Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия метода.pdf
Скачиваний:
104
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
3.61 Mб
Скачать

шего Советского Союза, происходит резкое размежевание политических сил, обостряются отношения между исполнительной и законодательной ветвями власти, растет отчуждение правящей элиты от народа. Все это показывает, что для утверждения гуманистической по своей сути и способу функционирования политической системы мало провозгласить здравие в честь демократии и свободы.

Для построения правового государства, повышения значимости гражданского общества принципиальное значение имеет разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. В принятой в ноябре 1990 г. на совещании глав государств и правительств "Парижской хартии для новой Европы" торжественно провозглашены общечеловеческие ценности в социально-политической сфере и обязанность "строить, консолидировать и укреплять демократию как единственную систему правления в наших странах", основывающуюся на воле народа, уважении человеческой личности и верховенстве закона.

21.6. Социальная революция и эволюция

Устремленность прогрессивных сил человечества к демократии и свободе - не порождение современной эпохи, ее истоки уходят в глубину веков. И здесь возникает вопрос о том социальном действии, которое необходимо, чтобы вырваться из структур отживших или тоталитарных антидемократических режимов. Этоиестьпрежде всего вопрос о соотношении революции и эволюции.

Под эволюцией в широком смысле понимают развитие, а более конкретно и применительно к обществу - медленные, постепенные количественные и несущественные качественные изменения. Им присуща прогрессивная направленность, так как каждое новое состояние объекта имеет по сравнению с предшествующим более высокий уровень организации и дифференциации функций. Эволюционными изменениями в основном и заполнена мировая история. Ими создаются материальные и духовные ценности.

Субъектом и эволюционных, и революционных изменений является человек (социальныеобщности, группы людей, индивиды).

Социальные революции занимают относительно короткие временные интервалы мировой истории, однако в исторической памяти они запечатлеваются надолго. Начальный этап социальной революции, как правило, характеризуется насилием по отношению к людям, разрушением материальных и духовных ценностей, а также существующих политических структур.

Но тогда возникает вопрос: правомерно ли совершать революцию, жертвовать благополучием и даже жизнью своего собственного поколения ради поколений грядущих?

Ответ сводится к следующему: социальная революция потому и становится неизбежной, что эволюция не может разрешить углубившиеся в непримиримый конфликт противоречия. Социальная революция, по словам К. Маркса, есть "протест человека против обесчеловеченной жизни".

Социальной революцией принято называть массовые, целенаправленные социальные действия, в процессе которых изменяются политическая система общест-

318

ва, тип государства, базисные отношения и духовная жизнь общества. Если завоевание государственной власти новыми общественными силами является исходным пунктом социальной революции, то окончательная победа нового общественного строя обеспечивается только в результате расширения свободы и прав основной массы населения, создания новых стимулов для достижения более высокого уровня общественной производительности труда. Социальная революция - это качественный скачок в развитии общества, в результате которого совершается переход к исторически более прогрессивному типу общества.

Правда, имеются и другие взгляды и оценки относительно социальной революции. Так, факты революционного насилия пытаются использовать для отрицания закономерности и необходимости социальной революции, объявляя ее "бессмысленным бунтом", "разрушительным хаосом", "аномалией" и "патологией" социального организма. Кстати, для этого используются и иные подходы, г когда "революциями" называются сотни и сотни произвольно выхваченных из жизни общества событий, не имеющих отношения к социальной революции ни по своему содержанию и характеру проявления, ни по своим соци- ально-историческим последствиям. К примеру, американский социолог А. Тоффлер в книге "Шок будущего" в числе многих прочих революций открыл "сексуальную революцию". Английский социолог П. Кельверт в книге "Изучение революции" насчитал с 1901 по 1960г. 363 "революции", объявляя ими любой военный путч, дворцовый переворот, заговор или анархистскую авантюру. Он же проговаривается относительно классового смысла своего приема, утверждая, что чем больше употребляется понятие "революция", тем "более неясным становится ее значение".

Не будет преувеличением считать, что проблема социальной революции получила наиболее развернутую разработку в теории марксизма, которая стремится объяснить как решающее значение социальных революций в смене обще- ственно-экономических формаций, так и порождающие ее глубинные причины. Экономическая основа всех социальных революций усматривается в конфликте между новыми производительными силами и переставшими им соответствовать отжившими производственными отношениями.

