Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы педагогики и психологии / Узнадзе Д.Н. - Общая психология.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

Психология восприятия

215

Восприятие времени

1. Переживание настоящего

Предмет восприятия обычно переживается данным не только в пространстве, но и в еще большей степени во времени. Наиболее характерным, наиболее специфи­ ческим для восприятия является то, что оно переживает свой предмет как сиюми­ нутную данность, как существующий сейчас, представленный в настоящем, одним словом — в качестве актуального предмета. Именно это переживание момента на­ стоящего и отличает восприятие от представления. Когда в переживании дан мо­ мент отнесения его предмета к прошедшему времени, к уже свершившемуся, или же момент времени вовсе игнорируется, тогда мы имеем дело с представлением. Вос­ приятие и представление отличаются друг от друга именно этим; и примечательно, что этот признак дан в самом переживании, то есть существует не только объек­ тивно. Одним словом, восприятие представляет собой переживание данного в на­ стоящем предмета.

Однако каким образом возможно это переживание «данности в настоящем»? Каким образом возникает переживание настоящего, если фактически оно не имеет никакой продолжительности, то есть если настоящее в качестве отрезка времени в действительности не существует? В самом деле, ведь время переживается как непре­ рывное течение — остановить время невозможно. Следовательно, настоящее можно представить лишь как находящуюся в постоянном движении границу между прошлым и будущим. Само оно полностью лишено протяженности, поскольку продолжитель­ ность в любом случае означает либо уже прошедшее время, либо еще предстоящее.

Соответственно, понятие настоящего логически содержит внутреннее противо­ речие; оно должно обладать какой-то длительностью, то есть должно происходить на протяжении некоего времени, но, вместе с тем, в действительности оно не может иметь этой продолжительности.

То, что это так, сомнения не вызывает. Однако, с другой стороны, несомнен­ но и то, что восприятие действительно существует, а мы, соответственно, безуслов­ но имеем переживание настоящего. По-видимому, фактическое и психологическое время по сути не одно и то же, хотя объективно само время, разумеется, едино. Од­ нако анализ времени с точки зрения его исчисления и переживание времени друг с другом не совпадают. Пусть математически настоящее не имеет продолжительности, но психологически настоящее безусловно существует; мы его несомненно пережива­ ем, и для нас оно все же имеет определенную продолжительность.

Обратимся к примеру. Я читаю вот это слово, и я читаю книгу полностью. Ка­ кая разница между этими двумя случаями с точки зрения переживания времени? Слово состоит из отдельных букв, и его прочтение требует определенного отрезка времени — правда, очень незначительного, но все-таки имеющего какую-то продол­ жительность, скажем, равную «1». Прочтение всей книги также требует времени — разумеется, значительно большего. Принципиально между этими двумя случаями нет никакой разницы; разница заключается лишь в длительности необходимого отрезка времени. Однако сколь велика разница между ними психологически! Слово со всеми своими частями, составляющими его буквами, прочтение которых требует неких вре­ менных затрат, долей секунды, в данный момент полностью представлено в моем сознании так, как будто все буквы даны в нем одновременно, как будто при прочте-

216 Глава шестая

нии последней буквы первая все еще актуально переживается в сознании так, слов­ но она еще не успела отделиться от настоящего и перейти в прошлое.

Одним словом, в случае прочтения одного слова его воспринятые в разное время элементы объединяются в единое целое, продолжая существовать в виде этого целого, то есть переживаются как данные в настоящем.

Совсем иная ситуация складывается тогда, когда мы читаем книгу полностью. В этом случае длительность времени, необходимого для ее прочтения, распределяет­ ся совершенно определенным образом: мною ясно переживается то, что предыдущие части данной книги я читаю не сейчас, а читал в прошлом (либо пару часов назад, либо вчера). Здесь отдельно возникает как переживание прошлого времени, так и отдельно настоящего — вот сейчас, когда читаю данное слово.

Таким образом, переживание настоящего является несомненным фактом. Пси­ хологически настоящее представляет отрезок времени, заполненный переживанием более или менее сложных целостных частей. Подобно тому, как эти части одновре­ менно даны в целом, так и их связанные с ними временные затраты даны в виде моментального переживания целостного отрезка времени. Именно поэтому настоящее в нашем переживании имеет продолжительность.

