Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Левиафан выпуск 5.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
3.17 Mб
Скачать

«Грамшизм справа» Алена де Бенуа

Евразийский контргегемонистский дискурс интегрировал в себя консервативно-революционную идеологию «новых пра­вых» Алена де Бенуа (во Франции, так называемый «грамшизм справа», в котором последовательно критикуются принципы современного западного либерализма, а именно:

1 Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мудрость слова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011, Дугин А.Г. В поисках темного логоса (философско-богословские очерки). М.: Академический проект, 2012

  • рынок как антитрадиционный принцип чистого количе­ства, редуцирующего многообразие жизни к экономике, коммерции, материальному факту;

  • отказ отПолитического, переход от власти (политики) к «управленьицу», деполитизация и лишение человека права участвовать в сфере государственного строительства;

  • коммерциализация культуры, приводящая к торжеству низменных и плоских ее образцов и утрате духовного наследия ;

  • торжество атомарного индивидуума и индивидуализма как антропологических принципов,

  • идеология прав человека, ставшая современной религией;

  • потеря коллективной идентичности, в том числе этниче­ской, народной, национальной;

  • идея гражданина мира и нового кочевничества, «номадизма» без корней, родины, отечества;

  • единообразие глобалистского однополярного либерального проекта;

  • обеднение культур, утрата традиций, навязывание народам светского материалистического или позитивистского мировоззрения;

  • культ вещизма, превращение всех форм жизни в товарные отношения,

  • расслоения сообщества по экономическому признаку, отказ от идеи справедливости и социального государства и т. д.

Хотелось бы отметить, что в недрах философии евразий­ства не только блестяще аккумулирована критика современного мира, капитализма и либерализма в их современном состоянии, но и разработана идея парадигмального характера модерна и постмодерна, составляющих подоплеку современного мира, их исторической, пространственной и временной детермини­рованности, рукотворности, релятивности, ограниченности и деконструируемости1.

Метаполитика: фундаментализация политического дискурса

Осмотр и актуализация ресурсов евразийского контргеге-монического тезауруса свидетельствует о том, что он выстроен полноценно, с множеством работающих схем, концептов и па­радигм, разделяемых, признанных и принятых на вооружение мировой контргегемонистской мыслью.

1 Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М.: Евразийское движение, 2009

Но дело в том, что кризисность современного мира, его на­растающая эсхатологичность рождает новые требования к кон-тргегемонистскому дискурсу и его носителю.

Современные стратегии отказа от евроцентризма, создание теории многополярного мира, формирование коллективного контргегемонического полюса или альянса контргегемоний предполагают переход от политики к более высокому уровню теоретизирования и практики — к уровню метаполитики. Это предполагает новые интеллектуально-духовные измерения по­литического делания — например, реанимацию идеи полити­ческой теологии, поднимающей политологический дискурс на новый уровень осмысления, ставящей вопросы экзистенциаль­ного, онтологического и богословского порядка применитель­но к политике. И, во-вторых, речь может идти о привлечении в новый контргегемонический политологический дискурс ре­зультатов исследований огромного спектра гуманитарных дис­циплин — философии, истории философии, искусства, фило­логии, теологии, социальной антропологии, этносоциологии, геополитики и других наук.

Фундаментализация интеллектуального дискурса контрге­гемонии, придание ему глубинного, философского и теоло­гического характера, предполагает поиск новых измерений субъекта, актора, резидента контргегемонического процесса, и, во-первых, конституирование его как интеллектуальной силы, и во-вторых, постановка вопроса о новом качестве его пребы­вания в мире, о способе его экзистирования и качестве его эк­зистенции.

Поэтому наряду с тематизацией перспектив субъекта кон­тргегемонии в горизонтальном (условно) измерении, ставится вопрос о вертикальном, духовном, онтологическом его статусе.