Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы педагогики и психологии / Узнадзе Д.Н. - Общая психология.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

Психология восприятия

219

ляется врожденным, подобно протяженности в случае восприятия пространства. Од­ нако завершенное переживание времени, так же как и пространства, следует считать достижением лишь довольно сложного процесса развития.

7. Сенсорное содержание

Сощущениями какой модальности наиболее увязано переживание времени? Как отмечалось выше, по мнению некоторых ученых, восприятие времени

формируется из материала совершенно определенных ощущений. Особое место сре­ ди них занимает слух. Однако не подлежит сомнению, что переживание времени имеет более интермодальное происхождение, чем переживание пространства, по­ скольку связь человека со временем более интимна, нежели с пространством.

Не существует переживания времени, построенного из различного сенсорно­ го материала. Время всегда одно, воспринимаемое нами по мере необходимости все­ ми находящимися в нашем распоряжении средствами. То, что время всегда одно, каким бы органом чувств оно ни воспринималось, доказывает следующий простой опыт: испытуемого просят оценить продолжительность одного и того же отрезка времени посредством различных органов чувств, то есть ему предлагают слуховые, зрительные, осязательные и другие раздражители одинаковой продолжительности. Результат таков: все органы чувств дают практически одинаковую оценку времени.

Наблюдение

1. «Ощущенческое восприятие»

До сих пор мы говорили о восприятии так, будто бы существует лишь един­ ственная его форма. На самом деле формы рецепторных взаимоотношений с действи­ тельностью многообразны — одни проще, другие сложнее. То, к какой из этих форм обращается живое существо, зависит, с одной стороны, от уровня его актуального развития, а с другой — от формы поведения, при осуществлении которой ему при­ ходится устанавливать перцептивное отношение с действительностью. Таким обра­ зом, и в жизни существа, стоящего на высшей ступени развития, — человека быва­ ют случаи, когда он обращается к наиболее простым формам восприятия, поскольку формы отношения с действительностью, то есть практика, могут быть такими, что его удовлетворят и подобные простейшие виды восприятия.

К наиболее примитивным формам восприятия можно отнести те случаи, ког­ да воздействие внешних раздражителей вызывает простой отклик в нашей психике, когда переживается лишь существование внешнего раздражения; что же касается сущности, природы этого раздражения, это остается совершенно неизвестным. По­ добные переживания особенно часты тогда, когда сущность внешней действитель­ ности не имеет для нас значения, когда она нас не интересует, когда наше воздей­ ствие на действительность совершенно не зависит от нас и определяется самим раздражителем. Крайней формой подобного взаимоотношения с действительностью можно считать сон. Во сне прекращена всякая практическая связь с действительнос­ тью — мы совершенно не собираемся воздействовать на нее. Но это обстоятельство, конечно, не мешает самим раздражителям продолжать воздействовать на нас. Обыч-

220 Глава шестая

но мы не чувствуем этого воздействия, оно остается в границах физиологии. Одна­ ко бывают случаи, когда какой-либо сильный раздражитель, скажем громкий звук, будит нас. Предположим, что в комнате что-то упало, и сильный шум разбудил нас. Случается, что мы даже не знаем, что именно разбудило нас, но в ушах как будто что-то звенит — складывается впечатление, что след шума как бы продолжает дей­ ствовать, и мы вдруг догадываемся, что нас разбудил шум.

В данном случае одновременно приведены примеры двух ступеней восприятия: первая, простейшая форма, когда «в ушах что-то раздается, шумит», как будто этот «шум» является нашим состоянием, а не чем-то, существующим вне нас. Именно это представляет собой ту простейшую форму переживания внешней действительности, для описания которой мы и обратились к данному примеру.

Аналогичное переживание в свое время было описано нами под названием «ощущения»2, а затем Хайнц Вернер попытался осуществить экспериментальный ана­ лиз примерно такого же переживания. Возможно, что и Штерн подразумевает явле­ ние этой же категории, отмечая, что «ощущение в этом случае представляет собой целостный резонанс личности в ответ на раздражитель». Целостный резонанс здесь не совсем точно выражает явление, о котором идет речь, поскольку оно представля­ ет собой достаточно четкое переживание, возникающее на фоне целостного состоя­ ния и все еще переживаемое как бы состоянием субъекта.

Подобное переживание возникает не только у внезапно проснувшегося чело­ века. В общем можно сказать, что при прекращении практической связи между нами и действительностью всегда создаются условия для возникновения подобных пережи­ ваний; например, в случае сильной усталости или заметного снижения внимания.

