Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lemeshevskiy-mikro-skachat.docx
Скачиваний:
247
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
2.25 Mб
Скачать

3.3. Социально-экономические последствия

регулирования рыночного ценообразования

Цена как объект интереса. Экономическая жизнь свиде­тельствует о том, что рыночные цены постоянно остаются в центре внимания всех слоев общества. Порой складывается видимость, что самый простой способ повысить уровень бла­госостояния населения — это снизить рыночные цены на все виды товаров.

Не случайно один из современных политиков предложил, казалось бы, наиболее простой способ решения всех социально-экономических проблем — это подъехать на танке к рынку и о складывающихся там ценах спрашивать через дуло бронированной машины.

Тем не менее изменение цен действительно затрагивает интересы всех слоев общества. Дело в том, что уровень цен оказывает прямое воздействие на объем и структуру плате­жеспособного спроса населения, вызывает перераспределение доходов домашних хозяйств и предпринимательских фирм.

Уровень цен определяет реальные денежные доходы насе­ления.

Возникают вопросы: какие цены считать справедливыми, а какие — несправедливыми или спекулятивными?

От уровня цен зависит не только благосостояние, но и уровень занятости населения. Высокие цены и отсутствие сбыта на произведенную продукцию предопределяют неизбеж-

123

ное возрастание безработицы. Низкие цены на импортируемую продукцию не только усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, но и подрывают экономическое положение отечествен­ного производителя со всеми негативными последствиями для занятости и доходов населения.

Необходимость государственного регулирования процес­са ценообразования обусловливают и разнообразные сбои в функционировании рыночного механизма.

Самый простой способ такого административного регули­рования, позволяющий достаточно быстро получить максимум политических дивидендов, — это заморозить цены, т. е. уста­новить фиксированные цены.

Заниженная фиксированная цена. Предположим, прави­тельство, проявив обеспокоенность по поводу роста цены на «социально значимый» товар (это может быть молоко, хлеб, детская обувь и т. п.), недоступности данного товара для бед­нейших слоев населения, устанавливает на данный товар низ­кую фиксированную цену.

Административная цена Р, заметно ниже той равновесной цены, которая бы устраивала производителя товара с учетом сложившихся издержек производства (см. рис. 3.14). Само со­бой разумеется, низкая цена стимулирует увеличение объема спроса. В итоге рыночный спрос на данный продукт будет расширен. Объем спроса составит Q2, потребители пожелают оказаться в точке 2 на линии спроса D.

Но при низкой фиксированной цене производители будут склонны поставлять значительно меньший объем продукции. Из точки равновесия Е производители товара переместятся в точку 1, находящуюся на линии предложения. Как следствие, будет иметь место спад производства. Но самое главное — возникнет устойчивый дефицит продукта, равный разнице между Q, и Q2.

Пример. В условиях Беларуси такие ситуации на рынке потребительс­ких товаров сплошь и рядом имели место в 1997-1999 гг. Дестабилизация по­требительского рынка под воздействием административного регулирования получала разные проявления. Так, стремление правительства удержать на по­требительском рынке низкие цены на сахар (в долларовом эквиваленте ниже цен, которые складывались в соседней России и на Украине) постоянно про-

124

воцировало обострение дефицита на данный товар в государственной тор­говле, привело к появлению значительной разницы между ценами государ­ственной торговли и свободного рынка.

Длительное время искусственно удерживаемая низкая цена на масло жи­вотное по сравнению с маслом растительным также вызывала заметные изме­нения в структуре потребительского спроса. Дешевое масло животное успешно вытесняло из потребления масло растительное.

Дешевый белорусский хлеб и другие продукты, длительное время субсиди­руемые за счет государственного бюджета, оживляли приграничную торговлю между белорусскими и российскими (украинскими) населенными пунктами. В итоге вместо борьбы с инфляцией и разгулом цен имело место скрытое финансирование потребления населения соседних государств за счет госбюджета Беларуси.

Рис. 3.14. Дефицит товара и формирование линии скрытого предложения

Обратим внимание на то, что объемы формирования тако­го административного дефицита прямо зависят от эластично­сти спроса и предложения по цене. Если отпустить цену, то она неизбежно поднимется. Покупатели тут же станут меньше же­лать покупать подорожавший товар (объем спроса уменьшит­ся). Наоборот, производители вслед за повышением цены ста­нут изыскивать экономические возможности для наращивания объема предложения. И первое (спрос), и второе (предложение) будут способствовать ликвидации товарного дефицита.

