. Эти же качества обусловливают и высокий уровень способности к самопознанию. Высокая степень самокритичности (аналитического мышления) не выливается в самоуничижение, а напротив, являясь составной частью диалектического мышления, позволяет сохранять чувство собственного достоинства. Такому человеку удается поддерживать дружелюбие и радушие по отношению к другим. Эти люди отличаются высоким уровнем нравственного развития. К любой работе относятся ответственно. В них гармонично сочетаются альтруистический и эгоистический типы поведения. Они всегда легко обучаемы.

Среднеадаптированные индивиды характеризуются неравномерной обучаемостью и адаптационной способностью. Например, хорошие коммуникативные возможности человека могут сочетаться с эмоциональной незрелостью – неразвитой способностью эмоциональной саморегуляции. По мнению В.А.Сысенко, к среднеадаптированным возможно отнести всех людей с акцентуациями характера. Естественно, что акцентуированные черты характера могут быть источником значительных трудностей в установлении нормальных внутрисемейных отношений. Акцентуированные личности – довольно распространенный тип людей в современных семьях (от 50 до 70%).

Низкоадаптированные личности – это группа людей (в различных районах от 12 до 25%), страдающие нервно-психическими расстройствами (истериями, неврозами навязчивых состояний, различными устойчивыми страхами, депрессиями, истощениями нервной системы и др.), алкоголизмом и наркоманией. Это лица, как правило, со слабой и средней умственной отсталостью. Строить конструктивные отношения в семье с таким человеком малоперспективно.

Дезадаптированные индивиды – лица с прогрессирующей шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, с тяжелыми мозговыми травмами и крайней формой умственной отсталости.

Таким образом, возможно объединить супружеские пары в следующие комбинации типов по уровню адаптации:

высокий уровень средний уровень низкий уровень

ВЛ+ВЛ ВЛ+ДЛ СЛ+ДЛ

ВЛ+СЛ СЛ+СЛ НЛ+НЛ

ВЛ+НЛ СЛ+НЛ НЛ+ДЛ

Общие адаптационные способности индивида к межличностному взаимодействию включают:

1) способность к эмоциональной саморегуляции (эмоциональ-ной отзывчивости, сохранной мотивации познания и волевой регуляции);

2) способность к конструктивному общению и сотрудничест-ву;

3) способность к самоконтролю, творческому познанию и самопознанию.

Продуктивными действиями в конфликте можно считать такие, которые позволяют снять эмоционально-негативное напряжение и восстановить доброжелательные отношения. К такому поведению можно отнести следующие приемы:

  • Не позволяйте себе реагировать мгновенно-импульсивно, находясь во власти своих эмоций. Не замыкайтесь на собственном состоянии и постарайтесь понять переживания и позицию партнера. Это вполне можно успеть сделать за время, пока партнер сможет выговориться. Дайте ему эту возможность и лучше, если вы оставите после этого паузу. Все это позволит разрядить напряжение, снять агрессивный заряд и облегчить дальнейший контакт.

  • Типичной ошибкой в конфликте является реакция нападения (позиция сильного агрессора) или страха (позиция сдающегося, побежденного). Сохраняйте самообладание и вежливость (это обычно труднее всего, так как требует развитой способности эмоциональной саморегуляции). Дайте партнеру почувствовать его значимость, ценность его суждений и мнений. Иногда полезно говорить как о переживаниях партнера («Я понимаю, что тебя это огорчает»), так и о своих эмоциональных состояниях («Меня обижают твои слова»).

  • Если вы поняли, в чем были не правы, сразу признайте свою ошибку и предложите выход из ситуации.

  • Если вы видите слабые места партнера, примените эхо-технику и повторите слова партнера в замедленном темпе. Это позволит собеседнику посмотреть на свои высказывания со стороны и увидеть свою ошибку без вашего прямого указания на нее, что сблизит ваши позиции.

  • Аргументируя свою точку зрения, обращайтесь только к фактам. Лучше, если они будут подчеркивать общность ваших позиций.

  • Прекрасный способ снять негативное напряжение – юмор, но пользоваться им надо очень осторожно. Неудачная шутка может только повредить и усложнить ситуацию. И категорически нельзя применять юмор, направленный против партнера, так как он воспринимается как насмешка и обижает собеседника.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Главными сподвижниками работы над этой книгой явились мои дорогие и любимые жена Оксана и наш новорожденный сынишка Артем.

Глубокую благодарность и признательность за оказанную поддержку и искреннюю заинтересованность в процессе моей работы выражаю моим друзьям и коллегам Елене и Саиду Валиевым, патриарху родительского движения в Твери Степану Аванесовичу Мильтоняну, Ирине Евгеньевне Николаевой, Ирине Борисовне Федерякиной, Ирине Ивановой и Отару Секания, Анне и Михаилу Деминым, а также всем настоящим и будущим родителям, стремящимся к сознательному и конструктивному отцовско-материнскому соуправлению воспитанием и самовоспитанием.

Особую признательность выражаю рецензентам Евгению Михайловичу Муравьеву, Алле Леонидовне Сиротюк и Сергею Федоровичу Гнусаеву.