Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы педагогики и психологии / Узнадзе Д.Н. - Общая психология.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

Психология эмоциональных переживаний

111

незнакомые содержания сознания. Но во время аффекта положение вещей совершен­ но иное: в этом случае чувство не только не переходит на новые содержания, но и вообще перекрывает им доступ к сознанию. Аффект исключает из сознания все, что не связано с ним. Следовательно, он овладевает сознанием совершенно иным образом, нежели настроение.

Аффект отличается от настроения и в другом отношении. Если настроение по­ чти всегда представляет собой чисто формальное чувство, то есть обычно не свя­ занное с определенным содержанием и весьма диффузное, то аффект характеризу­ ется ярко выраженной определенностью, непременно подразумевая какое-либо одно объективное обстоятельство; он неразрывно связан с представлением причины, выз­ вавшей его. Именно поэтому во время аффекта возможность появления в сознании других содержаний исключена. Это различие между аффектом и настроением на­ столько специфично, что некоторые психологи даже называют настроение безобъ­ ектным аффектом.

Аффект представляет собой не только форму проявления интенсивности чув­ ства, он, в то же время, характеризуется и параметром продолжительности чувства. Аффект — кратковременное чувство, он возникает внезапно и относительно быстро исчезает, носит характер «взрыва», тогда как настроение является значительно более продолжительным эмоциональным состоянием. Это обстоятельство, между прочим, выявляется так же в том, что аффект и после затухания некоторое время продолжает существовать в виде соответствующего настроения.

Согласно старой, традиционной классификации аффекты могут быть подраз­ делены на две группы: а) стенические аффекты (силы) и б) астенические аффекты (слабости).

Когда внезапно возникшее интенсивное чувство, минуя разум, прямо вызывает бурные движения, необдуманные действия и, вместе с тем, стремительное протека­ ние представлений, мы имеем дело со стеническим аффектом. Что касается астеничес­ кого аффекта, то здесь, наоборот, имеем совершенно противоположную картину: происходит внезапное торможение действий и представлений, а иногда и умопом­ рачение. Это различие между стеническими и астеническими аффектами проявляется и в сопутствующих физиологических процессах: в случае переживания стенического аффекта расширяются кровеносные сосуды, учащается дыхание, усиливается сердце­ биение, увеличивается мышечная энергия и т.д., тогда как при астеническом аффекте имеем противоположную картину.

Эмоциональное переживание и тело

1. Чувство и выразительные движения

Характерной особенностью эмоциональных переживаний является их тесная связь с телом; можно сказать, что ни один психический процесс не связан с ним столь тесно, как чувства. Эта связь настолько интимна, что любое более или менее сильное эмоциональное переживание тотчас же вызывает заметные телесные изме­ нения, причем настолько очевидные и специфические, что по ним очень легко уга­ дать соответствующее эмоциональное состояние. В качестве примера можно привести хотя бы эмоцию страха, связанную со столь своеобразными телесными изменения­ ми, что узнать испуганного человека не составляет никакого труда.

112 Глава четвертая

Но нельзя сказать, что всем эмоциональным переживаниям сопутствуют оди­ наково интенсивные телесные изменения. Чувство и эмоция и в этом отношении зри­ мо отличаются друг от друга. В случае чувства телесные изменения менее очевидны, тогда как эмоции всегда сопутствуют явные телесные изменения.

Каковы эти изменения? Некоторые из них настолько явственны, что легко видны и невооруженным глазом, а для выявления других нужна специальная более или менее чувствительная аппаратура.

Эти изменения касаются: сердцебиения, дыхания, распределения крови в теле, вследствие чего объем различных частей тела увеличивается или уменьшается, мышеч­ ной энергии, выражения лица (мимики), позы всего тела и жестов (пантомимики). Все эти телесные изменения в психологии совершенно справедливо называются вырази­ тельными движениями. Они являются объективным выражением наших эмоциональных переживаний. Психология, основывающаяся на самонаблюдении, усматривает в них телесные симптомы эмоциональных переживаний.

