Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Левиафан выпуск 5.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Планетарная гегемония и ее субъект

В современном мире две политических идеологии модерна — коммунизм и фашизм — исчезли, проиграв на исторической сцене. Выигравшая третья идеология модерна — либерализм, претендуя на исчерпывающее выражение духа модерна, выступает сегодня, как отмечал Ален де Бенуа, уже не в форме идей, теорий, программ или деклараций (именно в качестве теории либерализм характеризуется исчерпанностью концептуальной, когнитивной и ценностной баз), а скорее в форме операционного модуля современности — в виде порядка вещей, впечатанных в матрицу повседневности. И хотя либерализм обнаруживает исчерпанность своих концептуальных стратегий и испытывают практические трудности, постепенно вырабатывая свой ресурс и подвергаясь постмодернистской деструкции, он пока еще имеет мощную организационную базу и активные интеллектуальные стратегии.

В наши дни можно говорить о планетарной либеральной культурной и идеологической гегемонии (в духе Грамши), ис­пользующейся правящим классом в отношении: 1) населения отдельных стран, 2) элит и правительств этих стран, 3) между­народных структур и организаций. Ее основной идейный по­сыл состоит в том, что прогрессивное развитие человечества продемонстрировало убедительную победу на мировой сцене таких основополагающих принципов современности, как капи­тализм, рынок, либеральная демократия, права человека, право как таковое и т.д. Эти принципы лежали в основании западно­европейской цивилизации, которая доказала свое безоговороч­ное превосходство над другими мировыми цивилизациями, что предполагает необходимость универсального распространения западных ценностей и модернизации и вестернизации осталь­ных (the Rest) стран, находящихся в стадии недоразвития и от­личающихся недостаточным уровнем воплощения западных стандартов цивилизованности.

Как показывает Стивен Гилл, грамшистские стратегии «культурной гегемонии», начиная с 1980-х гг. активно исполь­зовались в международных отношениях для организационного сплочения правящей капиталистической элиты на глобальном уровне с целью: 1) создания глобального консенсуса в правя­щем классе, 2) приведения крупного капитала к управлению миром, 3) победы над коммунизм и эффективного противосто­яния антирыночным структурам. С. Гилл опроверг распростра­ненное в 1980-е годы мнение ( Пол Кеннеди «Взлет и падение великих Сил») об упадке американской гегемонии, предсказан­ном ей в1990-х гг. , и доказал, что в 1980-е гг. она была пере­структурирована на принципах тотальной «рыночной цивили­зации» и «дисциплинарного неолиберализма», приведших к проникновению либерализма во все сферы социальной жизни, включая образование, медицину и микропрактику повседнев­ности, притом, что либеральные стратегии принудительно на­саждались государством1.

Исследования С. Гилла показали, что в центре современно­го мира стоят организованные мировые элиты, жестко сража­ющиеся за доминирующий дискурс, превращающие властные стратегии в навязчивые теоретические модели и оперативную культурную практику на уровне гражданского общества.

1 Gill S. AmericanHegemony and the Trilateral Commission (1990), Gill S. Power and Resistance in the New World Order (2003)

Действительно, мировая элита сегодня выглядит консоли­дированно, обладает эффективным теоретическим дискурсом, рефлектирует рукотворный, конструируемый и при необходи­мости демонтируемый характер своих моделей (то есть владеет в лице обслуживающих их интеллектуалов методами декон­струкции), понимает динамический и оперативный характер идеологической борьбы. Это означает, что либеральный полюс гегемонии консолидирован и обладает признаками концентри­рованной субъектности.