Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Опыты цивилистического исследования_ сборник статей (выпуск.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
2.15 Mб
Скачать

"Опыты цивилистического исследования: сборник статей"

(выпуск 3) Документ предоставлен КонсультантПлюс

Дата сохранения: 29.03.2020

(рук. авт. кол. и отв. ред. А.М. Ширвиндт, Н.Б. Щербако...

justified through the reference to the ethical evolution of society and growth in people's prosperity. On the basis of Roman law sources, national pre-revolutionary and modern foreign experience the author considers the notion of the value of special affection, its features and legal nature, describes the widespread cases of its breach and basic applicable remedies available to its owner in civil law.

Введение. Развитие личности в гражданском праве

Право представляет из себя формальный регулятор отношений между людьми. Вступая в правоотношение, человек до известной степени утрачивает свою индивидуальность и примеряет на себя ряд заданных характеристик, по которым он определяется как субъект правоотношения. Эта совокупность формальных признаков в зависимости от характера правовой связи образует status лица (конституционно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой и т.д.), известный еще со времен римского права. Помимо классического разделения status'ов (libertatis, civitatis, familiae), человек как субъект права определялся в Риме такими незамысловатыми признаками, как пол, возраст, психическое и физическое здоровье, склонность к расточительству и религиозная принадлежность <1>. Современное право с определенными поправками недалеко ушло от этого формального предположения, поскольку важнейшим принципом построения современного общества выступает соблюдение правовой определенности, равенства всех перед законом и судом, чего невозможно добиться без формального приведения всех к общему знаменателю. Для разрешения сложных споров, в которых решающее значение приобретала оценка фактического поведения сторон, гражданское право в зависимости от правовой традиции создавало разнообразные фигуры "абстрактного человека" с заданным стандартом поведения: bonus paterfamilias - для римского права <2>, reasonable person - для англосаксонского правопорядка <3>, optimale Beobachter - в германском праве <4> и т.д. - некий идеальный, разумный, добросовестный человек, рачительный хозяин своего имущества и заботливый должник по отношению к своему кредитору.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Савиньи Ф.К. Система современного римского права. Т. V. М., Одесса, 2017. С. 233 - 237; Пухта Г.Ф. Курс римского гражданского права. Т. 1. М., 1874. С. 68 - 72; Виндшейд Б. Учебник пандектного права. Т. 1. Общая часть. СПб., 1874. С. 20 - 21.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Римское частное право" (под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

<2> Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М., 2014. С. 389 - 392.

<3> Для примера см. в деликтном праве: Peel W.E., Goudkamp J. Winfield and Jolowicz on Tort. London: Sweet & Maxwell, Thomson Reuters. 19th Ed. 2014. Para. 6 - 006.

<4> Для примера см. в договорном праве: Markesinis B., Unberath H., Johnston A. The German Law of Contract. A Comparative Treatise. 2nd Ed. Oxford and Portland: Hart Publishing, 2006. P. 474 - 475.

Как писал И.А. Покровский, "такое оперирование с фигурой абстрактного, "гражданского" человека представляет естественный вспомогательный прием (выделено мной. - М.Л.) при построении норм гражданского права. Но этот прием может быть полезен лишь при одном непременном условии - чтобы не затерялось в памяти подлинное значение этого приема как только

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 126 из 298

надежная правовая поддержка

 

 

"Опыты цивилистического исследования: сборник статей"

(выпуск 3) Документ предоставлен КонсультантПлюс

Дата сохранения: 29.03.2020

(рук. авт. кол. и отв. ред. А.М. Ширвиндт, Н.Б. Щербако...

вспомогательного. Другими словами: чтобы за этим абстрактным, "гражданским" человеком не был забыт конкретный человек, живая человеческая личность <1>". Окинув взглядом прошедшие тысячелетия, нетрудно заметить, как один за другим вспыхивали в гражданском праве области, в которых конкретная человеческая личность прорывалась через формальную оболочку и заставляла правопорядок и охраняющий его орган - суд - учитывать свои индивидуальные качества во всей их неповторимости с тем, чтобы дать справедливое решение той или иной проблеме <2>. Нельзя допустить, чтобы человек для права превращался в сумму своего имущества с заранее заданными, вмененными ему потребностями и интересами. Человек в праве, и прежде всего частном праве, которое по степени невмешательства государства в чужие дела может быть в подлинном смысле названо "правом свободных людей", должен находить пространство для созидательной деятельности и употребления своих лучших качеств. Человек не может быть подчинен обороту - человек сам создает оборот своей созидательной деятельностью, поэтому общим правилом в отношениях между человеком и оборотом должно быть следующее: "Оборот - для человека, а не человек - для оборота". Однако нередко как в ставших классическими, так и в современных дискуссиях по поводу конкретных проблем гражданского права можно встретить постоянно повторяемые клише: "обороту так удобно", "для потребностей оборота", "защита оборота и его участников". Между тем в этот момент забывается, что сам же человек и является первоначалом оборота, и он не должен становиться к нему в подчиненное положение.

