Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IS A CRIME CRACKDOWN.doc
Скачиваний:
73
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
4.44 Mб
Скачать

IX. Points for discussion.

  1. How do people become addicted?

  2. What is the cost of addiction?

  3. Is the abuser’s brain affected anyhow? What happens to the circuit if one injects, inhales or swallows an addictive drug?

  4. What was the ultimate goal of the conducted experiments (patterned on Pavlov’s)?

  5. What is the biological basis of addiction, tolerance, withdrawal and relapse, according to the journalist?

  6. Why is relapse so easy? Is it possible not to backslide, nevertheless?

  7. Do you agree that genes can either enhance or reduce the risk of addiction?

  8. How would you formulate the author’s main thesis?

Агрессивное поведение запрограммировано еще при рождении преступник разрушает сам себя

В прошлом работавший следователем Александр Шатских в настоящее время всерьез занимается изучением криминальной психологии.

– Александр Алексеевич, что изучает данная наука?

– Она занимается только аномальными отклонениями психики людей, совершающих неадекватные, с точки зрения обывателя, поступки. Как правило, это внезапные и спонтанные действия, приводящие к нарушениям общепринятых норм морали. Конечно, любая подобная вспышка имеет определенные корни, которые мы находим в генотипе людей. То есть агрессивное поведение запрограммировано еще при рождении. И здесь мы подходим к теории наследственной преступности, которую развивал итальянский психиатр Чезаре Ломброзо. Возможность выйти за пределы рамок, очерченных генотипом, предоставляет только «свобода воли» каждого человека. Философский вопрос, занимающий юристов, судей, оперативных работников, следователей, звучит примерно так: насколько проявления негативных энергий совпадают со свободным управлением собой, своим телом, рефлексами, реакциями? Известно, что творческое начало в личности также заложено при рождении, но если личность не развивается творчески, то переходит в иную ипостась. В этом случае агрессивная мотивация и потребность уничтожения способны полностью завладеть человеком. В государстве и обществе провоцирующих агрессивность негативных явлений предостаточно. Конечно, у следователей и судей нет времени разбираться в том, что послужило первопричиной того или иного преступления. В этом им помогают криминальные психологи. Они делятся на тех, которые работают с самими оперативниками, следователями, и тех, которые работают с преступниками. Их интересуют отрабатывающие наказания в зонах и тюрьмах и особенно некоторые малолетние правонарушители. Представители другого направления работают с обычными людьми, наблюдая в их поведении вспышки немотивированной агрессии.

Агрессия как объект изучения

– Предметом изучения считается именно немотивированная агрессия?

– Окружающие считают это немотивированной вспышкой ярости. На самом деле всякий процесс имеет свои корни. Значит, можно увидеть и мотив этого импульса. Допустим, идет человек, навстречу ему женщина. Они встретились в дверном проеме, пропустит он ее или нет? Это можно определить заранее – по выражению лица, походке. Если человек привык чувствовать себя хищником, это сразу видно. Чувство хозяина нынешнего времени, который плюет на все, дает индивидууму возможность не смотреть на окружающих. Он ведет себя так, как хочет, не считаясь ни с кем. Об этом говорится в произведениях Ф. М. Достоевского, который был великим психологом. Привычное поведение преступника начинает его разрушать. Он совершает те злые поступки, которые в конечном счете угнетают его собственную психику.

– В чем проявляется это разрушение?

– В органических несоответствиях. Много раз я со своими друзьями, которые расследуют убийства, нахожу преступников, которые лечатся в больницах.

– Они лечатся от психических заболеваний?

– Не обязательно. У него может быть хроническое воспаление легких, сердечное заболевание или то-то более серьезное. Сегодняшняя жизнь такова, что инфранизкие частоты, которые управляют поведением агрессивного человека, ведут к поражению не только психики, но и внутренних органов. Психика тесно связана с биологическими процессами организма, которые протекают в соответствии с физическими законами. Железы выбрасывают в кровь большую порцию адреналина, делая индивидуума неуправляемым, но перед этим получают сигнал из головного мозга. Формируется замкнутый круг. При этом одни люди начинают выплескивать агрессивность вовне, которая потом возвращается многократно усиленной, другие конденсируют зло внутри себя, но потом рано или поздно начинают выбрасывать его вовне. Будучи затравленными, лица не управляют собой, потому что становятся неспособными к интеллектуальным действиям. Физиология, нейрофизиология, психофизиология пытаются разобраться в том, как человек управляет своим поведением. Человечеством выработаны нормы, правила, способные держать поведение индивидуумов в определенных рамках. Отсутствие же норм поведения приводит к тому, что человек начинает лгать, мошенничать. Сначала он совершает гражданско-правовые нарушения, которые впоследствии переходят в разряд уголовных. Рано или поздно человек загоняет себя в тупик и, не видя никакого иного выхода, совершает все более серьезные уголовно наказуемые деяния. На этом этапе ему мог бы помочь, скажем, психотерапевт, который, вникнув в ситуацию, подсказал бы приемлемый выход из ситуации. Без посторонней помощи личность продолжает саморазрушаться, направляя агрессию и вовне, обвиняя при этом окружающий мир. А все начинается с нарушения обычных христианских заповедей.