125

Если же ситуацию дефицита оставить без изменений, ис­ключив рыночный механизм координации, то на длительное время придется:

а) смириться с низкими объемами национального произ­ водства данного товара, а для стабилизации потребительско­ го спроса срочно вводить карточную систему распределения;

б) дотировать из бюджета убыточное производство, т. е. низкую фиксированную цену дополнять специальными финан­ совыми премиями для производителя;

в) изыскивать валютные средства и регулярно закупать данный товар по импорту.

В административной практике чаще всего все такие дей­ствия взаимно дополняются. При низкой фиксированной цене, установленной государством, дефицитный товар придется не продавать, а распределять, придерживаясь каких-то особых принципов (льготы для ветеранов, многодетных семей и моло­доженов, а также приоритет для крупных трудовых коллекти­вов и т. п.). Опыт функционирования административного со­циализма показывает, что в таких случаях активно вводятся карточки потребителя, специальные списки, «столы заказов» и другие закрытые «распределители». Надо быть готовым к тому, что часть продукции, распределенной по карточкам, будет перепродана. Предприятиям, которые экономически не заинтересованы наращивать объемы производства, станут доводить жесткие административные задания.

Кризис жилья. Подобные негативные ситуации формируются в полном соответствии с действием ряда экономических законов, которые остались не выученными государственными администраторами.

К примеру, «народное правительство», реализуя провозглашенный курс социального развития, устанавливает низкую фиксированную квартирную плату. В этих условиях нет особого смысла торопиться строить собственное жилье. Даже при наличии денежных сбережений есть смысл обратить внима­ние на то, что квартплата значительно ниже процентного дохода от банков­ского вклада. Нет также особого смысла своевременно освобождаться от воз­никающих излишков жилой площади, так как плата за найм государственного жилья имеет, скорее всего, символический характер. Все это будет удержи­вать спрос на жилье на высоком уровне.

126

Но низкая квартплата — это низкие доходы строительных и прочих фирм, которые вкладывают средства в жилищный бизнес. В итоге новое стро­ительство сворачивается, уменьшается объем предложения жилья.

В то же время спрос на жилье постоянно увеличивается, растут очереди Ситуацию вновь пытается разрешить государство, наращивая за счет бюджета объемы жилищного строительства. Такие социальные расходы автоматически сокращают инвестиции в реальный сектор экономики. Чтобы минимизировать расходы на жилищное строительство, государство в очередной раз вводит более жесткий отбор очередников, сокращая ранее предоставленные льготы Чтобы сэкономить, снижаются требования к качеству жилья. В итоге появляются зна­менитые на весь мир «хрущевки» и советские «малосемейки».

Финансирование жилищного строительства из бюджета приводит к тому, что государство разными способами стремится уменьшить нацио­нальный уровень заработной платы Это снижает стимулы к труду. В итоге дефицит жилья сохраняется, не формируется цивилизованный механизм трансформации сбережений населения в жилищное строительство. Как гово­рится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

«Черный рынок». Неудовлетворенный спрос всегда при­водит к появлению скрытого предложения. Поставки «деше­вой», но дефицитной продукции в таких случаях будут допол­нительно оговариваться скрытыми требованиями со стороны производителя. В итоге начнет складываться «теневая эконо­мика» — не только в сфере торговли (подпольная продажа, особые схемы расчетов), но и в производстве (неучтенные объемы продукции, скрытые цеха и т. п.).

Обратимся к рис. 3.14. Под воздействием «теневых» фак­торов линия предложения начинает отклоняться вверх и влево (см. Sj). Производители нелегально поставляют дополнитель­ный объем продукции на деформированный рынок, но по бо­лее высокой цене. За риск быть разоблаченным производитель требует соответствующую компенсацию. При этом качество продукции уже никого особо не интересует.

Заметно, что цена на «черном рынке» всегда превышает равновесную цену, которая складывается при свободном про­тивостоянии спроса и предложения. Такое превышение есть сво­еобразная рента, присваиваемая теми, кто создает и обслужи­вает «теневую экономику». Это своеобразная компенсация за возросший экономический риск. Такие доходы используются в том числе и как источник для подкупа нужных чиновников.