--------------------------------

<1> Покровский И.А. Абстрактный и конкретный человек перед лицом гражданского права // Вестник гражданского права. 1913. N 4. С. 33.

<2> См. там же у И.А. Покровского эволюцию признания абстрактных обязательств, обязательств с неимущественным интересом и непоименованных договоров, эволюцию развития угрозы как основания для признания сделки недействительной - от абстрактной угрозы, направленной на среднего человека, не требующей от него особенной храбрости, но и не допускающей чрезмерной трусости, - до выработки критерия реальности угрозы с учетом особенностей конкретной человеческой личности.

В нахождении баланса между идеей абстрактного человека во имя стабильности гражданского оборота и вниманием к интересам конкретной личности для наиболее полного охранения ее прав заключается одна из основных задач современного гражданского права. И если по-прежнему остается велико и оправдывает себя влияние фигуры абстрактного человека в отношениях чисто поимущественных, то в сфере защиты нематериальных интересов право не может не учитывать фигуру конкретной человеческой личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Известно, что в Древнем Риме область неимущественных интересов, признаваемых и защищаемых правом, была совсем небольшой. Но проходят столетия, и вместе с культурным развитием общества и ростом материального благосостояния людей повышается значение идеальных потребностей, и все больше неимущественных интересов конкретной человеческой личности требуют от права своего признания и защиты <1>. Так было с областью прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации - так называемой интеллектуальной собственностью, неизвестной римскому праву. Тот же путь проделали и личные неимущественные права - право на имя, честь, достоинство, деловую репутацию и т.д. Постепенно гражданское право стало защищать - в широких или узких пределах - физическую человеческую целостность, а также душевные чувства и психическое равновесие, дозволяя в разнообразных формах денежную компенсацию в случаях противоправного посягательства на тонкую человеческую организацию.

--------------------------------

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 127 из 298

надежная правовая поддержка

 

 

"Опыты цивилистического исследования: сборник статей"

(выпуск 3) Документ предоставлен КонсультантПлюс

Дата сохранения: 29.03.2020

(рук. авт. кол. и отв. ред. А.М. Ширвиндт, Н.Б. Щербако...

<1> "Средний "гражданский" человек рисуется как существо, живущее только интересами имущественными, как блаженной памяти бывший некогда в большом ходу "экономический человек". Но жизнь выросла уже из этого представления; нынешний, даже средний, шаблонный человек уже ценит известные неимущественные блага - имя, честь и т.д. - и требует для них какой-нибудь, хотя бы и несовершенной, охраны. И чем далее, тем более эти запросы будут расти". Покровский И.А. Абстрактный и конкретный человек перед лицом гражданского права. С. 39 - 40.

Настоящая работа посвящена еще одному аспекту защиты неимущественных интересов человеческой личности в гражданском праве. Речь пойдет о случаях нахождения человеком в имущественном благе особенной нематериальной ценности - так называемого интереса особого пристрастия. Известно, что то или иное благо - допустим, вещь, - может вовсе не иметь для оборота объективной рыночной стоимости, но быть бесценной для ее обладателя. Как же быть в ситуациях, когда некто злонамеренно жжет чужие письма и дневники, уничтожает свадебные фотографии или разбивает фамильную вазу, десятилетиями передававшуюся из поколения в поколение? Жизнь богата и на такие примеры, которые сразу не придут в голову. Так, однажды утром незадолго до нового? 2017 года 86-летняя жительница поселка в Тюменской области вышла во двор своего дома и обнаружила, что в ее палисаднике больше нет ели, которую они вместе с сыном посадили в 1965 г. <1> Оказалось, что дерево спилили местные власти и установили его на главной площади поселка к Новому году. Женщина, для которой ель была памятью об умершем несколько лет назад сыне, пожаловалась в полицию, но сейчас говорит, что у нее нет сил на разбирательства, поскольку сразу после происшествия с деревом у нее умер второй сын. Заместитель главы администрации района впоследствии указал, что дерево спилили из-за "несогласованности", а лицо, которое допустило данную несогласованность, привлечено к дисциплинарной ответственности. Позднее выяснилось, что чиновника оштрафовали на 5 тыс. руб. <2> Заместитель главы администрации района пообещал, что "в палисаднике по согласованию с собственником будут высажены новые зеленые насаждения", однако можно ли это назвать достаточным способом защиты нарушенных прав потерпевшей? И может ли в данной ситуации адекватно компенсировать нарушенный интерес простое возмещение убытков? <3>

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Тюменские власти похитили полувековую ель, которая напоминала ее хозяйке об умершем сыне. Дерево установили на поселковой площади к Новому году // Meduza // https://meduza.io/feature/2016/12/07/tyumenskie-vlasti-spilili-el-uvazhaemoy-semi-chtoby-postavit-ee-na-plo schadi-k-novomu-godu (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).

