Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гофман Э.Р. Руководство по судебной медицине 19...doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
11.32 Mб
Скачать

Исследование кровяных пятен.

Следы крови или пятна, возбуждающие подозрение в принадлежности к крови, находят на месте происшествия, на подозреваемых в преступлении лицах, на предметах, им принадлежащих, в особенности на разного рода орудиях и на одежде. Носители подобных следов могут быть заподозрены в убийстве.

Расположение следов кровяных на месте происшествия может дать важные указания для судебно-медицинского исследования при решении во­проса о самоубийстве, несчастном случае или убийстве. Количество и рас­пределение следов кровяных на трупе и по соседству с ним должно быть от­мечено прежде, чем будет изменено положение мертвого тела. Возможно, что кто-либо, наступив на лужу крови, переносит последнюю на другое место; таким образом образуются новые пятна крови, а существовавшие ранее стираются. Следует также осмотреть руки на трупе, обратив внимание, запачканы ли они кровью, имеют ли помарки крови вид пятен или капель.

341

Поучителен в этом, отношении случай Тэйлора, в котором у человека, най­денною мертвым с перерезанной шеей, на тыле левой кисти был обнаружен кровяной отпечаток также левой руки, и таким образом установлен вне сомнений факт убийства. В одном случае экспертиза Гофмана на трупе удавленного рукой мужчины были найдены на рубашке в области плеч отпечатки окровавленных рук; очевидно убийца схватил удавленного за плечи с целью изменить положение трупа. По Гросс-Геплер (H. Gross-Höpler) на плече убитого был найден кровавый отпечаток рисунка материала , происшедший от того, что убийца наступил на жертву окровавленным ко-

Нахождение следов крови не там, где был найден труп, может 'дать указание на место, где была нанесена смертельная или какая-либо другая рана, т. е. где было произведено нападение. Если от того места следы крови ведут к мертвому телу, то врач должен обсудить, мог ли покойный сам достигнуть того места, где найден его труп, или же он был сюда принесен.

Опытный криминалист знает, какие важные во многих отношениях указания может дать нахождение следов крови. Соответствующий случай приводит Тэйлор. Одна женщина была найдена мертвой в погребе внизу у лестницы. Вскрытием было обнару­жено, что смерть наступила от перелома черепа и позвоночного столба вследствие падения. При осмотре места происшествия, на 1 — 1!,а метра выше верхних ступеней лестницы, на кирпичной стене были найдены свежие следы крови, происшедшие очевидно из брызнув­шей артерии . На трупе была найдена рана в правой височной области, с повреждением ви­сочной артерии. Таким образом было выяснено, что женщина получила эту рану, стоя на верхних ступенях лестницы и только после того упала в погреб. Это предположение было подтверждено дальнейшим расследованием.

Кровяные брызги не всегда происходят из артерий. Как учит уголов­ная практика и опыты Пиотровского (Piotrowski) брызги получаются также при ударах особенно тупыми орудиями таким образом, что кровь разбрасывается из размозженных тканей.а при повторных ударах разбрызги­вается также и окровавленным орудием. Следы крови, возникающие таким образом, имеют в большинстве случаев колбообразную форму (рис. 125, г) с тем более длинной верхушкой, чем более наклонно падает капля; более толстый конец соответствует месту начального падения капли. Отвесно падающие капли крови оставляют круглые следы, а при более значительной высоте падения следы в виде плодов дурмана (рис. 125, б). Если предмет, с которого стекает кровь, находится в движении, то следы крови могут принять форму медвежьей лапы (рис. 125, в)» а отвесно падающие капли (рис. 125, а) булавовидной формы.

От положения убийцы зависит, попадает ли на него вытекающая или брызжущая из раны кровь. Если последняя разбрызгивается по всем напра­влениям, напр, при ударах в уже имеющуюся кровоточащую рану, то кровь может оказаться и на убийце. С другой стороны, как показал особенно , Ziemke, убийца, может не быть окровавленным даже при повреждении больших сосудов, а также артерий.

