Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общий_список_вопросов-ответов.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
1.23 Mб
Скачать

48. Leges duodecium (XII) tabularum: история создания и общая характеристика.

Законы XII таблиц (451—450 гг. до н. э.) представляют собой краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отноше­ниям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже предпринявших такую по­пытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из города.

Их требования сводились главным образом к уравнению их в по­литических правах с патрициями. Они требовали, в частности, обес­печения ауксилиума (элементарной правовой защиты от произвола чиновных служителей при помощи создания своих сословно изби­раемых чиновников — магистратов) и наделения такими правами, которые бы ограничили произвол властей. Поскольку плебс состав­лял большинство в народном собрании, он требовал расширения прав последнего и более демократического голосования в комициях. Другие пункты притязаний при составлении законов — требования об освобождении от тягот долгового рабства, более справедливого дележа ager publicus (общественного земельного фонда), права всту­пать в брак с представителями патрицианских родов. В 494 г. плебеи уже добились для себя права избирать своих чиновников (плебей­ских трибунов). Всего их было к этому времени 10 человек, они не имели управленческой власти, но могли прибегать к праву вето— праву запрещать исполнение любого распоря­жения или постановления сената.

После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские зако­ны вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих усло­виях было решено избрать 10 человек, с тем чтобы они подготовили законы для города-государства и учли требования и ожидания кон­фликтующих сословий. Эти законы, записанные на медных досках, были выставлены на видном месте для более наглядного восприятия.

Упомянутым 10 мужам были даны на целый год высшие полно­мочия в городе-государстве для того, чтобы они могли иметь воз­можность исправлять законы и толковать их, но без права апелля­ции в отличие от всех остальных должностных лиц. Первые 10 таб­лиц вызвали нарекания за их неполноту, и новый состав выборных 10 мужей с равным представительством от патрициев и плебеев при­бавил на следующий год к старым еще две таблицы. После прибавки собрание получило название «Законы XII таблиц» (Leges duodecim tabularum). Эти же законы иногда именуются Законами десяти (му­жей) (Decemviri legibus scridundi). Законы были одобрены народным собранием в 449 г.

Содержание XII таблиц можно представить в сле­дующем виде:

1.Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (табл. 1-Й);

2.Процесс против несостоятельного должника (III);

3.Положения об отцовской власти (IV);

4.Опека, наследование, собственность (V—VI);

5.Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (VII—VIII);

6.Публичное и сакральное право (ius publicum, ius sacrum), уго­ловное право (IX—X);

7.Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного соб­рания имеют силу закона (XI—XII).

Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали сле­дующие:

• на место произвола магистратов ставился закон. Тит Ливии на­звал главным результатом этой древней бескровной политической революции «уравнение в свободе»;

• строгий формализм правовых процедур и общения. Так, обряд манципации предполагал, помимо наличия пяти свидетелей и весов­щика с металлом, еще произнесение ряда формул, при искажении которых в процессе говорения заключенная сделка считалась недей­ствительной

• процесс привлечения к ответственности нарушителей прав гра­ждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства. Так, в отличие от Законов вавилонского царя Хаммурапи в Законах XII таблиц был введен захват вещи в обеспечение долга.

•казуистичность построения правил и норм (по принципу: «ес­ли—то — иначе»);

•обязательства возникают, согласно Законам, не только из за­ключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущерба личности, здоровью, имуществу;

•суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровст­во и измена. Они сильно уменьшили возможности самоуправства и кровной мести. Осужденный на казнь имел право апеллировать к комициям, составной части народных собраний. Смертная казнь ожидала судью-взяточника или корыстного посредника в конфликт­ной ситуации. «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертной казнью того судью или посредника, ко­торые были назначены при судоговорении (для разбирательства де­ла) и были уличены в том, что приняли денежную мзду по (этому) делу?» (IX, 3).

После одобрения Законов едва не произошел реакционный пере­ворот, но его предотвратили новый уход плебеев из Рима и оппози­ция в сенате, которые привели к отставке комиссии децемвиров, от­казывавшейся сложить свои полномочия.

Уже в 449 г. народные трибуны, выбиравшиеся плебеями, доби­лись права на неприкосновенность, а законы, принимаемые по три­бам с участием плебеев, стали признаваться. В 445 г. были разреше­ны браки между патрициями и плебеями. В 444 г. вместо двух консу­лов могли избираться трибуны с консулярной властью в количестве от трех до восьми человек. В 367 г. плебеи получают право на заня­тие одной из двух должностей консулов, одновременно ограничива­ется размер доли патрициев из общественного земельного фонда. Наконец, в 287 г. законом Гортензия решения плебейских собраний получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собра­ний. В III и II вв. противоположность патрициев и плебеев вытесняется и отчасти сменяется противоположностью сословий. Особых привилегий добиваются два сословия — нобилей (знатные патриции и богатые плебейские роды) и всадников (торгово-финансовая вер­хушка и землевладельцы среднего достатка).