Обратимся к примеру. Только-только отзвучал бой настенных часов. Я был по­ гружен в работу и не заметил, сколько раз часы позвонили. Тем не менее я уверен, что смогу восстановить количество звонков — весь этот процесс звона часов от нача­ ла до конца как бы все еще продолжает жить в моем сознании, причем настолько явственно, что я действительно могу его восстановить. Часы перестали звонить, этот момент уже полностью относится к прошлому; тем не менее, он все еще актуально присутствует в моем сознании — настолько актуально, как будто раздается и сейчас.

2. Кратчайшее настоящее

В психологической литературе известны опыты, в которых была предпринята попытка установить минимальную продолжительность объективного времени, необ­ ходимого для переживания минимальной длительности (durée), «психического нас­ тоящего» (Штерн), то есть кратчайшего настоящего. Особенно чувствительным в этом плане оказалось ухо: согласно Экснеру, два электрических сигнала слышатся раздель­ но, если временной интервал между ними составляет 0,002 секунды. Для различения зрительных сигналов нужен несколько больший интервал — в частности, 0,044 се­ кунды. Следует учитывать то обстоятельство, что когда на нас одновременно действу­ ют раздражители различной модальности, то они кажутся последовательными. Это происходит потому, что скорость работы различных органов неодинакова. Например, оптическое ощущение медленно появляется и медленно затухает.

3. Максимальное настоящее

Особенно хорошо изучен вопрос о той максимальной продолжительности раз­ дражителей, которая может переживаться как все еще настоящее.

После Вундта прибегают к следующему методу: посредством изотонного мет­ ронома, то есть метронома, работающего с равномерными интервалами, например 0,5 секунды — (изохронно), и с одинаковой интенсивностью (изотонно), испытуе­ мому даются звуковые раздражители, причем вначале один удар, затем два, три, четыре и так далее до тех пор, пока испытуемый будет знать количество ударов не

Психология восприятия

217

считая их, то есть до тех пор, пока раздражители объединяются в одно целостное восприятие — восприятие, отмеченное признаком настоящего.

Согласно существующим на сегодняшний день исследованиям, можно сказать, что длительность истинного настоящего, подверженного, между прочим, влиянию множества факторов и потому очень изменчивого, не превышает нескольких секунд. Она зависит от скорости последовательности раздражителей. Наилучшим оказался интервал 0,2—0,3 секунды. Если интервал равен четырем секундам, то объединения звуковых единиц уже не происходит: первый звук до появления второго теряется. Но если интервал меньше 0,18 секунды, то достичь синтеза опять же не удается — вме­ сто серии ударов слышится продолжительный гул. Одним из способствующих факто­ ров является также ритм. При благоприятном ритме в восприятии со знаком настоя­ щего объединяется значительно большее число раздражителей.

4. Ритм

Для восприятия времени большое значение имеет ритм. Это в первую очередь касается акустических ощущений, хотя, конечно, не ограничивается ими. Действие ритма в то же время распространяется и на движения. Обычно ритм акустических ощущений непроизвольно пробуждает тенденцию соответствующих ритмических дви­ жений. Как правило, у нас возникает тенденция сопровождать ритмичную последо­ вательность звуков движениями рук, ног и всего тела: танцевальная музыка вызывает желание танцевать.

Однако ритм переживается и в области зрительных ощущений. Предположим, расстояние между линиями тетради составляет пять миллиметров; несмотря на то, что этот интервал всюду неукоснительно соблюдается, мы все же можем воспринять эти линии в виде равномерных групп, скажем — попарно. В этом случае интервал между группами покажется большим, чем между членами группы. Таким образом, получаем полную аналогию с ритмической последовательностью звукового ряда.

Ритм представляет собой организацию времени и пространства. Он объединя­ ет однородные впечатления в определенные единицы, создавая наряду с этим и воз­ можность четкого восприятия элементов этих единиц; ритм одновременно является и интеграцией, и дифференциацией.

