Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция Отеч.история..doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
4.18 Mб
Скачать

2. Экономическое развитие и общественное движение в пореформенной России.

В последней трети XIX - начале XX в. Россия пошла по капитали­стическому пути развития. С середины 60-х годов XIX в. получило бурное развитие предпринимательство. Создавались акционерные общества. Ка­зенные предприятия передавались в частные руки. В промышленности про­исходил переход от принудительного труда к вольнонаемному. Быстро росла численность пролетариата. Во второй половине XIX в. в России раз­вертывался промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к фабрике. Ручной труд заменялся машинным. Росла производительность труда.

Накопление капиталов в России имело во многом те же источники, что и в Западной Европе.

1. Интенсивная эксплуатация дешевой рабочей силы. Рабочий день продолжался по 14-16 часов. Заработная плата обеспечивала самое прими­тивное воспроизводство работоспособности. Широко использовался жен­ский и детский труд. Значительная часть зарплаты изымалась через сис­тему штрафов. Только после мощной Морозовской стачки 1885 г. в 1886 г. появился фабричный закон. Рабочие ограждались от произвольных штра­фов. Создавалась фабрично-заводская инспекция. Ограничивался рабочий день. Стало формироваться трудовое право.

2. Неэквивалентный обмен с окраинами империи. Средняя Азия, Кавказ были поставщиками дешевого сырья и рынком сбыта для промыш­ленной продукции. Весьма выгодными были для российской буржуазии экономические связи с Китаем, Ираном, Афганистаном.

3. Российские предприниматели пользовались финансовым покро­вительством со стороны государства. Наиболее выгодным делом был вин­ный откуп, при котором откупщик покупал у государства право на продажу спиртных напитков на определенной территории и стремился любыми средствами перекрыть свои затраты. Некоторые предприятия, банки прибе­гали к искусственному банкротству и в результате краха «финансовых пи­рамид» того времени изымались финансовые средства у населения, у до­верчивых вкладчиков.

4. Быстрее всего оборот капиталов происходил в текстильной (хлоп­чатобумажные ткани) и пищевой (особенно сахарной) промышленности. Крупным центром стал Иваново-Вознесенск. Техническое перевооружение в металлургии, в машиностроении поощрялось правительством и во многом предопределялось потребностями железнодорожного строительства, кото­рое бурно развивалось в последней трети XIX в. В 1891 г. началось строи­тельство Транссибирской магистрали, протянувшейся от Челябинска до Владивостока на 8500 км. Паровозы, вагоны, рельсы, различное оборудова­ние железных дорог производилось в основном в России. Ведущую роль играли Московский, Петербургский, Центральный, Южный (Донецкий) и ставший отставать Уральский промышленные районы.

5. Наряду с крупной и средней промышленностью в стране сохраня­лось кустарное и ремесленное производство, которое было ближе к потре­бителю и нередко более гибко реагировало на потребительский спрос ши­роких масс населения. По мере усиления конкуренции со стороны фабрич­ных товаров многие ремесленники пополняли ряды пролетариата или ока­зывались в зависимости от крупных предпринимателей.

В мире в последние тридцать лет XIX в. развернулась вторая техни­ческая революция. В металлургии и машиностроении были механизированы загрузка доменных печей и разливка чугуна, передел чугуна и железа в сталь. Развивались станкостроение и приборостроение. Замена пара элек­тричеством, электрификация повысила производительность труда в про­мышленности. Стали освещаться улицы, общественные здания, получил развитие городской и пригородный транспорт. Химия, ставшая самостоя­тельной отраслью, производила искусственные красители, минеральные удобрения, бумагу из целлюлозы, а не из тряпичного сырья. Появились ав­томобиль, телефон, телеграф, радио. В сельское хозяйство пришли машины – сеялки, жнейки, тракторы, механические двигатели с электроприводом. Во многих странах было введено обязательное начальное обучение. Воз­никли картели, синдикаты, тресты, которые монополизировали производ­ство и сбыт отдельных видов продукции. Соединение промышленных мо­нополий и банковского капитала усиливало позиции буржуазии.