Законы XII таблиц пребывали в качестве действующих на протя­жении многих веков. Через шесть веков их комментировал в специ­альном трактате юрист Гай. Судебный оратор поздней республики Цицерон (I в. до н. э.) сообщает, что эти Законы заучивали в школах наизусть «как необходимую песнь» и этому бла­гоприятствовал особый ритмический строй текста Законов.

Законы XII таблиц были связаны и с предшествующим законода­тельством царского периода. Полагают, что предание смерти за на­рушение верности клиентским отношениям с патроном (VIII. 2), разрешение продавать сына три раза в рабство, а также право уби­вать детей-уродцев (IV. 1) восходят еще к установлениям первого ца­ря — Ромула. Почетное положение жриц Весты (V. 1) учреждено, со­гласно Плутарху, царем Нумой. Квота в пять свидетелей при манци-пации также возводится ко времени Ромула. Поскольку в Законах нет упоминания о плебеях, полагают, что многие правовые требова­ния и процедуры составляли в то время обычное право общины пат­рициев.

Республиканский период, охватывающий без малого пять столе­тий, стал временем борьбы плебеев за уравнение в гражданских и политических правах (мирная политическая революция), а также по­пыток уравнивания разных сословий в правах на землю (реформы братьев Гракхов, закончившиеся трагически для инициаторов ре­форм и для республиканских учреждений).

Основными событиями республиканского периода стали введе­ние должности народных трибунов в 494 г., издание Законов XII таблиц и закон трибуна Петелия 326 г. о запрете долгового раб­ства.

Цицерон, один из признанных комментаторов римских законов, оставил памятное свидетельство о высоком авторитете Законов XII таблиц в таких словах: «Для всякого, кто ищет основ и источни­ков права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и оби­лием пользы воистину превосходит все библиотеки философов» (Об ораторе. 1, 44, 195). Юрист Гай и через шесть веков продолжал пи­сать комментарии к XII таблицам5.

Записи законов предшествовало посольство римлян в Афины, где они ознакомились с аналогичными законами Солона, принятыми затем за основу. Исследователи отмечают определенную близость ряда положений 12 Таблиц и законодательства Солона 594 г. до н.э.6

49. Ius gentium.

К jus civile и jus honorarium в период республики добавляется jus gentium, по своей юридической природе почти равная jus honorarium, но отличная от него по сфере своего действия.

Как jus civile, так и jus honorarium простирались только на римских граждан, на cives Romani. Но во второй половине республики, когда Рим становится центром всемирной торговли, туда стекаются массы неграждан, перегринов. Для них создается особая магистратура — praetor peregrinus. Он так же, как и praetor urbanus, при вступлении в должность издает эдикт, в котором определяет правила своей юрисдикции, и этот эдикт становится основой особого гражданского правопорядка, действующего для отношений римлян с перегринами и перегринов между собой. Нормы этого правопорядка заимствуются из общих обычаев международного торгового оборота, то есть из обычаев, слагающихся в торговле, в которой принимают участие деловые люди разных стран и национальностей. Таким образом, по своему материальному содержанию это есть право общенародное, почему римляне и называют его jus gentium.

Предназначенное первоначально только для сношений перегринов, jus gentium, отличавшееся большею свободой и гибкостью, приобрело большое влияние и на собственно римское право. Многие положения его перешли потом — то путем обычая или закона, то путем преторского эдикта — в оборот между самими римскими гражданами, вытеснив институты специфически римские.

Когда впоследствии (после закона Каракаллы) все жители Римской империи были наделены правами гражданства и вследствие этого перегрины, как таковые, исчезли, вместе с ними исчезла и необходимость в jus gentium. Но к тому времени указанная задача была уже выполнена, ибо уже все материальное содержание этой системы было перенесено в чисто римское право.

Но, кроме этого положительного значения, jus gentium имеет у римских юристов еще иной смысл. Уже само происхождение jus gentium должно было наводить римских юристов на мысль, что существует некоторое общее для всех народов право, состоящее из правил, признаваемых одинаково всеми, например, родство, почитание родителей, реакция против причиненного зла и т. д. Совокупность этих общепризнаваемых норм они также называли jus gentium, независимо от их реального действия.

