Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ричард Сеннет - Коррозия Характера.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Глава 1

детей, чьи потребности не могут быть спрограммирова-ны так, чтобы соответствовать требованиям его работы.

Услышав это, я попытался приободрить его. Моя жена, приемный сын и я прожили похожую, полную напряжения жизнь. «Вы к себе несправедливы, - сказал я. - Тот факт, что Вас это так сильно волнует, означает, что вы делаете все возможное для своей семьи». Хотя он и несколько расслабился при этих словах, по сути дела, я его не понял.

Я знал, что когда Рико был еще мальчиком, его раз­дражала авторитарность Энрико. Он говорил мне, что его удушает атмосфера тех мелочных правил, которы­ми руководствуется в жизни его отец-уборщик. Теперь же, когда он сам стал отцом, его преследует страх, что он не сумел привить своим детям должной моральной дисциплины, и более всего он опасается, что его дети станут «уличными крысами», которые бесцельно целы­ми днями болтаются на парковках у торговых центров, пока их родители заняты в своих офисах.

Поэтому он хочет подать сыну и дочерям пример решительности и целеустремленности, так как «вы же не можете просто сказать детям, чтобы они были вот такими»: а должны подать пример. Объективный при­мер, который он мог бы продемонстрировать, - это его продвижение наверх, что они воспринимают как нечто должное, как некую историю, которая принадлежит прошлому, но не их собственному прошлому, а будто

Пассивность 13

это некий рассказ, который уже написан. Однако боль­ше всего его тревожит то обстоятельство, что он не может представить детям свою трудовую жизнь как пример того, как они должны вести себя: высокие каче­ства хорошей работы не являются высокими качества­ми хорошего характера.

Как я понял позже, источник этого страха - разрыв, который отделяет поколение Энрико от поколения Рико. Представители бизнеса и журналисты подчеркивают, что глобальный рынок и использование новых технологий являются фирменным знаком капитализма нашего вре­мени. Такое утверждение достаточно верно, но упущен из виду еще один параметр изменения - новые способы организации времени, особенно рабочего времени.

14

Самым приметным знаком этого изменения может служить лозунг «Ничего долгосрочного!» Из трудовой деятельности как бы исключается традиционное разви­тие карьеры - шаг за шагом, через коридоры одного или двух учреждений; так же обстоит дело и с полной реализацией какого-либо одного набора навыков и умений в период трудовой деятельности. Сегодня моло­дой американец, имеющий за спиной хотя бы два года колледжа, должен быть готов к тому, что за время его трудовой деятельности ему придется сменить рабочее место, по меньшей мере, 11 раз, а базу своих навыков и умений, тоже, по меньшей мере, - три раза в течение сорока лет трудовой деятельности.

Глава 1

Некий управленец из компании «Американ Телефон Энд Телеграф» (АТТ) утверждает, что принцип «Ничего долгосрочного!» изменяет само значение работы:

«В компании "ЭйТиТи" мы должны продвигать в жизнь целую концепцию рабочей силы как чего-то ус­ловного, зависящего от обстоятельств, хотя большинст­во из этих "условных работников" находится внутри наших стен. Понятие "работа" заменяется понятием "проекты" и "области деятельности"»1.

Корпорации тоже многие из своих задач переадре­совали «глубинке», то есть то, что когда-то они делали постоянно у себя, в своих зданиях, они передали ма­леньким фирмам и людям, которые работают по найму на основе краткосрочных контрактов. Самый быстро растущий сектор американской рабочей силы - это, например, люди, которые работают по контракту с агентствами по временному трудоустройству2.

«Люди как бы изголодались по переменам, - утвер­ждает менеджер Джеймс Чэмпи, - рынок "влеком по­требителем" как никогда до этого в истории»3. Рынок, согласно этому утверждению, слишком динамичен, чтобы позволить год за годом делать вещи одним и тем же способом или делать одну и ту же вещь. Экономист Беннет Харрисон полагает, что источник этой тяги к изменениям находится в «нетерпеливом капитале», желании быстрого оборота; так, например, средняя продолжительность времени пребывания акций на аме-

Пассивность 15

риканских и британских биржах сократилась на 60% за последние 15 лет. Рынок полагает, что быстрый рыноч­ный оборот лучше всего генерируется организацион­ными изменениями.

Долгосрочный порядок, к которому стремится но­вый режим, надо отметить, сам по себе был короток -десятилетия, которые приходятся на середину XX века. Капитализм XIX века «кренился на бок» от катастрофы к катастрофе на фондовых рынках и от иррациональ­ности в корпоративных инвестициях; дикие качели деловых циклов лишали людей уверенности в завтраш­нем дне. Во время поколения Энрико, после Второй мировой войны, этот беспорядок был взят под конт­роль в большинстве развитых экономик: сильные профсоюзы, государство, гарантирующее социальное обеспечение, и крупномасштабные корпорации объе­динились, чтобы «произвести» эру относительной ста­бильности. Этот период времени, продолжительностью в 30 лет или около того, обозначает «стабильное про­шлое», которому бросает вызов новый режим.

Изменение в современной организационной струк­туре сопровождается краткосрочным, контрактным или эпизодическим трудом. Корпорации стремились убрать бюрократические уровни, чтобы стать менее плоскостными и более гибкими организациями. Вмес­то организаций, существовавших в виде пирамид, ме­неджмент хочет сейчас придумать сетевую систему.

«Подобные сетям структуры легче в движении, чем пи­рамидальные иерархии, - заявляет социолог Уолтер Пауэлл, - они в большей степени готовы к переформи­рованию и перенацеливанию, чем затвердевшие иерар­хии»4. Это означает, что как продвижения по карьерной лестнице, так и увольнения зачастую уже не базируют­ся на ясных и фиксированных правилах, а рабочие задания четко не определяются; сеть постоянно пере­определяет свою структуру.

Руководитель из компании «Ай Би Эм» (IBM) как-то сказал Пауэллу, что гибкая корпорация «должна стать архипелагом взаимосвязанных видов деятельности»5 «Архипелаг» - это вполне подходящий образ для опре­деления коммуникаций в сетевой системе: коммуника­ции осуществляются подобно путешествию между ост­ровами - но, благодаря современным технологиям, со скоростью света. Компьютер стал ключевым фактором этой замены медленных, забитых «тромбами» комму­никаций, которые имели место в традиционной цепи передачи команд. Быстрорастущий сектор рабочей си­лы имеет дело с компьютерными услугами и программ­ным обеспечением, это область, в которой трудятся Жаннет и Рико; компьютер сейчас используется бук­вально на всех работах, многими способами, и работ­никами всех рангов. (Пожалуйста, посмотрите таблицы 1 и 2 в Приложении, чтобы представить себе статисти­ческую картину).

16