– Вы много говорили о зле. В вашем понимании это нечто целостное, формирующее окружение из подобных индивидуумов, или наоборот, зло является порождением таких людей.

– Процесс обоюдный. Поскольку зло внутри человека, оно имеет физиологическое происхождение, кроме того, вызывающие агрессию инфранизкие частоты существуют вокруг человека. Их, в свою очередь, может порождать повышенная энергетика той или иной территории. Поэтому в некоторых местностях незадолго до землетрясения можно наблюдать всплеск преступности. Это лишь один пример, иллюстрирующий то, как простой природный катаклизм способен повлиять на криминогенную обстановку.

Наказание за преступление

– Многие преступления совершаются под влиянием стадного инстинкта, по принципу «куда все, туда и я». При этом совершивший под давлением коллектива правонарушение потом раскаивается и уверяет, что в одиночку никогда бы подобного не совершил.

– В данной ситуации влияет так называемая «психология толпы», которая порабощает отдельного индивидуума. Группа индивидуумов ведет себя как единое существо с примитивной психологией. Толпа академиков может вести себя как стадо уголовников. Иными словами, поведение любой толпы мотивируется примитивными инстинктами. Массовое заражение магнетизмом зла трудно преодолеть.

– Вы говорили о том, что поведение преступника управляемо, но в таком случае кто им управляет?

– Это сложный процесс. Общество, окружение, иногда само государство способны стать провоцирующим фактором для пробуждения агрессии. Если власть преступна, то она станет разрушать сама себя, порождая недовольство населения, вынуждая их к протесту, сопротивлению или толкая на путь преступности. Позднее, как звенья одной цепи. Возникают локальные войны, этнические конфликты, появляются банды разного рода «братков» и т.д.

– Получается, что за то или иное правонарушение ответственен не только преступник, но и общество. В таком случае стоит ли подвергать человека жестокому наказанию? Если его поведение управляемо, возможно, стоит направить его на правильный путь?

– Общество решает эти вопросы по-разному. В одном из американских штатов пошли по этому пути. Вместо тюремного заключения осужденному вживляют под кожу микрочип, который при повышении агрессии тут же пошлет сигнал на полицейский пульт.

– Еще раньше там же насильнику предлагали выбор: тюрьма или кастрация, жизнь на свободе…

– Как видите, уже появились более совершенные методы. Сложность в том, что подсознательная мотивация поведения тесно связана с физиологическими процессами, рефлексами и т.д. Поэтому столь бескомпромиссные внедрения в сферу бессознательного со временем делают индивидуума не только более покладистым, но и, нарушая привычные мыслительные процессы, отупляют его. Таким образом, общество рискует получить умственно неполноценного, но законопослушного обывателя. С одной стороны, причина агрессивности не устранена, следовательно, в организме и в сознании продолжаются соответствующие процессы, последствия которых пресекаются бескомпромиссным вмешательством извне. Маловероятно, что подвергшийся столь жестокой и унизительной процедуре человек сумеет направить творческую энергию в нужное русло. А ведь именно для этого человеку дается свободная воля. Чтобы после наказания он вернулся к нормальной жизни. Вспомним, что Сервантес написал «Дон Кихота» будучи в тюрьме.

– Как специалист, изучающий криминальную психологию, вы можете дать рекомендации по поводу того, как вести себя человеку, которого собираются, скажем, ограбить.

– Прежде всего надо не бояться. Преступник ожидает увидеть в вашем лице безропотную жертву, которая напугана. Конечно, на стороне преступника, особенно группы, все преимущества – неожиданность, агрессия, жестокость. В то же время идущий на преступление сам боится. Поэтому если в глазах жертвы он увидит силу (для этого надо смотреть прямо в глаза), то почувствует себя беспомощным. Стоит дать понять, что одному из агрессоров вы точно не дадите уйти безнаказанным. Уже на психологическом уровне надо оказать адекватный по силе отпор. Но для этого надо быть готовым отразить нападение на физическом уроне. Мне известны случаи, когда хватало простого психологического отпора. Дав понять, что не сдастся без боя, подвергшийся нападению человек спокойно уходил. Следует помнить, что психология группы «окучивающих» сродни психологии стаи собак. Поэтому, если удастся вывести из строя одного, вы сможете разбить всю группу. Но для этого надо быть готовым как минимум психологически.

Игорь Алексеев

/«АиФ-Черноземье»№42, 2002/

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]