Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общий_список_вопросов-ответов.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
1.23 Mб
Скачать

Вопрос 82. Школа глоссаторов

По учебнику Крашенинниковой

К XII веку особую известность приобрел юридический университет Болонского университета. Его основателем был один из крупнейших знатоков римского права Ирнений (1055-1130).Созданная им школа римского права получила название школы глоссаторов. Само название школы установилось потому, что глоссаторы, следуя за ранними канонистами, делали свои пояснения, уточнения по тексту юстиниановых памятников в виде глосс, т.е. записей, комментариев на полях или между строчек рукописи. Для учебных целей профессор комментировал классические документы слово за словом, строчка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, классифицировал и обобщал правовой материал. Некоторые гласы представляли собой суммированное изложение комментируемого отрывка (так называемые брокардики), другие содержали широкие правила, выводимые из изучаемого текста (правовое максимы)

Глоссаторы составляли учебники права, включавшие краткий пересказ глосс и имевшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений, а также казусов, специально подобранных для пояснения источников. Они писали и самостоятельные труды по отдельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или малопонятных терминов, по внутреннему упорядочиванию самих памятников (прежде всего Дигест)

Аналитически сопоставляя содержащийся в кодификации Юстиниана конкретный материал по тому или иному вопросу, глоссаторы преодолевали казуистический характер, присущий классическому римскому праву, вводили в него широкие обобщения, создавая новую систематику (выработали общее понятие договора, четко различали личные и вещные права, создали единую концепцию вещного права, выделяли особенно институт владения и т.д.)

Деятельность глоссаторов отличалась академизмом и не оказала особого влияния на практику судов, но со временем глоссы стали пользоваться большим авторитетом, и установилось правило: «То, что не признает глосса, не признает суд»

У Ирнения, положившего начало систематическому изучению Дигест, было большое число последователей и учеников, среди которых наибольшую известность получили Булгар, Мартин, Уго и Яков (quattuor doctores). К числу видных глоссаторов XII-XIII в. Относятся также Рогедио, Бургундио, Родже, Ацо, Унголин и др. Деятельность глоссаторов подготовила почву для изучения и преподавания римского права и за пределами Италии, например в Оксфордском университете.

Последним выдающимся глоссатором был Аккурций, который в 1250 году собрал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников, сделанные по тексту кодекса, Дигест и Институции Юстиниана. Этот сборник, насчитывавший 96940 глосс получил название glossa ordinaria («расположенная в порядке») или glossa magistralis («учительская») Этот сборник, который в последствии стали называть «Большая глосса» или просто «Глосса», в течение нескольких веков рассматривался как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.

С «Большой глоссы» Аккурция школа глоссаторов прекратила свое существование, уступив в последующем место постглоссаторам (Синус де Пистойя, Бартоло де Сассоферрато (самый выдающийся, от имени которого саму школу называли бортолистами), Балдус де Убалдис), которые не проявляли особого интереса к классическому римскому праву, а занимались толкованием правовой понятий, отдельных отрывков из кодификации Юстиниана с целью выявления так называемого общего мнения ученых (communis opinion doctorum)

Покровский И.А. История римского права. Издание 3-е исправленное и дополненное, 1917

Юридическая деятельность Болонской школы выражается прежде всего в преподавании своим многочисленным и разно-племенным слушателям. Преподавание это состояло в чтении и комментировании источников. Комментирование выливается в толкования, которые диктуются профессорами слушателям и записываются последними. Толкования эти называются глоссами, вследствие чего и самая школа называется школой глоссаторов. Как мы знаем уже, метод глоссирования отнюдь не является изобретением Болонской школы; он исторически тянется еще от notae классических юристов и широко применялся юриспруденцией до-Болонской, в особенности в школах Равенны и Павии. Значение Болонской школы заключается не в методе глоссирования, а в том материале, который глоссировался (Corpus Юстиниана, в особенности Digesta, которые до - Болоньи были слабо изучаемы), и в том глубоком знании, которое при этом обнаруживалось. Кроме глосс, но также в связи с преподаванием, глоссаторы пишут т. н. summae, т. е. общие предварительные обозрения какой-либо части Corpus в виде введения к имеющему последовать чтению и комментированию, а также собрания разных юридических правил, т. н. brocarda. Ho систематические изложения всего гражданского права школе глоссаторов были чужды.Кроме упомянутых выше четырех ближайших учеников Ирнерия, виднейшими представителями глоссаторской школы являются: ученики Булгара Rogerias, Alberkus и Iohannes Bassianus; затем, Placentinus, вынужденный вследствие ссоры со своим коллегой, Henricus de Vaila, бежать из Болоньи и основавший школу в Монпелье; Pillius, Vacarius, насаждавший римское право в Англии, и упоминавшийся ранее неоднократно Odofredus. Наивысшего пункта в своем развитии школа глоссаторов достигает при Azo (умер около 1230 г.): его глоссы и summae пользовались наибольшим авторитетом, его преподавание привлекало в Болонью огромное количество слушателей: рассказывают, что иногда у него собиралось до 10 тысяч, вследствие чего он должен был читать свои лекции на площади. Но после Azo школа начинает клониться к упадку; работа собирания и усвоения Юстиниановского памятника была сделана; новые глоссаторы уже мало что могли прибавить к работам своих предшественников, и один из последних видных представителей школы Accarsius завершает эту работу изданием избранных глосс всей школы, под именем Glossa Ordinaria (около 1250 г.). Произведение это получило большое значение в теории и практике: в судах оно применялось впоследствии почти как закон