Надо полагать, что нет ничего невозможного в том, чтобы в некоторых случаях эта простейшая форма восприятия — это, так сказать, ощущенческое восприятие — оказалась совершенно достаточной с точки зрения нужд практического взаимодей­ ствия с действительностью. Подразумеваем случаи, когда внешний раздражитель лишь выполняет роль сигнала, за которым следует та или иная реакция. Вероятно, особенно часто подобные случаи встречаются в практике потребления, где связь между раздра­ жителем и реакцией зачастую носит сугубо рефлекторный характер.

2. Наблюдение

Однако если ответное действие зависит от природы раздражителя, то есть ког­ да до начала реакции возникает необходимость предварительного учета этого раз­ дражителя, ощущенческое восприятие оказывается недостаточным. В данном случае возникает необходимость переживания содержания восприятия, как объективно дан­ ного, то есть восприятие должно предоставлять переживание предмета. Это уже дру­ гая форма проявления восприятия — более высокая, последующая ступень его раз­ вития. Когда в нашем примере мы после пробуждения узнаем шум, его переживание внезапно меняется — он начинает переживаться, как поступающий извне, как нечто объективно существующее, которое может представлять собой признак определенно­ го предмета.

Данной ступени развития восприятия присущи два признака; первый из них отличает ее от предыдущей ступени, а второй — от последующей. Первый признак заключается в ее предметности, объективности, второй же — в ее пассивности, в

2 См.: Узнадзе Д. Основы экспериментальной психологии. Тбилиси, 1925. (на груз. яз.)

Психология восприятия

221

частности в том, что она, как и ощущенческое восприятие, полностью зависит от воздействия раздражителя: восприятие возникает лишь вследствие действия раздра­ жителя, а его содержание полностью соответствует этому воздействию. Во всяком случае, импульс восприятия исходит скорее извне, а не изнутри, соответственно намерениям самого субъекта.

Со следующей ступенью развития восприятия имеем дело тогда, когда воспри­ ятие становится активным, когда и его возникновение, и содержание обусловлены намерениями субъекта, его волей; одним словом, тогда, когда появляется произволь­ ное восприятие. Это активное произвольное восприятие уже не является простым восприятием — оно именуется наблюдением.

О настоящем наблюдении можно говорить особенно в случаях развитой кате­ гориальноcти восприятия. Когда предмет восприятия переживается как объективная данность, имеющая, возможно, множество конкретных проявлений; когда под­ разумевается существование предмета, содержание которого не исчерпывается ни одним из подобных отдельных случаев восприятия, тогда с целью его максимиза­ ции можно предпринять попытки воспринять этот предмет с различных точек зре­ ния. Такое намеренное, методичное, определенным образом спланированное восприятие называется наблюдением.

Само собой разумеется, что проводить наблюдение может лишь существо с достаточно развитой волей — наблюдать может только человек. Именно поэтому важ­ нейшим условием наблюдения считается воля.

Фребес отмечал различные виды наблюдения. Первый случай — тот, когда объект находится в статическом состоянии, что позволяет вести продолжительное наблюдение. О наблюдении над подобным объектом Лихтенберг говорил: я могу взи­ рать на один и тот же объект до тех пор, пока не обнаружу в нем какой-либо но­ вый признак. Следовательно, главное тут представление цели. Оно должно быть прочным и устойчивым, поскольку лишь на его основе наблюдение приобретает целостный характер. Методичность наблюдения зависит от количества точек зрения и категорий. Именно поэтому каждый из нас в знакомой сфере действительности способен осуществить более точные наблюдения, чем в незнакомой; наблюдения специалиста значительно более полноценны и основательны, чем неспециалиста. Однако все это относится, главным образом, к наблюдению находящихся перед нами устойчивых объектов.

Однако иногда бывают случаи, когда нужно наблюдать за совершенно неожиданными явлениями или случаями. Предположим, что мы заранее осведом­ лены о появлении некоего явления; причем нам известно и то, что оно быстро исчезнет. Главное условием проведения наблюдения в таком случае является пред­ варительная выработка точки зрения и быстрая концентрация внимания в нужном направлении.

Совсем иная ситуация складывается тогда, когда наблюдение касается со­ вершенно неожиданного явления или случая. Например, произошло землетрясе­ ние или мы случайно стали свидетелями какой-то катастрофы. В подобных случа­ ях необходимым условием настоящего наблюдения является быстрая выработка возможной точки зрения наблюдения и столь же быстрая замена на другую, бо­ лее адекватную.

Со своеобразной формой наблюдения имеем дело, например, в условиях путешествия, когда многосторонность и точность восприятия предопределены общей установкой наблюдения.

Соседние файлы в папке Основы педагогики и психологии