Преимуществом российской экономики была возможность исполь­зовать западные достижения. Инженерная мысль и подготовка специали­стов в России находились на должном уровне. В страну ввозились машины, целые заводы, приглашались кадры. Первая в мире ТЭЦ была построена в Нью-Йорке в 1882 г., а в Петербурге – в 1883. В России происходил процесс концентрации производства и капитала. К концу XIX в. на предприятиях с более чем 1000 работающих было занято более 50% всех рабочих. Возни­кали конвенции, пулы, синдикаты, тресты. К 1900 г. действовало 140 мо­нополистических объединений в 45 отраслях. По западным данным, к 1894 г. национальный доход США оценивался в 3,1 млрд. фунтов стерлингов, а России – в 1 млрд.

Несмотря на высокие темпы промышленного роста, экономического развития Россия оставалась «догоняющей» страной, относилась ко «вто­рому эшелону» в мировом модернизационном процессе. Во-первых, страны-лидеры (США, Германия, Франция, Англия) развивались не менее быстро и мощно. Во-вторых, Россия оставалась аграрной страной с нераз­витым сельским хозяйством, которое тормозило развитие страны. В-третьих, отсталость политической системы, засилье государства, бюрокра­тии не позволяли реализоваться энергии, предприимчивости населения в полной мере.

В докапиталистическую эпоху говорить об общественном движении можно достаточно условно. В Древней Руси и Московском царстве различ­ные «партии» в борьбе за политическую власть возникали эпизодически, часто на базе родственных отношений: боярские группировки в малолет­ство Ивана Грозного; Милославские и Нарышкины в событиях 1682 г. и т.д. В XVIII в. активными политическими «игроками» стали гвардейские офи­церы-дворяне. Народные низы пытались защищать свои интересы в сти­хийных городских бунтах и крестьянских восстаниях.

С середины XIX в. общественное движение по социальному составу участников становится весьма пестрым, включает в себя выходцев из раз­личных сословий, разночинцев. Во всех общественных течениях важную роль играли представители интеллигенции. Интеллигенция представляла собой социальный слой работников умственного труда, получивших выс­шее и среднее специальное образование и зарабатывавших себе на жизнь своим высокопрофессиональным трудом. Особенностью общественного движения в России было то, что оно развивалось под большим влиянием европейских событий. Революции конца XVIII в. в США и во Франции, ре­волюционные потрясения 1848 г. во многих европейских странах, сложные политические процессы, борьба идейных течений, - за всем этим внима­тельно следили в России и пытались определить наилучшее будущее для своей страны. Каждое из общественных течений в России стремилось раз­работать свою программу, стратегию и тактику борьбы, опиралось на опре­деленные социальные силы, организации, выдвигало ярких лидеров. Как и в Европе, в России можно выделить либерализм, социализм и консерватизм.

Наиболее активным было революционное или социалистическое те­чение. Его теоретики А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский разработали ориги­нальную концепцию «крестьянского социализма». Они считали общину го­товой ячейкой будущей справедливой организации общества. Монархию должна была сменить республика с выборными органами народного пред­ставительства. Они идеализировали «простой народ», были против его «вы­варивания в капиталистическом котле».

В возникшем народничестве было несколько течений. Пропаганди­сты (идеолог П.Л.Лавров) главную роль отводили распространению социа­листических идей, постепенной подготовке народа к новой жизни. Бунтари (идеолог М.А.Бакунин) хотели государство заменить свободными автоном­ными обществами, организованными снизу вверх. Бакунин выступал за пе­редачу всей земли – земледельцам, промышленности и капиталов – рабочим союзам. Предлагалось упразднить семью и брак, ввести общественное вос­питание детей, уравнять женщин и мужчин в правах. Последователи Баку­нина за неприятие любой власти получили название анархистов. Они пола­гались на «пропаганду фактами» - на непрерывные мелкие восстания, бунты, аграрные волнения. Заговорщики (идеолог П.Н.Ткачев) считали, что необходимо создать хорошо законспирированную революционную органи­зацию, которая захватит власть, уничтожит своих противников и затем зай­мется просвещением народа, установлением отношений равенства и брат­ства. Орудием строительства нового общества Ткачев считал сильное цен­трализованное государство.

Каждое из течений проявило себя в конкретных действиях. «Лаври­сты» в 1873-1874 гг. организовали «хождение в народ». Радикально-демо­кратическая молодежь пыталась распространять среди крестьян демократи­ческие и социалистические идеи. Бакунисты пытались поднять народ на восстание. Большинство участников было арестовано и осуждено. Неудачей окончилась попытка последователя Ткачева С.Г.Нечаева создать тайную революционную организацию, основанную на беспрекословном повинове­нии рядовых членов руководству.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля», которая пыталась работать среди крестьян, старообрядцев, сектантов, рабочих и студентов и привлекать на свою сторону людей из правительственных учреждений и во­енных. Эффективность работы была невелика. Многие были арестованы.

