Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия права.doc
Скачиваний:
84
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
552.45 Кб
Скачать

10. В чем суть оригинальной психологической теории права л.И. Петражицкого?

По представлениям известного теоретика права Льва Иосифовича Петражицкого (сочинения: «Очерки философии права», «О мотивах человеческих поступков», «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»), реальность состоит лишь из физических объектов и живых организмов, с одной стороны, и психических феноменов - с другой. Наблюдения являются фундаментальным методом изучения всех явлений. Суть метода: правовые феномены появляются в сознании человека, когда он испытывает ощущения, связанные с правом, с обязанностью, с запретом в той или иной ситуации. Смысл в том, что человек сам наблюдает за собой, за своей психикой, переживаниями при определенных действиях или бездействии. В соответствии с данным методом все социально-правовые теории представляют собой исследование различных классов внешних и внутренних проявлений правового опыта.

11. Каковы основные аргументы критики в.С. Соловьевым позитивистской трактовки права?

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - философ, поэт, публицист.

В своем учении о праве Соловьев различает право положительное и право естественное. Возникновение права он трактует в духе идей исторической школы права. Право возникает фактически в истории человечества наряду с другими проявлениями общечеловеческой жизни, каковы язык, религия, художество. Первоначальное право, как «непосредственная деятельность родового духа» - это обычное право, но в нем уже есть естественное начало, то есть начало справедливости, которое действует здесь не как теоретически сознаваемый мотив, а как непосредственное практическое побуждение. В своем развитом и теоретически осознанном виде естественное право выступает как всеобщая идея права, его разумное начало. Соотношение естественного и положительного права Соловьев рассматривает как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве». Понятия личности, свободы и равенства составляют сущность так называемого естественного права. Рациональная сущность права различается от его исторического явления, или права положительного». Выступая с критикой противопоставления естественного и положительного права, Соловьев подчеркивал, что на самом деле оба эти элемента с необходимостью входят в любое действительное право.

Давая определение права, Соловьев отмечает, что в основе права лежит свобода как основной характерный признак личности. Правом определяется отношение лиц. Но свобода лица превращается в право, по Соловьеву, лишь тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода. «Моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других». Отсюда он выводит основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, поэтому можно сказать, что право есть также синтез свободы и равенства. Свобода выступает как субстрат права, а равенство - его необходимая форма. Отнимите свободу, и право становится своей противоположностью, то есть насилием. Отсутствие общего равенства - также прямое отрицание права.

По смыслу такого юридического правопонимания, закон должен соответствовать праву, иначе он перестает быть правовым явлением и теряет свое правовое значение.

Говоря о внутренней связи между правом и нравственностью, Соловьев утверждал, что в понятиях правды и закона в равной мере воплощается единство юридического и этического начала. Вместе с тем он признавал и различие между этими понятиями, которое сводил к трем основным пунктам: во-первых, нравственное требование по существу является неограниченным и всеобъемлющим, оно предполагает нравственное совершенство и безусловное стремление к нравственному совершенству. Напротив, юридический закон ограничен и вместо совершенства требует низшей, минимальной степени нравственного состояния, требует лишь ограничение проявления злой воли. Поэтому в соотношении с нравственностью «право есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный». Эта характеристика содержится в одной из важнейщих работ «Оправдание добра»1. Соловьев при этом подчеркивает, что между нравственным и юридическим законом нет противоречия: второй предполагается первым,- хотя юридический закон и не требует высшего нравственного совершенства, но он и не отрицает его.

Единство права и нравственности не исключает, а, наоборот - предполагает их различие. Право в трактовке Соловьева - это не просто выражение справедливости, а выражение принудительной справедливости. Степень и способы реализации добра с помощью права зависят от состояния нравственного сознания общества и от других исторических условий.

Важнейшим условием осуществления добра в мире Соловьев называл государство. Согласно Соловьеву, требуемый правом минимум добра включает обеспечение всем людям «достойного существования», чтобы всякий человек имел не только обеспеченные средства к существованию и достойный физический отдых, но и мог пользоваться досугом для своего духовного совершенствования. Из права на достойное существование он выводил право на защиту естественной среды обитания человека и запрет на бесконтрольное завоевание природы энергичными, но бессовестными предпринимателями.

В противовес позитивистам В.С. Соловьев выдвинул идею возрождения теории естественного права на методологической основе, по преимуществу воспринятой от немецких философов. В рамках естественно-правовой теории, предполагающей дихотомию права и закона, разрабатывается концепция правового государства. Естественное право, органично включая в себя правовые, философские и религиозные идеи, начинает в конце X1X - начале XX в. приобретать роль основного философско-правового течения, которое в той или иной мере разрабатывали видные русские философы, юристы, такие как Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, С.А. Котляревский, И.В. Михайловский, П.И., Новгородцев, Е.В. Спекторский, Е.Н. Трубецкой, Ф.В. Тарановкий, А.С. Ященко.