Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия права.doc
Скачиваний:
84
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
552.45 Кб
Скачать
    1. . Методические рекомендации к теме 4

При изучении данной темы необходимо вспомнить, что государственность в России возникла в 1Xвеке, а правовые теории, обеспечивающие ее легитимацию - в X1 веке. В древнерусском государстве с центром в Киеве политико-правовая мысль ставила задачей обосновать и утвердить в общественном сознании законное происхождение государства соответственно правящей династии не насилием, не захватом, а по договорам управомоченных сторон.

В первых политических трактатах формировалось также и представление о правовых формах реализации власти и организации правосудия («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха и «Моление» Даниила Заточника). В «Молении» прозвучали мотивы предпочтения верховной власти великого князя удельным властителям в целях сохранения целостности и безопасности страны.

Следует отметить, что всем правовым документам и памятникам письменности данного времени свойственна определенная особенность выражения юридических категорий. Термин «закон» обычно употребляется для обозначения форм реализации Божественной воли. Нормы, издаваемые верховной властью, воспринимались общественным мнением под термином «правда»1.

Такой семантический прием распространен в средневековой лексике не только в России («Русская правда»), но и в государствах Западной Европы («Салическая Правда», «Бургундская Правда»).

Для отечественного правосознания свойственно еще и соединение в понятии «правда» юридических и нравственных характеристик, ибо «правда» не только «право карать и миловать», но и высшая справедливость1 В таком значении оба термина используются в России практически в средние века и даже в новое время

Необходимо напомнить студентам, что XY111 век в целом был периодом ученичества и для русской философии, и для юридической науки. Начало ему было положено переводом на русский язык книги С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека» ( по указанию Петра 1).

К середине X1X века вызревают все предпосылки для становления оригинальной русской философии права. Во-первых, складываются основные национальные школы отечественной юридической науки. Во-вторых, наступает перелом в развитии русской философской мысли. Если в эпоху Средневековья философия на Руси была нераздельно связана с богословием, если в XY111 веке философия в России была прежде всего формой интерпретации и ассимиляции идей французского просвещения или метафизики в духе Лейбница-Вольфа, то в X1X столетии она становится вполне самостоятельной и оригинальной.

Каковы же причины быстрого развития русской философии именно в это время? Можно назвать несколько таких причин.

Во-первых, патриотический подъем в стране, вызванный победой над Наполеоном. Отныне Россия – признанная мировая держава. Что она несет миру? В чем своеобразие ее культуры и каковы уроки исторического пути? «Философические письма» П.Я. Чаадаева (1836), в которых утверждалась мысль о внеисторичности России и о приоритете западного пути развития, вызвали многочисленные споры и дискуссии. Задача теоретического осмысления своеобразия исторического бытия России, ее правового строя, общественного уклада встала с особой остротой.

Во-вторых, исторический путь России определялся православием. Это время связано с подвижнической деятельностью святого Серафима Саровского, с возвышением Оптиной Пустыни, сыгравшей уникальную роль в истории русской культуры, когда христианская праведность, зримо явленная в духовном подвиге оптинских старцев, уже не могла восприниматься как некий абстрактный идеал. Традиционная для русской мысли задача - попытаться удержать духовный опыт России в формах рационального знания, учесть его в философских, этических, правовых теориях – стала особенно актуальной в условиях становления национального имперского самосознания.

В-третьих, развитие мировой философии, достигшее вершины в творчестве великих немецких классиков – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, - впервые выработало методологические средства, которые позволяли, по крайней мере, поставить саму задачу выразить духовный опыт христианства в формах научного понятия. Диалектические умопостроения немецких классиков впервые позволили без упрощения, удерживая все аспекты проблемы, выразить смысл понятия свободы, добра, справедливости, истины. Все это - понятия, являющиеся базовыми для любой правовой теории и вместе с тем сущностно значимые именно для русского философского и философско-правового мышления, восходящего к традиции «Слова о Законе и Благодати».

Для традиции русской юридической науки характерно стремление интегрировать философию права в общую систему правовой теории, в качестве элемента общей энциклопедии права или самостоятельной научной дисциплины - всеобщего теоретического и методологического фундамента науки. Особенно большой вклад в изучение немецкой методологии и философии права внесли такие ученые – юристы, как А.Д .Градовский, П.Г. Редкин, Б.Н. Чичерин. В русской философии права своеобразно преломляется кантовское учение о высшем нравственном законе (категорический императив), о долге и предназначении человека, фихтевская теория личности как исходного пункта дедуцирования определений права, гегелевское понятие свободной воли личности, идея гражданского общества и государства как выражения нравственного строя народа.

Поиск этико-онтологических корней права, который мы найдем в работах Б.Н. Чичерина, В.С .Соловьева, позже – П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого, И.В. Михайловского, Н.Н. Алексеева, С.Л. Франка, И.А. Ильина, позволял осмыслить нравственно-правовые основы бытия Отечества, используя потенциал западной философской, этической и юридической мысли. Сверхзадача русской правовой науки вполне определилась ко второй половине X1X столетия и нашла свое решение в трудах крупнейших русских мыслителей того времени Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева.

Чичерин и Соловьев заложили основы традиции русского философско-правового идеализма, которому противостояли, с одной стороны, марксисты, с другой - ученые, взявшие на вооружение позитивистскую методологию. К числу последних принадлежали крупнейшие правоведы рубежа X1X - XX века: С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич.

Таким образом, философия права являлась одним из ведущих направлений русской общественной мысли конца X1X начала XX вв. Философия права являлась одним из ведущих направлений русской государственности. К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров связывают историческую судьбу народа с религиозным и нравственным единством подданных вокруг верховной власти, общественной мысли конца X1X - начала XX вв.

Вместе с тем нарастание политического радикализма в России в конце X1X века дает новый импульс развитию идей монархической государственности. Государственная воля, право и закон приобретают при этом высший этический смысл, внося в общество гармонию.

Своеобразие отечественной философии права можно свести к нескольким моментам: во-первых, это своеобразие формы и стиля изложения в развитии западных идей; во-вторых, суть самих идей, которые основывались прежде всего на отношении права и нравственности, свободы и обязанности, материального и духовного. Акцент делался на самобытном понимании внутренней, духовной жизни, что на деле означало совершенно новый аспект, новый круг идей и понятий.

В русской философии права преобладали стремление к цельности знания и обостренное чувство реальности, которое сочеталось с признанием роли опыта, как чувственного, так и духовного, дающего возможность глубже понять сущность бытия. В ней большое значение имела интеллектуальная интуиция, нравственный, социально-правовой опыт личности, а также религиозный опыт народа, устанавливающий связь человека с Богом.

Главная задача философии права заключалась в том, чтобы разработать учение о праве как элементе мира в целом, опираясь на все многообразие форм опыта. По мнению крупнейших представителей русской философии права, именно религиозный опыт дает наиболее важные предпосылки для решения этой задачи. Благодаря ему мировоззрение приобретает окончательную завершенность, «раскрывая сокровеннейший смысл вселенского существования».