127

Получается, что из-за вмешательства государства в про­цессы ценообразования часть экономики отрасли уходит в тень, возникает «черный рынок». Производители и торговцы получают скрытый доход, избегая налогообложения, но так и не имеют нормальных условий для развития производства.

Фальсификация качества. Особая рыночная ситуация воз­никает, если качество товара не сертифицировано.

Государство устанавливает фиксированную цену, кото­рая ниже цены равновесия. Включается изложенный выше ме­ханизм формирования «черного рынка». Но в условиях дефи­цита возникает соблазн ухудшать качество товара, не опасаясь возникновения проблем с реализацией продукции, со­ответствующих санкций со стороны покупателей.

Предложение «фальсифицированного товара» всегда возра­стает, потому что снижаются технологические требования и появляется возможность скрыто экономить на издержках про­изводства. Предприятия-производители начинают использовать мене качественное сырье, менее подходящее оборудование, ме­нее обученный персонал в ущерб качеству продукции.

При появлении признаков недовольства населения государ­ство охотно усилит контроль за качеством продукции. Армия государственных контролеров получит очередное пополнение, а государство для налогоплательщиков станет еще более дорогим.

Завышенная фиксированная цена. Что же произойдет, если государство, руководствуясь благими намерениями, на сей раз установит фиксированную цену выше равновесной (например, на зерно, мясо и т. п.) и таким способом поддержит сельскохо­зяйственных производителей?

В этом случае следует ожидать возникновение избытка предложения или перепроизводство продукции. При высокой цене потребители уменьшат объем спроса. Производители, наоборот, будут заинтересованы наращивать объем предложе­ния. Через некоторое время образуются товарные излишки.

Кроме того, у предприятий будет отсутствовать заинтересованность в совершенствовании производства и снижении издержек.

Правительство будет вынуждено в буквальном смысле слова расталкивать подобные излишки продукции. Так как

128

речь идет о продовольствии, то усилится лоббирование нара­щивания за счет финансовых средств государства стратеги­ческих, армейских и прочих резервов. Не исключено, что бу­дет увеличена гуманитарная помощь другим странам, включая различные религиозные программы поддержки.

Сегодня есть основание утверждать, что кризисная ситуация в странах СНГ (1992-1996 гг.) и открытие Западом целевых «линий поддержки» в виде товарного кредита (Гермес, Европейский банк реконструкции и развития, и др.), когда поставки осуществлялись в виде продовольствия и других това­ров, выступили для экономики Запада дополнительным фактором экономи­ческого развития

Чтобы не допустить значительного перепроизводства, воз­никает необходимость, используя административные меры, же­стко регулировать объемы производства, устанавливать лими­ты и премии за сокращение сельскохозяйственных площадей.

В заключение отметим, что при всей внешней привлека­тельности государственного регулирования процесса ценооб­разования в длительной перспективе обнаруживается отрица­тельный эффект.

В условиях товарного дефицита и деформированной структуры спроса не создаются условия для цивилизованно­го разрешения накопившихся социальных проблем. Государ­ство увлекается патернализмом, а в обществе усиливаются иждивенческие настроения. Скрыто формируются мощные структуры, обслуживающие спекулятивные операции и пере­распределяющие денежные доходы. Теневые структуры не пла­тят налоги, имеют возможность наращивать скрытое давление на органы государственного управления. В обществе нарас­тают социальная напряженность, недовольство политикой пра­вительства.

Таковы негативные социально-экономические издержки, связанные с нарушением законов рыночного ценообразования.

Косвенные налоги и ценообразование. На процесс ценооб­разования непосредственное влияние оказывает налоговая политика государства.

Так, косвенные налоги (акцизы, налог с оборота, налог на добавленную стоимость, чрезвычайные налоги и сборы, отчис-

129

ления на социальное страхование и т. п.) включаются в цену продукта. Они вычитаются из выручки от реализации продук­ции и поступают в доход государства (доходная часть бюд­жета соответствующего уровня). Не случайно налоги рассмат­риваются как один из факторов, который провоцирует инфляцию (инфляция издержек производства).