Каково взаимосоотношение между эмоциональными переживаниями и вырази­ тельными движениями? Имеет ли каждое качественно различное элементарное чувство свое специфическое телесное выражение? Этот вопрос относится к числу тех, которые исследованы классической психологией особенно внимательно. Но в результате оказа­ лось, что установить наличие однозначной связи между элементарными чувствами и выразительными движениями совершенно невозможно. Правда, под влиянием того или иного простого чувства изменяются пульс, частота дыхания, вроде бы наблюдаются некоторые изменения в объеме различных частей тела человека, однако определить, какие именно изменения связаны с определенным чувством, оказалось невозможным. Думается, что это было обусловлено не столько техническими трудностями, а принци­ пиальной неправомерностью точки зрения, согласно которой существуют отдельные элементарные чувства, которым должны соответствовать особые телесные симптомы.

Поэтому полагают, что данная задача может быть сочтена решенной лишь приблизительно:

1.Удовольствие (связанное с ощущениями цвета или звука) замедляет сердце­ биение, а неудовольствие, связанное с ощущением вкуса, учащает его.

2.Удовольствие увеличивает пульс, а неудовольствие уменьшает.

3.Во время удовольствия дыхание — спокойное и глубокое, а неудовольствия — частое и неглубокое. Но это очень индивидуально.

4.Объем руки во время приятного чувства увеличивается, а неприятного — уменьшается; с головным мозгом происходит обратное.

5.Удовольствие увеличивает мышечную силу, неудовольствие же, наоборот, уменьшает ее.

2. Эмоция и выразительные движения

Если в случае чувства выразительные движения менее выражены, то в случае эмоции они проявляются весьма четко. Особенно наглядные изменения происходят в мимике и пантомимике, причем не только такие, которые можно уловить лишь с по­ мощью специальной аппаратуры. Тем не менее, изучение эмоций в эксперименталь­ ных условиях затруднено, поскольку очень трудно намеренно вызвать и изменить их по усмотрению. Поэтому в связи с выразительными движениями, связанными с эмоция­ ми, преобладает материал наблюдений, а не экспериментальные данные. И из этого материала ясно видно, что выразительные движения безусловно имеют существенное значение для эмоций.

Психология эмоциональных переживаний

113

Еще Дарвин указывал на решающее значение учета особенностей выразитель­ ных движений при изучении эмоций. По его мнению, эти движения представляют собой рудименты прежних целесообразных движений. Например, сжатые кулаки, скрежет зубами и пр. разгневанного человека представляют собой остаточный след поведения тех времен, когда человек действительно боролся кулаками и зубами. Сле­ довательно, по мнению Дарвина, эмоция неразрывно связана с инстинктом. Как отмечалось выше, эта мысль в своеобразной форме развита Мак-Дугаллом.

Однако мнение о важности выразительных движений для эмоций разделяют не только Дарвин и Мак-Дугалл. Еще большую роль отводит им Джеймс, известная те­ ория о природе эмоций которого полностью основана на идее существенности роли выразительных движений.

3. Теория Джеймса и Ланге

Джеймс был наделен необычайным даром самонаблюдения и удивительно точ­ ного описания его данных. Наблюдая за эмоциональными переживаниями, он обра­ тил внимание на одно важное обстоятельство, основываясь на котором он сделал выводы, характерные для психологической мысли того времени, но совершенно не­ понятные и удивительные с точки зрения обычных, устоявшихся веками психологи­ ческих представлений.

Джеймс обратил внимание на то, что, пытаясь описать какую-либо эмоцию, например эмоцию страха, не принимая во внимание и изымая из описания теле­ сные процессы — сердцебиение, бледность, специфические изменения мышечной системы и пр., обычно сопутствующие переживанию страха, оказывается, что, соб­ ственно говоря, описывать нечего. Страх представлен в сознании в виде процессов, происходящих в организме испуганного человека: в сознании не подтверждается на­ личие чего-либо такого, что позволило бы отличить страх, как специфическое эмо­ циональное переживание, от этих процессов. То, что мы называет страхом, возни­ кает примерно следующим образом: субъект воспринимает нечто опасное, скажем, встречается лицом к лицу со страшным зверем. Это восприятие тотчас же, рефлек­ торным путем, вызывает в организме изменения, которые принято считать прояв­ лением страха — мышечное напряжение, сердцебиение, стоящие дыбом волосы...