Объективные условия социальной революции также включают совокупность социально-политических предпосылок, которые складываются независимо от пожеланий людей, политических партий. Социальная революция из реальной возможности превращается в действительность при единстве объективных и субъективных условий, нарастании социально-политического кризиса общества. Победоносной она становится, если революционные силы практически окажутся способными свергнуть господство отживших социальных сил. Яркие образцы такой борьбы проявились во Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. и в Октябрьской социалистической Эволюции 1917 г.

Опыт мировой истории свидетельствует, что в результате революционной ломки старого строя в одной или в группе стран, ставших в авангарде прогресса, другие страны и народы под их воздействием осуществляют позже и более растянутый во времени переход к новому строю путем реформ, качественных эво-

319

люционных преобразований. К примеру, таким способом вступила Россия в XIX в. на капиталистический путь развития.

Также не всегда страна, которая первой совершила революцию и положила начало новой общественно-экономической формации, сохраняет лидерство на протяжении развития данного строя. Более того, есть немало исторических фактов, когда в одной и той же стране после революции наступает контрреволюция, т.е. переход к новой исторической ступени развития общества не является столбовой дорогой.

Так, в 1789 г. во Франции последовали контрреволюционный переворот, затем захватнические войны Наполеона, реставрация Бурбонов, и понадобились для утверждения буржуазного строя еще революции 1830 и 1848 гг. Однако приоритетная ценность коренного переворота в развитии Франции и Европы остается за революцией 1789 г. Ее роль оценивается по тем действиям и событиям, которые обусловили крушение феодально-абсолютистского строя, расширили исторические рамки свободы человека как гражданина и личности.

Такой подход не в меньшей степени будет справедлив в оценке Октябрьской революции 1917 г., которая не только "потрясла мир", но и стала провозвестником сложнейшей трансформации человеческой цивилизации на гуманистических началах.

Октябрьская революция впервые в мировой истории провозгласила свободу и права для трудящихся и эксплуатируемых масс. И не только провозгласила. Принятый Декрет о мире открывал выход из империалистической войны; Декрет о земле доказывал, что только власть рабочего класса может удовлетворить вековые чаяния крестьянства. Декларация прав народов России отвечала жизненным требованиям угнетенных наций.

Развязанная внутренней контрреволюцией и интервенцией капиталистических стран гражданская война, применение в мирное время неадекватных социалистическому выбору методов и форм социального действия, а также иные факторы и процессы обусловили далеко не реализацию одних и глубинную деформацию других идей Октябрьской революции. Но и при столь неблагоприятных обстоятельствах были осуществлены в послеоктябрьский период материальнотехнические и социально-экономические преобразования такого масштаба, что это позволило СССР внести решающий вклад в спасение человеческой цивилизации от фашистского варварства. Октябрьская революция и разгром агрессивных сил империализма во второй мировой войне стимулировали активность националь- но-освободительных движений, что привелоккрушениюколониальнуюсистему.

Противоречия между социальными системами, государствами, классами, нациями сохраняются и поныне. И противоборство между ними стало терять былую конфронтационность там, где революционные партии и движения, а также и противостоящие им силы стремятся разрешать социально-классовые противоречия цивилизованными средствами борьбы. Ибо насилие в эпоху ядерного и иного оружия массового уничтожения может стать не "повивальной бабкой" новой цивилизации, а "могильщиком" существующей.

320

Не означает ли это тогда, что социальные революции еще при сохранении классово дифференцированного общества перестают быть политическими (насильственными) революциямиипревращаютсявэволюционноедвижение?

Правомерно ли утверждать, что в современную эпоху не только и СНГ, и КНР, и Индия, но и США, и Англия, и Франция, и Япония вступили и переживают - все по-своему - великое социальное преобразование, означающее переход в качественно новое по отношению к капитализму (но не анти-, а посткапиталистическое) общество, где утвердится приоритет общечеловеческих ценностей?

На поставленные вопросы ответит история в не очень отдаленном будущем.

Как видно, революционные и эволюционные преобразования социальнополитических структур, будучи обусловленными глубинными процессами материальной жизни, есть прямой результат социальных действий народов, классов, государств. Последствия этой деятельности весьма существенны, а нередко они приобретают доминантную значимость и для материальной, и для духовной жизнедеятельности людей, их образа жизни.

321