Даже при многочисленных колотых и резаных ранах на убийце может не оказаться кровяных пятен. Это зависит от характера раны и связанного с ней наружного кровотечения, вытекала ли кровь струей или брызгами, были ли рана покрыта одеждой и наконец от положения убийцы относитель­но жертвы. При широко зияющих резаных ранах на убийце в большинстве случаев могут быть найдены пятна крови. Однако при перерезке шеи спящему-человеку скорее, можно не найти следов крови на убийце чем если уСитьй находился в бодрствующем состоянии, когда человек может обороняться. В этом отношении играет роль обстоятельство, оставил ли убийца труп нетронутым или предпринял над ним какие-либо действия (убирал мертвое тело, обыскивал его и т. д.); далее, была ли соблюдаема предосторож­ности, обладал ли убийца особой опытностью (мясники).

312

В пояснение можно привести случай Тэглора. n котором убийца перед совер­ шением преступления разделся. В другом случае Дюфура (Dufour) душева.оЭоль- ной, страдавший бредом преследования, перед совершением двойного убийства прикрыл свое платье полотняными тряпками, чтобы оно не испачкалось кровью. Об этом упоми­ нает также и Цимке. В одном из венских случаев преступник, удавивший свою жертву петлей и перерезавший ей затем юрло, надел перчатки, чтобы руки не испачка­ лись кровью; вследствие этого он не оставил никаких дактилоскопических отпечатков на предметах, к которым прикасался. <

По числу, форме и расположению б| ызг на объекте нельзя заключить t достоверностью о происхождении кров! напр, из брызжущей артерии, как это было доказано соответствующим!- шытами в одном случае экспер­тизы Венского медицинского факультета.

Фотографические снимки найденных к; трупе и на месте происшествия данных следует сохранить для дальнейших демонстраций и оценки обстоя­тельств.

* а б в г

"Рис. 125. Формы кровяных брызг.

Нахождение кровяных отпечатков ног или рук на месте происше­ствия может иметь важное значение.

В одном случае ТаЯлора на полу комнаты, в которой найдена убитая; обнару­жены были три отпечатка босой окровавленной ноги, которая по своим размерам указы­вала нл принадлежность женщине. Ноги покойной были гораздо больше и не окрова­влены. В доме было только два лица; на которых могло пасть подозрение, мужчина и женщина. Ноги последней соответствовали величине найденных следов, а опыты с бы­чачьей кровью дали следы, схожие с найденными в комнате убитой. Оставление убийцей, пробирающегося ошупью в темноте, следы окровавленных следов рук встре­чается не часто.

При оценке следов необходимо выяснить, не произошли ли они впо­следствии от лиц, приходивших к мертвому телу.

Чтобы предостеречь от ошибки, Байяр (Bayard) приводит случай, в котором приглашенный врач (!), вошедший первый в комнату убитого, наступил на кровь и перенес следы ее в соседнюю комнату, жилец которой вследствие этого был запо­дозрен в совершении убийства.

В одном из венских случаев встретилось затруднение для объяснения следов крови благодаря к тому, что приглашенные для оказания помощи врачи, бросали на пол ватные шарики, применявшиеся для очистки ран от ударов молотком, нанесенных огра­бленному владельцу небольшого магазина. Врачи застали его еще в живых. В другом случае врач, явившийся до прихода властей, снял сапоги с мужчины, приведенного в бессознательное состояние ударами по голове. Запачкав руки кровью при оказании по­мощи,он вымыл их в имевшемся тут же тазу. Комиссия была склонна отнести воду в тазу с примесью крови за счег того, что убийца, покидая место происшествия вымылся в тазу. Трудно было объяснить, почему совершенно одетый мужчина оказался в своей канцеля­рии без сапог, пока свидетель не разъяснил истинное положение вещей. Гофману встре­тился случай,в котором представлялось важным решить, не испачкал ли подозреваемый