Эти телесные изменения, превращаясь во внутреннее раздражение, вызывают внут­ ренние ощущения. Но они переживаются не в виде отдельных ощущений, а вместе, в комплексе; именно это переживание и называется страхом. Стало быть, страх — это комплекс внутренних ощущений, возникающих на почве исходящего из теле­ сных изменений раздражения. Не будь этого раздражения, не появились бы соответ­ ствующие внутренние ощущения и, следовательно, не возник их комплекс, то есть страх. Таким образом, страх появился потому, что у субъекта участилось сердцебие­ ние, волосы встали дыбом, он приготовился убежать.

Согласно Джеймсу, сказанное о страхе можно распространить на все осталь­ ные эмоции; исходя из этого, понятно, что имел в виду Джеймс, столь парадоксаль­ но формулируя свою теорию: «Мы огорчены потому, что плачем, разгневаны пото­ му, что наносим удар, испуганы потому, что дрожим, а не наоборот — мы плачем, наносим удар и дрожим потому, что огорчены, разгневаны или испуганы».

Следовательно, по мнению Джеймса, эмоция представляет собой отражение телесных процессов в сознании; эмоция — всего лишь комплекс внутренних ощуще­ ний и не более.

114

Глава четвертая

Принципиально так же рассуждает и Ланге. Он тоже убежден в том, что осно­ ву эмоций составляют чисто периферические соматические процессы, что эмоции, в сущности, следует считать психическим отражением этих процессов. Однако, по его мнению, в этом случае решающую роль выполняет расстройство иннервации кро­ веносных сосудов. Из-за аномального расширения или сужения кровеносных сосудов объем кровотока в тех или иных органах нашего тела ненормально увеличивается или уменьшается, и это следует считать первичной причиной так называемых эмоцио­ нальных переживаний. Возьмем, например, грусть: «Устраните усталость и вялость мускулов, пусть кровь прильет к коже и мозгу, и вы увидите, что появится легкость в членах, а от грусти ничего не останется», — говорил Ланге.

Таким образом, согласно взглядам как Джеймса, так и Ланге, эмоция строит­ ся на основе чисто периферических телесных процессов, она по сути представляет собой определенный комплекс ощущений, поэтому нет никакой необходимости на­ ряду с познавательными психическими процессами допускать существование прин­ ципиально отличных от них эмоциональных процессов.

Впользу теории Джеймса приводятся следующие соображения:

1.При отсутствии чувствительности внутренних органов — так называемой вис­ церальной анестезии человек становится эмоционально совершенно индифферентным. Помимо этого, обычный опыт также свидетельствует о влиянии задержки телесных проявлений эмоциональных переживаний на саму эмоцию — обычно в сторону ее ослабления.

2.Воздействие алкоголя или опиума улучшает настроение, а брома — ухудшает. Следовательно, в данном случае эмоциональное переживание возникает исключи­ тельно на основе телесных процессов.

3.Болезням вазомоторной системы обычно сопутствуют эмоциональные пере­ живания без какой-либо иной причины: неврастеник переживает совершенно обыч­ ный страх, не имея на то абсолютно никаких оснований.

Но все эти аргументы опровергают данные, полученные в ходе эксперимен­ тальных исследований последних лет — прежде всего известными физиологами Шер­ рингтоном и Кенноном.

Шеррингтон перерезал собаке спинной мозг в шейной области и нерв ва¬ гус, почти полностью исключив возможность возникновения каких-либо внутрен­ них ощущений. Следовательно, коль скоро теория правомерна, у такого животного не должны возникать какие-либо эмоциональные состояния. Но, как оказалось, жи­ вотное на соответствующие условия отвечало привычными эмоциональными реак­ циями: на угрожающую ситуацию — страхом, а на приятную — удовольствием.

На основании этого Шеррингтон пришел к выводу, что эмоциональное пере­ живание возникает без органических ощущений, постольку сущность эмоций нико­ им образом не может быть сведена к висцеральным процессам.

Аналогичный вывод был сделан и Кенноном. Оперативным путем он полнос­ тью вырезал у кошки часть нервной системы, ответственной за висцеральные реак­ ции, сопутствующие эмоции страха или гнева, исключив тем самым возможность возникновения органических ощущений. Затем он поместил подопытное животное в ситуацию страха (показал собаку). Выяснилось, что в этих условиях кошка реагирует точно так же, как до операции — выявляет выраженную реакцию страха, то есть те­ ория Джеймса—Ланге еще раз была опровергнута.

Соседние файлы в папке Основы педагогики и психологии