Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
81
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.17 Mб
Скачать

III Органы и институты формообразования римского права

III.1. Органы законодательной власти

республиканского Рима

III.2. Законодательная деятельность в условиях принципата и домината

III.I. Органы законодательной власти республиканского Рима

III.1.1. Комиции как орган законодательной власти

В республиканском Риме, наряду с куриатными комициями, имели значение два основных вида собраний: центуриатные и трибутные комиции, называвшиеся также большими и малыми. Деятельность трибутных комиций основывалась на том, что все римские граждане были расписаны по 35 трибам - территориальным округам Италии. В народном собрании каждая триба имела один голос, определяющийся предварительным голосованием внутри нее. При избрании магистров на Марсовом поле процедура подачи голосов в малых комициях происходила следующим образом: в 35 закрытых помещениях, именуемых «оградами» или «загонами», распологались граждане, явившиеся в Рим на комиции, - каждый в «загон» своей трибы (входили, видимо, по пропускам - тессерам). Наполнение отдельных «загонов» зависело от активности трибулов; представительство от триб не имело принципиального значения. Голос трибула фиксировался у выходной двери его «загона», на мостках, по которым голосующий шел от выхода к урне. Когда помещение трибы пустело, производился подсчет «за» и «против», и по большинству голосов объявлялось общее мнение трибы. При голосовании в комиции, на Форуме или на открытой площадке Капитолия (законодательные и судебные комиции) трибы поочередно заходили в одно помещение. В трибутных собраниях ранг и богатство не имело значения, перевес тех или иных социальных слоев зависел только от факта их присутствия. Следует учесть, что независимый и активный плебс Рима распределялся по четырем городским трибам и, следовательно, имел всего четыре голоса. 1

Центуриатские комиции имели менее демократический характер. В древности они были собранием вооруженного народа, и большинство голосов принадлежало в них всадникам и пехотинцам первого цензового класса, т.е. мелким, средним и крупным землевладельцам. Но ко II в. до н.э. укоренилась привычка являться в большие комиции без оружия. По одной из гипотез, с середины III в. пять «классов» каждой трибы выставляли одинаковое число «сотен» - центурию «молодых» (до 46 лет) и центурию «стариков» - от каждого разряда. Голосующие центурии, как и трибы, заполнялись произвольным числом граждан данного «класса» и данной возрастной категории: например, все граждане первого класса и призывного возраста Ромилиевой трибы подавали голоса в одной центурии «молодых». Голосование протекало так же, как в трибутных комициях: в 35 «загонов» запускались (по своим трибам) 35 «старых» центурий первого класса, потом 35 «молодых» центурий первого класса и т.д. Отдельно голосовали 18 всаднических центурий. При этой системе, даже без учета всаднических «сотен» 2/3 голосов принадлежало гражданам 1-3 классов (владельцам 50 - 30 - 20 югеров земли), т.е. землевладельцам. 2

Между двумя видами комиций существовало некоторое разделение полномочий труда: в больших комициях народ выбирал высших магистров (консулов - преторов - цензоров) и голосовал законопроекты, вносимые консулами. В малых - давались властные права низшим и плебейским должностным лицам (квесторам, курульным и плебейским эдилам, народным трибунам) и голосовались предложения народных трибунов (реже - преторов). Только военные «сотни» выносили решения о войне. О времени народного собрания граждане извещались за 24 дня до голосования. На выборы и на комиции прибывали делегаты из муниципиев, но многих граждан удерживали дома проблемы питания, жилья и дорожных расходов. Судя по всему, состоятельные лица, заинтересованные в исходе голосования, за свой счет снаряжали в дорогу целые делегации. Местная элита маленьких городков с энтузиазмом вела кампании даже на малых комициях и гордилась каждым завоеванным курульным креслом.

Римский народ принимал ограниченное участие в обсуждении государственных дел в больших и малых комициях. Он, обычно, кратко выражал свое окончательное мнение. Но всенародное обсуждение законопроектов и текущих дел все-таки имело место, оно проходило на сходках - конциях (conciones), созываемых любым комициальным магистратом. На этих сходках влиятельные политики отвергали предложения своих противников перед лицом народа, убеждали его в пользе какого-либо законопроекта. Слушатели выражали свое участие возгласами. В кризисные годы народные трибуны вызывали на комиции консулов и сенаторов - к ответу и отчету перед плебсом: так было, например, во время хлебного бунта 138 г. и после убийства Тиберия Гракха.

При всем формальном могуществе народных собраний, без помощи вождя-организатора плебс не мог выразить своего мнения. Всегда требовался председатель, созывающий сходку или собрание, возбуждающий общее настроение. Наконец, ставящий вопрос на голосование. В эпоху политической стабильности римские магистраты подчинялись авторитету сената, а народ лояльно принимал спускаемые сверху предложения. Затрагивая вопрос о правах и возможностях народа, нельзя не коснуться двух явлений, характерных для общественной жизни Рима, - клиентелы и политической, деловой «дружбы» (amicitia)

С древних времен традиционная римская мораль освящала отношения покровительства и службы, возникающие между влиятельным и маленьким человеком. Могущественный патрон (скорее высокопоставленный, чем богатый) защищал слабосильного (но не всегда бедного) клиента в суде, продвигал его по службе, давал возможность нажиться на откупах и поставках и т.д. Клиент голосовал за патрона в комициях, вербовал ему сторонников, помогал в делах, оставлял в его пользу имущество по завещанию. Всякая существенная благодарность или зависимость влекла за собой установление написанных личностных обязательств: оправданный в суде величал патроном своего адвоката, вольноотпущенник - бывшего господина, мелкий арендатор - хозяина крупного поместья, побежденный народ - того римского полководца, который его завоевал и дал ему новые правила жизни. Почти нерегулируемые законом отношения патроната - клиентелы держались силой общественного мнения.

Взаимопомощь в кругу равных, или почти равных, лиц называлась «дружбой» (amicitia). При некотором неравенстве «товарищей» эта практическая «дружба»., несомненно, имела признаки патроната - клиентелы и была как бы разновидностью клиентских отношений. В современной литературе очень большое значение придается клиентеле и «дружбе» римской аристократии, так как через связи такого рода осуществлялся контакт столпов общества с широкими массами избирателей. Клиентела по праву рассматривается как механизм подчинения комиции авторитету магнатов.

Соседние файлы в папке Римське приватне право