Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНИК!!!!!!!!!!.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.64 Mб
Скачать

§ 4. Основания и пределы ответственности соучастников преступления

В науке уголовного права общепризнано, что соучастие не созда­ет каких-либо особых оснований уголовной ответственности. Осно­ванием уголовной ответственности соучастников, как и при соверше­нии преступления одним лицом, является наличие в совершенных ими действиях состава преступления — состава подстрекательства к совершению данного преступления, состава пособничества в совер­шении определенного преступления и т.д.

При совместной преступной деятельности каждый соучастник вносит тот или иной вклад в совершение совместного преступления. Поэтому независимо от своеобразия объективных и субъективных особенностей участия каждого из них в совершении преступления соучастники несут уголовную ответственность, как правило, за одно и то же преступление.

Пределы уголовной ответственности соучастников определяются в ст. 34 УК и конкретизируются в ст. 60 и 67 УК. В ст. 34 УК устанав­ливается, что ответственность соучастников преступления опреде­ляется характером и степенью участия каждого из них в совершении преступления. Соисполнители отвечают по статье Особенной части УК за преступление, совершенное ими совместно, без ссылки на ст. 33. Уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 УК, за исключе­нием случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления.

В случае недоведения преступления до конца по независящим от исполнителя обстоятельствам, остальные соучастники несут уголов­ную ответственность за приготовление к преступлению или покуше­ние на преступление. За приготовление к преступлению несет уго­ловную ответственность также лицо, которому по независящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления.

Особенности уголовной ответственности организатора преступ­ления определяются в ч. 5 и 6 ст. 35 УК. Лицо, создавшее организо­ванную группу или преступное сообщество (преступную организа­цию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообщест­вом (преступной организацией) преступления, если они охватыва­лись его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных соот­ветствующими статьями Особенной части УК, а также за преступле­ния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части УК, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она со­здана.

Сторонники акцессорной теории соучастия центральной фигурой считают исполнителя преступления, а деятельность иных соучаст­ников — не имеющей самостоятельного уголовно-правового значе­ния. Соучастники участвуют якобы в «чужом» преступлении, по­этому их ответственность зависит от ответственности исполнителя преступления. Поэтому добровольный отказ исполнителя от доведе­ния преступления до конца исключает уголовную ответственность иных соучастников.

В доктрине уголовного права России большинство криминали­стов полагает, что теория акцессорности соучастия неприемлема. По­этому в ч. 1 ст. 34 УК устанавливается: ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.

Уголовное право России исходит из принципа индивидуальной от­ветственности каждого соучастника. Хотя действия соучастников ква­лифицируются по одной и той же статье Особенной части УК, харак­тер и степень фактического участия каждого из них в совершении преступления обычно неодинаковы. Поэтому при назначении нака­зания отдельным соучастникам суд должен руководствоваться общи­ми и специальными началами назначения наказания (ст. 60 и 67 УК).

В отдельных случаях исполнителем преступления признается только специальный субъект преступления. По статьям УК о воин­ских преступлениях в качестве исполнителя, например, несут уго­ловную ответственность военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, или граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В качестве иных соучастников воинских преступлений могут нести уголовную

ответственность физические лица, не обладающие признаками спе­циального субъекта. По этому вопросу в ч. 4 ст. 34 УК устанавлива­ется, что лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участво­вавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

Эксцесс исполнителя преступления. Эксцессом исполнителя при­знается совершение исполнителем преступления, не охватывающе­гося умыслом других соучастников. В зависимости от особенностей отклонения исполнителя во время совершения преступления от ре­ализации совместного намерения соучастников различают количе­ственный и качественный эксцесс. При количественном эксцессе исполнитель совершает деяние, однородное с задуманным соучаст­никами. Однако при этом изменяет условия его совершения, что приводит к более тяжким последствиям. При качественном эксцессе исполнителя посягательство им осуществляется на иной объект. Экс­цесс исполнителя возможен как при соучастии с исполнением раз­личных ролей соучастников, так и при соисполнительстве. За экс­цесс исполнителя другие соучастники преступления уголовной от­ветственности не подлежат.

Особенности добровольного отказа соучастников. Вопрос об особен­ностях и правовых последствиях добровольного отказа соучастников решается на основании положений ч. 4 и 5 ст. 31 УК. Специфика со­вместной преступной деятельности обусловливает особенности до­бровольного отказа соучастников. Добровольный отказ ог совершения преступления одного из соучастников не дает оснований для непри­влечения к уголовной ответственности других соучастников.

Согласно ч. 4 ст. 31 УК организатор преступления и подстрека­тель к преступлению не подлежат уголовной ответственности, если эти лица своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления ис­полнителем до конца. Пособник преступления не подлежит уголов­ной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления.

Интеллектуальный пособник должен нейтрализовать либо устра­нить созданные его усилиями условия, которые содействовали бы укреплению решимости исполнителя совершить соответствующее преступление. При физическом пособничестве добровольный отказ пособника должен заключаться в совершении им активных дей­ствий, которые были бы направлены на устранение созданных его действиями благоприятных обстоятельств для совершения преступ­ления исполнителем.

Соучастник, добровольно отказавшийся от доведения преступле­ния до конца и предотвративший совершение исполнителем пре­ступления, не привлекается к уголовной ответственности, если в содеянном отсутствуют признаки состава иного преступления. Если организатору, подстрекателю и пособнику не удалось предотвратить совершение преступления исполнителем, они несут уголовную от­ветственность за приготовление к преступлению.

Прикосновенность к преступлению. Под прикосновенностью к преступлению понимается умышленная деятельность, которая свя­зана с преступлением другого лица, но не является содействием в его осуществлении. Формами прикосновенности к преступлению при­знаются заранее не обещанное укрывательство преступлений; недо­несение о преступлении и попустительство преступлению.

По УК 1996 г. данные формы прикосновенности не влекут уго­ловной ответственности. Отдельные криминалисты высказываются за восстановление в УК названных форм прикосновенности, как противодействующих преступности. В порядке исключения в ст. 316 УК устанавливается уголовная ответственность за заранее не обещан­ное укрывательство особо тяжких преступлений. Однако при этом лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещан­ное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

С объективной стороны заранее не обещанное укрывательство характеризуется активным поведением лица, чем отличается от не­донесения и попустительства.

Укрывательство преступника состоит в умышленном предостав­лении ему убежища с целью сокрытия его от органов власти, в видо­изменении его внешнего вида (путем снабжения его париком, заме­ны одежды и т.п.), в обеспечении его необходимыми документами, в предоставлении ему транспортных средств и т.д.

Под укрывательством орудий и средств совершения преступления понимается их сокрытие, уничтожение или изменение. Когда лицо укрывает средства или орудия совершения преступления, хранение которых заключает состав самостоятельного преступления, оно под­лежит уголовной ответственности по соответствующей статье Осо­бенной части УК.

Действующий УК, в отличие от УК РСФСР 1960 г., не преду­сматривает ответственности за недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении, но при определенных условиях оно может рассматриваться как укрывательство особо тяж­кого преступления (ст. 316 УК).

Попустительство как форма прикосновенности к преступлению заключается в невыполнении лицом возложенных на него правовых обязанностей, связанных с воспрепятствованием совершению пре­ступления другим лицом. Уголовная ответственность за попусти­тельство может наступать по статьям УК, предусматривающим от­ветственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 186), халат­ность (ст. 293) и др.