В 1879 г. из «Земли и воли» выделилась организация «Народная воля», которая после ряда попыток 1 марта 1881 г. смогла убить Алексан­дра II. Но революции не произошло. Впоследствии в силу разочарования и правительственных репрессий народничество отказалось от радикальных методов борьбы, стало либеральным.

Радикально-социалистическую традицию в общественном движении продолжили марксисты. В распространении идей немецких теоретиков К.Маркса и Ф.Энгельса в России важную роль сыграл бывший народник Г.В.Плеханов, который в 1883 г. в Швейцарии создал группу «Освобожде­ние труда». Плеханов выступал за свержение самодержавия, как тормоза на пути развития капитализма в России, который считал прогрессом. Социали­стическую революцию он считал отдаленной перспективой, но выступал за создание рабочей партии, действующей в союзе с либералами и при по­мощи крестьянства. В 80-е годы возник ряд марксистских кружков (Д.Благоева, М.И.Бруснева, Н.Е.Федосеева).

Осенью 1895 г. петербургские марксисты объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который имел связи с десятками заводов и фабрик, издавал листовки, помогал в проведении забастовок, пропагандировал марксизм среди рабочих. Среди петербургских марксис­тов в качестве теоретика и организатора выдвинулся В.И.Ульянов, который вместе с другими членами «Союза» был арестован и сослан в Сибирь. Ос­тавшиеся на свободе марксисты в 1898 г. в Минске создали Российскую со­циал-демократическую рабочую партию (РСДРП). В.И.Ульянов, выбрав­ший псевдоним Ленин, анализировал развитие капитализма в России, видел в российском пролетариате движущую силу социальной революции, прида­вал решающее значение деятельности хорошо организованной пролетар­ской партии.

Сторонниками либерализма, последовательного реформирования России были образованные чиновники, дворяне, предприниматели, профес­сора, ученые, другие люди, понимавшие опасность революционного взрыва в России. Уже в феврале 1862 г. на собраниях тверского дворянства крити­ковалась непоследовательность царского правительства и ставился вопрос о созыве народного представительства. В 1880 г. министр внутренних дел граф М.Т.Лорис-Меликов заявил о снижении выкупных платежей, отмене подушной подати и созыве временных подготовительных комиссий для об­суждения вопросов о представительном строе. После 1 марта 1881 г. Лорис-Меликов получил отставку. Российские либералы добивались политических свобод, расширения функций органов местного самоуправления, укрепле­ния законности и отказа от полицейского произвола. Они хотели выбить почву из-под ног у революционеров, но действовали слишком осторожно. Только к началу XX в. они решились создать за границей свои организации – «Союз освобождения».

Во главе российского консерватизма стояли последние Романовы – Александр II, Александр III и Николай II. На реформы они шли под давле­нием обстоятельств. Особенно жестко охранялся государственно-политиче­ский строй, неограниченная самодержавная власть. Наставником двух по­следних российских императоров бытность их наследниками престола был К.П.Победоносцев. Он был инициатором политики контрреформ Алексан­дра III. Парламентаризм, демократию, гражданские права считал вредными и не подходящими для России явлениями. Был сторонником жесткого рели­гиозного воспитания, различных ограничений для инородцев, особенно ев­реев и поляков. В течение 25 лет Победоносцев был обер-прокурором Си­нода. Поздний славянофил, писатель и публицист К.Н.Леонтьев главной опасностью для России считал либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия. Леонтьев проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословную иерархию и т.д.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясе­ний. Социальную опору консерватизма составляло большинство дворян-помещиков, духовенства, которое стремилось сохранить свое привилегиро­ванное положение и не желало ничего уступать другим социальным слоям.

Особую роль в России играло национальное движение. В 1863 г. вспыхнуло и было подавлено очередное восстание в Польше, руководители которого стремились к созданию независимого государства и пользовались симпатиями европейского общественного мнения. Польский сепаратизм рассматривался российскими самодержцами как опасный пример для дру­гих национальных окраин империи.