5. Оценка длительности

Специфическая особенность переживания настоящего состоит в том, что оно непременно чем-то заполнено, всегда представляя собой переживание последо­ вательности. Именно поэтому для экспериментального изучения переживания нас­ тоящего используется звуковой ряд. Вне этой заполненности переживания протяжен­ ности во времени, то есть длительности, не существует. Однако если настоящее содержит такую последовательность, предшествующие члены которой продолжают существовать рядом с последующими и которая переживается скорее как линия, а не точка, тогда понятно, что переживание настоящего включает и переживание про­ шлого; следовательно, мы переживаем прошлое как данное сейчас, как актуальное. Одним словом, это объясняет факт восприятия прошлого.

Однако коль скоро временная длительность, то есть настоящее время, всегда заполнено, тогда мы должны всегда одинаково оценивать настоящее с объективно одинаковой продолжительностью. Наблюдение, однако, показывает, что это не так:

218 Глава шестая

во время ожидания время растягивается, но если мы в течение того же промежутка времени занимаемся чем-то интересным, то время «летит». Объективно одинаковый промежуток времени воспринимается по-разному. Можно предположить, что это происходит потому, что в первом случае время ничем не заполнено, тогда как во втором оно заполнено определенным содержанием. Но на самом деле оно заполне­ но в обоих случаях. Различие заключается лишь в том, что в случае ожидания оно имеет однообразное содержание, а во втором — многообразное. В подобных ситуа­ циях продолжительность времени всегда переживается по-разному. Именно в этом смысле в психологии восприятия времени говорят о законе заполненного времени. Как видим, это выражение не является точным; оно скорее подразумевает разнообразие и расчлененность содержания.

Однако существует и второй закон: при ожидании чего-то приятного время тянется бесконечно, но если ждешь что-то неприятное, то время бежит очень быстро. Как видно, здесь решающую роль играет эмоциональный фактор. Подобную оценку времени Эльзенганс называет законом эмоциональной предопределенности.

Экспериментально подтверждено, что определенное значение имеет и объек­ тивная продолжительность времени — невзирая на то, каким содержанием оно за­ полнено; обычно в случае одного и того же содержания происходит переоценка не­ значительного промежутка времени и недооценка более длительного, то есть первый кажется более продолжительным, чем в действительности, а второй — более корот­ ким. Интересно, что подобная недооценка и переоценка выражены у детей сильнее, чем у взрослых (у взрослых переоценка минутного интервала оказалась равной 133%, а у подростков 7—19 лет — 175%).

6. Вопрос нативизма

Применительно к восприятию времени в психологии стоял тот же вопрос, что и относительно восприятия пространства: является ли переживание времени первич­ ным, несводимым на более простые переживания и, следовательно, врожденным (нативизм), или же оно представляет собой продукт комбинации более простых эле­ ментов (генетизм)? Бергсон полагал, что время является сутью самой психики; не су­ ществуют психические состояния, есть только изменения — время представляет со­ бой форму проявления психических феноменов.

Вундт и в этом вопросе отстаивал точку зрения генетизма. По его мнению, время строится на основе акустических ощущений и ощущений напряжения и свя­ занных с ними чувств напряжения и облегчения. Согласно Мюнстенбергу, в случае восприятия времени решающую роль играют мышечные ощущения. Липпс полагал, что восприятие времени представляет собой квалитативное изменение представле­ ний — их увеличение или уменьшение. Ощущение может подвергнуться следующей модификации: оно ослабевает, потом превращается в ясное представление, а затем становится туманным. Согласно Липпсу, эта модификация представляет собой об­ разец временного процесса. Один из больных Рево д'Аллона одновременно утратил способность переживания времени и органических ощущений. Соответственно, впол­ не возможно, что для восприятия времени определенное значение имеют также и эти ощущения.

Сегодня вопрос нативизма и генетизма применительно к восприятию времени уже не стоит столь остро, как в психологии XIX века. По-видимому, большинство авторов и тут придерживаются того же мнения, что и в случае восприятия простран­ ства: первичное примитивное переживание времени — временная длительность — яв-

Соседние файлы в папке Основы педагогики и психологии