<2> Подробнее см.: Тюменского чиновника оштрафовали на 5 тыс. рублей за срубленную ель пенсионерки // Meduza // https://meduza.io/news/2016/12/16/tyumenskogo-chinovnika-oshtrafovali-na-5-tysyach-rubley-za-srublennuy u-el-pensionerki (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).

<3> Не забегая вперед, отметим, что в зарубежных правопорядках рассматривалось сразу несколько похожих дел, и там было найдено гораздо более справедливое решение средствами частного права. Подробнее см. подраздел 3 раздела II настоящей работы.

В данной работе мы попытаемся разобраться в исторических корнях возникновения интереса особого пристрастия, дать его общее понимание и признаки, определить перечень условий и случаев, при которых этот интерес подлежит компенсации, а также способы, доступные гражданскому праву, которыми он может быть защищен. В процессе изложения мы обратимся к нашему отечественному опыту (главным образом дореволюционному), а также рассмотрим, как эта проблема разрешается в

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 128 из 298

надежная правовая поддержка

 

 

"Опыты цивилистического исследования: сборник статей"

(выпуск 3) Документ предоставлен КонсультантПлюс

Дата сохранения: 29.03.2020

(рук. авт. кол. и отв. ред. А.М. Ширвиндт, Н.Б. Щербако...

зарубежных правопорядках (прежде всего в странах общего права, Франции и Германии).

I.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1.Сложности терминологии

Термин "интерес особого пристрастия" представляет собой попытку дореволюционного цивилиста Е.В. Пассека наиболее точно передать на русском языке смысловые оттенки римско-правового понятия pretium affectionis. Последнее упоминается в источниках не так часто, чтобы можно было строго очертить его содержание <1>. Е.В. Пассек справедливо противопоставлял ценность особого пристрастия (pretium affectionis) понятию меновой ценности (pretium commune), описывая эту дихотомию так: "В громадном большинстве случаев именно она (меновая ценность или рыночная стоимость. - М.Л.) кладется в основание оценки объектов и прав при регулировании имущественных отношений; в отдельных случаях, однако, право может возвращаться к данному выше естественному понятию ценности и определять ее размеры не по рыночной стоимости объекта; оно может, в виде исключения, принимать во внимание то значение, которое придается обладанию им определенным лицом, данным субъектом. В таких случаях говорится о ценности особого пристрастия (pretium affectionis, Affectionswerth, prix d'affection) и об интересе особого пристрастия (Affectionsinteresse, interet d'affection)" <2>.

--------------------------------

<1> В литературе предпринимались попытки дать строгую дефиницию этому институту. См., например, определение М. Бартошека: "Pretium affectionis - более высокая цена для любителей, субъективная оценка вещи, не имеющая юридического значения при определении компенсации ущерба". Подробнее см.: Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М., 1989. С. 28. Определение Black's Law Dictionary: "Pretium affectionis - повышенная ценность вещи, основанная на пристрастиях ее владельца, возникшая из привязанности к ее свойствам или из ассоциаций, с нею связанных. Данная ценность обычно не учитывается при расчете убытков". Подробнее см.: Black's Law Dictionary. 10th Edition. 2014 // https://itunes.apple.com/us/app/blacks-law-dictionary-10th-edition/id985199462?mt=8 (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).

<2> Пассек Е.В. Неимущественный интерес в обязательстве. Юрьев, 1893. С. 14.

Интерес особого пристрастия в науке до сих пор недостаточно изучен и не вполне сформировался как полноценный правовой институт, при этом, как мы в дальнейшем убедимся, он пробил себе дорогу в современные законодательства. Но, конечно, в силу обозначенных причин конкретное содержание и пределы его распространения различаются в отдельных правопорядках, отсутствует и единство терминологии, так что о какой-либо преемственности говорить сложно. Мы обозначили изучаемое явление интересом особого пристрастия, отдавая дань римскому праву и дореволюционной отечественной цивилистике, которые служат для нас путеводной звездой и конечным ориентиром (но не догмой, имея в виду, что с тех пор многое изменилось), ибо в силу разнообразия проявлений этого института в отдельных правопорядках под различными названиями и в составе более общих родовых понятий запутаться во всем этом очень легко. Мы не станем сковывать себя строгой терминологией и будем употреблять словосочетания "интерес особого пристрастия", "субъективная ценность", "неимущественная ценность", "нематериальная ценность" и аналогичные им как равнозначные, поскольку основная задача на данном этапе - на основе обобщенного сравнительно-правового и исторического опыта дать общее определение интересу особого пристрастия, выявить его ключевые признаки и установить подлинную правовую природу, чему и посвящена настоящий раздел.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 129 из 298

надежная правовая поддержка