Задаваясь, далее, вопросом о происхождении такой общности известных правил у различных народов, они полагали, что причиной ее является самая природа человека, а иногда даже природа всех животных. С этой точки зрения они называли такое право, диктуемое самой природой, естественным правом или jus naturale. Причем jus gentium в только что указанном втором значении и jus naturale являются не какой-либо новой положительной системой норм наравне с jus civile, jus honorarium и jus gentium в обороте перегринов, а лишь первыми попытками юридической мысли в области философии права.

50. Princeps.

Принцепс (лат. princeps — первый), в Древнем Риме П. сената (р. senatus) — первый в списке сенаторов (председатель Сената), обычно старейший из бывших цензоров. Официально он не имел особых полномочий и прав, кроме почётного права первым высказывать своё мнение в сенате по запросу консулов. Тем не менее, в эпоху республики некоторые П. сената пользовались большим авторитетом и нередко оказывали сильное влияние на политику. В период империи, начиная с Августа, термин «П. сената» обозначал носителя монархической власти.

Когда Гай Юлий Цезарь Октавиан в 31 г. до н. э. добился единоличной власти, он провел реформу управления и в 27 г. до н. э. получил пожизненно должности принцепса (с этого времени звание принцепса стало титулом главы государства) и императора (первоначально - верховного главнокомандующего, монархическим титулом это стало именно тогда) и имя-титул Август (от лат. augere -- "расширять, увеличивать"). Несмотря на абсолютно автократическую сущность своего режима, Август сохранял видимость республиканских институтов, демонстративно подчеркивал неприязнь к единовластию, отказывался принять царский сан и объявлял, что превосходит остальных римских граждан лишь авторитетом. Его преемники довольно быстро отказались от подобного политического лицемерия и объявляли себя не только владыками, но и живыми богами. В частности, весьма распространенным в I--III вв. было отождествление принцепса с Геркулесом (с Аполлоном сближал себя только Нерон, увлекавшийся музыкой и пением).

Система П. стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, т.к. выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императорского бюрократического аппарата, штат которого непрерывно рос, и сфера деятельности расширялась.

Принципат — в Древнем Риме специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 193 г. н.э. [правление династий Юлиев — Клавдиев (27 г. до н.э.— 68 г. н.э.), Флавиев (69—96 гг.), Антонинов (96—192 гг.)]. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания (комиции), магистратуры, но фактическая власть находилась в руках принцепса7.

51. Rex.

Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т. д. В качестве блюстителя внутреннего порядка он имеет право суда и наказания над всеми гражданами (jus coercitionis) вплоть до права жизни и смерти. В качестве верховного жреца он заведует совершением общенародных жертвоприношений и т. д.

Рим не является монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может. Некоторые из современных ученых думают, что царь — наподобие того, как впоследствии диктатор и rex sacrorum — назначался предшественником (Банфанте, Майр). Вероятнее, однако, господствующее мнение, которое считает царскую власть выборной. После смерти царя, в момент междуцарствия (interregnum) верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек (interreges), которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной interrex предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение — inauguratio. При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно, существовали командиры отдельных войсковых частей (tribuni militum, tribunus celerum).

Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената ex officio

52. Magistratus cum imperio et magistratus sine imperio.

Власть римских магистратов носит общее название imperium и potestas. Первоначально оба эти термина употреблялись безразлично, но впоследствии стали различать magistratus cum imperio и sine imperio, причем последним (например, цензор, трибун) стали приписывать potestas (censoria, tribunicia), и таким образом стали вкладывать особое содержание в понятие imperium и в понятие potestas. Только та власть обыкновенно называется imperium, которая заключает в себе функции военную, общеадминистративную и уголовную (следовательно, вполне — власть консула и претора), хотя вообще нужно сказать, что терминология эта не отличается строгой выдержанностью.

В зависимости от интенсивности и степени возложенных на того или иного магистрата magistratus cum imperio (высшие магистраты) и magistratus sine imperio (низшие магистраты).

Власть магистратов cum imperio включала в себя imperium - высшую власть, а магистраты sine imperio владели властью potestas.

Магистраты cum imperio: interrex, dictator (Власть этого магистрата фактически не была ничем ограничена, даже провокацией. Един­ственным ограничением являлся срок его полномочий - 6 меся­цев, а также отсутствием у него права распоряжаться государ­ственной казной. Это право переходило к Сенату), X-viri legibus scribundis (в 451 г. до н.э. была образована комиссия из 10 магистратов cum imperium (Decemviri legibus scribundis) для составления знаменитых законов), consules, tribuni militum consulari, praetores. Все остальные – sine imperium.

Этот дуализм государственных должностей был подтвержден lex Villia annalis 180 г. до Р.Х., установившим иерархию среди магистратов и, главное, постановившим, что занятие магистратур cum imperio возможно только после пребывания на должностях магистратов sine imperio.