Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скуратовский М.Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции. - Волтерс Клувер, 2007.rtf
Скачиваний:
155
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
2.68 Mб
Скачать

Закрепление распорядительных действий сторон

Под распорядительными действиями (правами) сторон в процессе понимаются закрепленные в законе субъективные процессуальные права, дающие возможность сторонам изменить комплекс предоставленных им процессуальных средств защиты своего права или охраняемого законом интереса, связанных с предъявленным иском *(274). К распорядительным действиям относят: отказ от иска, признание иска, право на заключение мирового соглашения, а также изменение основания или предмета иска, размера (увеличение или уменьшение) требований.

Широкая возможность совершения сторонами распорядительных действий прямо вытекает из принципа диспозитивности, его расширения и "...усиления..." *(275). Причем в литературе уже давно отмечалось, что "распорядительные действия в значительном большинстве имеют подготовительный характер" *(276).

Рассматривая распорядительные действия сторон как их правомочия по реализации воли, направленной на изменение объема и характера принадлежащих им субъективных материальных и процессуальных прав, нельзя не прийти к следующему: право на совершение распорядительных действий должно быть предоставлено сторонам на любой стадии процесса. Но в отличие от ГПК РФ (ч. 4, 5 ст. 152) АПК РФ не предоставил им такого права на стадии подготовки дела. Возможно, такое решение данного вопроса лежит в плоскости заботы о качестве арбитражного судопроизводства - ведь общеизвестно, что законный и обоснованный судебный акт выносится по результатам проведения судебного разбирательства (именно поэтому в арбитражном процессе и был исключен институт отказа в принятии искового заявления) *(277) и, соответственно, надлежащей защите прав и законных интересов участников имущественного оборота.

Затягивание процесса, когда в этом нет необходимости, может привести не просто к игнорированию прав участников спора, но и к прямому вреду для них. Например, юридическая невозможность принять отказ от иска на стадии подготовки (в том же судебном заседании, но только предварительном) и необходимость в связи с этим назначения судебного заседания, отодвинутого в силу ряда процессуальных причин (например, извещение ответчика, отсутствующего в предварительном заседании), по времени может привести к срыву каких-либо договоренностей, сделок и т.д.

Поэтому нельзя не согласиться с теми авторами, которые неоднократно в своих работах высказывали недоумение по поводу сложившегося положения вещей: "АПК не включил в цели предварительного судебного заседания закрепление распорядительных действий сторон, что сразу же вызвало вопросы на практике" *(278), "Совершенно справедливо выражается такое сожаление по поводу того, что в действующем Кодексе ничего не говорится о правовых последствиях примирения сторон в этой стадии процесса и что это является серьезным упущением законодателя. АПК в этом плане значительно проигрывает ГПК" *(279).

Отсутствие в АПК РФ такой нормы порождает научные дискуссии и противоречия в судебно-арбитражной практике. Так, часть специалистов считает, что "...на предварительном заседании, когда дело по существу не рассматривается, ...вопрос о принятии отказа истца от иска судом не может быть рассмотрен" *(280). Другие утверждают, что "...перечисленных обстоятельств достаточно для признания того, что закрепление распорядительных действий сторон в предварительном судебном заседании возможно" *(281).

Сложно говорить в такой ситуации и о судебной практике: она просто противоречива. Например, в практике Арбитражного суда Свердловской области судьи нередко соглашаются на прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения (не говоря о приостановлении производства по делу) на стадии подготовки дела *(282), руководствуясь не столько нормами АПК РФ, сколько целесообразностью и стремлением к ускорению процесса. В то же время ВАС РФ не смог преодолеть этот барьер и на вопрос: "Возможно ли в предварительном судебном заседании вынесение определения об утверждении мирового соглашения?" ответил, что "...суд может... завершить предварительное судебное заседание, открыть судебное заседание в первой инстанции и рассмотреть в нем вопрос о возможности утверждения мирового соглашения" *(283).

Следует отметить, что такое разъяснение создает достаточно громоздкий механизм утверждения мировых соглашений, что отнюдь не способствует решению задачи примирения сторон. Так, в предварительном заседании отсутствует ответчик, который дал согласие только на проведение в его отсутствие заседания по утверждению мирового соглашения (ч. 3 ст. 141 АПК РФ), но не на переход непосредственно из предварительного заседания в основное (ч. 4 ст. 137 АПК РФ). Будет ли переход суда в основное заседание без согласия ответчика являться основанием для последующей отмены определения об утверждении мирового соглашения? Ведь не секрет, что в некоторых случаях ответчики идут на мировое соглашение единственно в целях затягивания процесса - заключив его, потом они ищут процессуальные огрехи и обжалуют определение в суд кассационной инстанции.

Например, в практике Арбитражного суда Свердловской области был подобный случай - ответчик прислал в суд телефонограмму в канцелярию суда, в которой просил суд утвердить мировое соглашение в его отсутствие, потом, когда очередь дошла до исполнения, решил обжаловать определение, ссылаясь на то, что он отсутствовал в заседании, забыв, видимо о своей телефонограмме *(284).

Думается, что при решении этой дилеммы законодатель должен отдать предпочтение фактору ускорения процесса и ввести в АПК РФ норму, аналогичную содержащейся в ч. 4, 5 ст. 152 ГПК РФ, ведь, в конце концов, вопрос о прекращении или приостановлении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения на стадии подготовки будет решаться не где-то, а в полноценном судебном заседании с выяснением мнений сторон и других участников процесса.

Помимо проблемы закрепления распорядительных действий сторон, существует и проблема ограничения права сторон, особенно истцов, на совершение некоторых распорядительных действий по времени. Данный вопрос возникает в русле развития начал состязательности, тенденции к ускорению процесса и возможности создания процессуального механизма противопоставления злоупотреблению процессуальными правами *(285). В литературе эта проблема уже поднималась: "Не способствует ускорению процедуры отправления правосудия в арбитражных судах... возможность реализации вплоть до вынесения судом первой инстанции окончательного акта ряда распорядительных правомочий: заявления встречного иска, изменения основания или предмета иска. Это с неизбежностью влечет изменение объема фактического и доказательственного материала и увеличение временных затрат на рассмотрение дела" *(286).

Речь действительно идет только об этих трех видах распорядительных действий - уменьшении размера требований, отказе от иска, заключении мирового соглашения. Признание иска вряд ли можно назвать затягивающими процесс действиями, что же касается увеличения, то это основное право истца. Во-первых, реализуя его, он должен осознавать возможность отложения рассмотрения дела в случае отсутствия ответчика в заседании. Во-вторых, средств "борьбы" с этим не существует - между подготовкой и судебным заседанием может пройти значительный срок - месяц - и у истца появляется желание за этот период начислить проценты или пеню. Именно их использование приводит к тем последствиям, о которых говорилось выше. В практике часты случаи, когда истцы обращаются с заявлением об изменении предмета или основания иска перед уходом суда в совещательную комнату, а ответчики предъявляют в течение всего процесса не по одному встречному иску.

Тема эта серьезная, требует отдельного исследования, но несомненно одно. Средство борьбы с этим явлением надо искать, например, в виде ограничения (по времени обращения) права на изменение предмета или основания иска, а также обращения со встречным иском - временными рамками подготовки дела. Конечно, бывают исключения. Истца, например, на изменение основания иска подтолкнули возражения ответчика и новые доказательства, представленные только в основное судебное заседание. Но ведь эту процедуру (ограничения права на совершение конкретных распорядительных действий) можно детализировать, сделав исключения для случаев, подтвержденных реальными уважительными причинами пропуска срока на их совершение.

Соседние файлы в предмете Гражданское право