Теория спроса и предложения позволяет обнаружить про­цесс распределения налогового бремени между покупателями и продавцами. Многое здесь зависит от эластичности спроса и предложения (см. рис. 3.15).

На рис. 3.15 а отражены эластичный спрос и предложение по цене (см. линии D и S). Ситуацию до введения косвенного налога характеризуют точка равновесия Е и наличие рыноч­ной равновесной цены Ре.

После введения государством косвенного налога и изме­нения условий хозяйствования в худшую сторону линия пред­ложения сдвигается влево и вверх и занимает положение S,. Возникает новая точка равновесия ej с более высокой рыноч­ной ценой pj.

В данной точке равновесия, так как цена стала заметно выше, потребители стали меньше покупать. Для потребителя площадь прямоугольника Р,Е1КРе — это дополнительное нало­говое бремя, которое возникает при переходе из точки Е в но­вую точку равновесия Е,.

Площадь прямоугольника РеКТРт — налоговое бремя, ко­торое возлагается на производителя. Данное бремя не нано­сит ущерба для производителей, так как лежит выше цены Рт и фактически перекладывается на покупателя.

Обратим внимание и на то, что производитель вынужден сократить объем предложения (с Qc до Q,), потеряв часть дохода и некоторых покупа­телей

На рис. 3.15 б отражена ситуации, когда объем спроса по цене слабоэластичен. Большая площадь прямоугольника PjE,KPe показывает, что налоговое бремя в основном возлагается на покупателя, который предпочитает не обращать особого вни­мания на уровень цены. Поэтому далеко не случайно то, что государство предпочитает облагать косвенными налоги в пер­вую очередь те товары, на которые спрос по цене неэласти­чен или слабо эластичен.

Следует обратить внимание и на то, что косвенные нало­ги уменьшают потенциал платежеспособного спроса и высту­пают как фактор снижения объемов производства. Это озна­чает, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, тормозят экономический рост.

Дотации и регулирование рынка. Дотации назначаются за выпуск продукции (оказание услуг) особого рода, за поддержа­ние объема производства на определенном уровне. Дотации можно рассматривать как экономическую премию, которая на­правлена на поддержку производства со стороны государства. На практике используются разные подходы при опреде­лении размера и способа выплаты дотации. Например, дота­ции могут принять форму денежных перечислений из государ­ственного бюджета и других специальных фондов за каждую единицу продукции (детская одежда и обувь, сдача на мясо­комбинат скота). Часто дотации рассчитываются как процен-

131

тная ставка к цене, по которой предприятие поставляет товар на рынок через государственную торговлю.

Могут применяться и скрытые формы дотационной поддер­жки особо важных производств (отпуск энергоресурсов по снижен­ным ценам, налоговые послабления для отдельных видов произ­водства, таможенные преференции, льготные кредитные линии). Но суть всех таких разновидностей дотаций одна — государство компенсирует часть затрат, связанных с производством продук­ции, признанной для общества в качестве особо важной.

Следует признать, что дотации оказывают серьезное воздей­ствие на формирование рыночных отношений. Если дотации рас­пространяются только на определенную группу предприятий, то в данном случае имеет место финансовая поддержка националь­ного производства. На такую поддержку обычно претендуют хронически убыточные или малорентабельные предприятия го­сударственного сектора экономики или определенного региона страны. Наоборот, если дотации распространяются на все пред­приятия отрасли, то в данном случае государство открыто под­держивает все национальное производство и через сохранение низкой фиксированной цены стимулирует спрос на выпускаемую продукцию со стороны малоимущих слоев населения.

Понятно, что дотационная поддержка отечественного про­изводителя всегда тяжелым бременем ложится на государ­ственный бюджет, увеличивает его дефицит. Кроме того, у отечественного производителя значительно снижается интерес к рационализации и совершенствованию производства, внедре­нию передовых технологий и снижению себестоимости выпус­каемой продукции. Чтобы предотвратить несанкционирован­ный вывоз дотируемых, т. е. искусственно удешевленных товаров, приходится усиливать таможенный контроль, уста­навливать нормы вывоза и т. п.

Все это в совокупности еще раз заставляет обратить вни­мание на степень обоснованности любого административного вмешательства в рыночные процессы. Не случайно включение страны в интеграционные процессы обычно сопровождается принятием прямых обязательств по сокращению дотаций на­циональному производителю.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]