Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ.doc
Скачиваний:
1361
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
3.32 Mб
Скачать

7.2. Речь и мышление, их генетические корни

Мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни.

В опытах Келлера мы имеем совершенно ясное доказательство того, что зачатки интеллекта, т.е. мышления в собственном смысле слова, появляются у животных независимо от развития речи и вовсе не в связи с ее успехами. «Изобретения» обезьян, выражающиеся в изготовлении орудий и применении «обходных путей» при разрешении задач, составляют первичную фазу в развитии мышления, но фазу доречевую.

Келлер с точностью экспериментального анализа доказал, что определяющим для поведения шимпанзе является именно наличие оптически актуальной ситуации. Два положения могут считаться могут считаться несомненными в этом случае. Первое: разумное употребление речи есть интеллектуальная функция, ни при каких условиях не определяемая непосредственно оптической структурой. Второе: во всех задачах, которые затрагивали не оптически актуальные структуры, а структуры другого рода (механические, например), шимпанзе переходили от интеллектуального типа поведения к чистому методу проб и ошибок (поставить ящик на ящик и соблюсти при этом равновесие).

Из двух положений с логической неизбежностью вытекает вывод, что предположение о возможности для шимпанзе овладеть употреблением человеческой речи является с психологической стороны в высшей степени маловероятным.

Мы находим у обезьян зачатки речи. Однако «речь» шимпанзе и его интеллект функционируют раздельно. «Их фонетические проявления без всякого исключения выражают только их стремления и субъективные состояния; следовательно, это – эмоциональные выражения, но никогда не знак чего-то «объективного» (Келлер). (Л.С.Выготский «Мышление и речь»).

7.3. Теории развития речи

Теории научения. По мнению Уотсона, ребенок научается говорить методом обусловливания, и приобретаемые им лингвистические поведенческие реакции постепенно интеориоризуются и формируют «внутренний диалог», который и есть мышление.

Согласно таким представлениям, ребенок усваивает родной язык просто путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой одними звуками следует подкрепление, а за другими – нет. Однако, если подобные механизмы, по-видимому, действительно играют некоторую роль в первые месяцы обучения языку, все же трудно представить себе, чтобы именно на их основе вырабатывалось все то бесконечное разнообразие фраз, которое человек конструирует и произносит в течение жизни.

Другие сторонники бихевиористского подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей; тем самым они принижают значение социального подкрепления и активного вмешательства окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций.

Такие механизмы, может быть, и позволяют объяснять появление у человека каких-то речевых оборотов или характерного местного говора у людей, живущих в разных областях, но говорящих на одном языке. Однако, если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно воспроизводила бы грамматически правильную «родительскую модель». На самом деле это совсем не так. Чаще всего ребенок сначала произносит какие-то оригинальные и часто неправильные фразы, но затем он сам корректирует их с грамматической точки зрения независимо от того, что ему называют родители.

Преформистские теории (Хомский, Леннеберг)

По мнению преформистов, существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу. Именно она определяет врожденную способность каждого человека видоизменять значение или смысл любой данной фразы, а также строить неограниченное число осмысленных высказываний.

Критический период для усвоения основ языка во всех культурах одинаков и соответствует возрасту от 1,5 до 3 лет (изолированные дети испытывали в дальнейшем затруднения в развитии речи).

Релятивистские теории (Сапир, Уорф)

Язык можно рассматривать только в контексте той или иной культуры. При этом каждой культуре свойственна определенная языковая структура, которая служит своего рода матрицей для мышления ее представителей.

По мнению Уорфа можно даже утверждать, что само наше восприятие, или наша картина мира, зависит от языка (эскимосы – много различных слов для обозначения разных видов снега; с другой стороны – у народностей Новой Гвинеи существует только два слова для обозначения всех цветов, поэтому восприятие цвета у них якобы сужено). Представитель преформистского направления Леннеберг, чьи взгляды противоположны релятивистским концепциям, считают, что различия между языками затрагивают только их поверхностную структуру и что в каждом языке такая структура адаптирована к специфическим нуждам представителей соответствующей культуры.

Как бы то ни было, язык – это основа общения, и представители разных народов по-разному вспоминают и рассказывают о происходивших с ними событиях. Француз реагирует на те же явления не так, как англичанин, и даже не так как житель Квебека, говорящий на французском языке.

В той степени, в которой культура определяет понятия )а носителем понятия является язык). Можно полагать, что способ выражения мыслей в значительной степени от этой культуры зависит.

С точки зрения Л.С. Выготского, язык по своей сути – это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным организатором его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решений.

Конструктивистская теория Ж.Пиаже

Согласно концепции Пиаже, развитие языка не отличается от развития или памяти, ни даже развития мыслительных процессов (в противоположность взглядам преформистов).

Наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отображения, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Сам по себе, язык при этом не играет никакой роли в развитии интеллекта и мышления.

Подобная точка зрения, если не доводить ее до крайности, позволяет согласовать основные положения других концепций, и потому ее сегодня разделяют многие психологи.