Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
81
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.17 Mб
Скачать

III.1.3. Магистраты и трибунат

Римские магистраты (должностные лица) избирались в народном собрании (комиции) сроком на один год. Комициальные магистратуры исполнялись бесплатно и даже предполагали траты удостоенного чести лица на общественные нужды. Почти все комициальные должности имели отношение к древней царской власти, обладая ее полномочиями или знаками отличия - инсигниями. Два консула и шесть (во II в.) преторов являлись прямыми наследниками царского империя - высшей военной и судебной власти. Они восседали на так называемом куруальным кресле из слоновой кости, их сопровождала свита служителей-ликторов, несущих символ империя, - фассцы: связки палок с воткнутыми в них топорами, напоминавшие о власти этих магистратов над головой и телом граждан. Хотя обязанности между консулами и преторами были поделены так, что первые, в основном, воевали, а вторые - руководили судопроизводством, но в провинциях - заморских владениях Рима - обе власти восстанавливались в полном царственном объеме: консулы и преторы (или проконсулы, пропреторы) назначались наместниками вне италийских «поместий римского народа» как практически бесконтрольные военачальники и судьи.

О первоначальной численности должностных лиц магистратов существуют различные мнения. В XIX в. Т. Моммзен утверждал, что с самого начала высшие магистраты составляли комиссию из двух человек. 1 Высказывалось также мнение, что колегии предшествовала должность единоличного правителя - диктатора. Но во всяком случае, ясно, что во главе государства вскоре оказались два высших магистрата с равной властью, обязанных совещаться, консультироваться по всем вопросам друг с другом, откуда утвердилось их название - консулы.

В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты избирались центуриальными или трибутными собраниями на один год. Исключение составлял диктатор, срок полномочий которого не должен был превышать 6 месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании, могли быть продлены сенатом. Специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решения, но это решение могло быть отменено его коллегой (это право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистрату малоимущих и неимущих. Важная особенность решений магистратур - иерархия должностей, т.е. право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего.

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (porestas). В высшую власть включалась высшая военная власть и право заключать мир, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и назначать наказания. 2 Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам.

Диктатор имел высочайший империум, включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриальном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум - без права приговаривать к смертной казни.

Общая власть принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и другие.

Консулы были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратов. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. По закону Г. Лициния Стокона и Л. Секстиния Латерана, должность консула предоставлялась не только патрициям, но и плебеям (367 г. до н.э.).

Консулат представлял собой высшую исполнительную власть Римской республики. Все магистраты, кроме народных трибунов, подчинялись его авторитету. В IV книге своей «Всеобщей истории» Полибий описывает следующие права консулов: высшая административная власть в гражданской сфере; право вносить предложения в сенат и народное собрание: консулы могли быть авторами большинства сенатских постановлений (consulta) и многих принятых народом законов (leges); всевластие в делах, касающихся войны: они производили набор армии, налагали наказания в военном лагере, тратили по своему усмотрению отпущенную им военную казну, распоряжались добычей. Правда, средства, проходившие через руки консулов, контролировались их казначеями - квесторами, но, как правило, сенат не требовал от сложивших полномочия полководцев финансового отчета.

Всевластие консулов-полководцев римский народ особенно тяжело ощущал во время наборов в армию. В руках консула находились списки римских граждан, расписанных по пяти имущественным разрядам. От каждого цензового «класса» командующий призывал на службу определенное число центурий (сотен), выбирая в списках имена по своему усмотрению. Согласно закону, пехотинец призывного возраста (17 - 45 лет) привлекался на службу до 16 или 20 раз, но консулы могли вызвать кого-то один раз, кого-то - 5 раз, а иных людей, обладавших влиянием, возможно, ни разу в жизни. Известно, что полководцы злоупотребляли правом неоднократной вербовки, желая иметь опытных ветеранов, а не новобранцев. Во II в., в связи с многочисленными войнами, проблема воинской повинности стояла очень остро.

Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее, в силу имевшегося у них империума, издавать новые нормы права. В начале избирался претор; затем - два, один из которых рассматривал дела римских граждан, а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). В 337 г. до н.э. плебеям было разрешено становиться преторами. Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Чисто гражданский, но чрезвычайно почетный характер имела должность цензора, тоже дававшая своим исполнителям право на курульное кресло. Как правило, на цензуру претендовали бывшие консулы: она считалась вершиной государственной карьеры и, наряду с претурой и консулатом, входила в разряд высших магистратур. Два цензора избирались через каждые пять лет сроком на полтора года. Они составляли 5-летний бюджет государственной казны, заключали откупные договоры и подряды на ремонт общественных сооружений, сдавали в аренду государственное имущество, составляли списки сословий и цензовых классов римского гражданства, производили ревизию сената и всадничества. Цензоры обладали правом нравственного суда над римским народом: проступок гражданина, не преследуемый законом, карался цензорским замечанием (nota); в случае правонарушения, сенаторы вычеркивались из сенатских списков, всадники теряли коня, лица высших разрядов перемещались в категорию неполноправных граждан - граждан-эрариев. Ценз завершался люстром - сакральным обрядом очищения римского народа. 3

Низшие магистраты ведали отдельными отраслями управления: полицией, чеканкой монеты, очисткой улиц и т.д. Среди них выделялись высоким авторитетом эдилы - правители, своего рода «мэры» Рима-города (не государства). Две паре эдилов заведовали четырьмя кварталами «вечного города», одна из них пользовалась курульным креслом; эта привилегия сохранилась от тех давних времен, когда курульный эдилитет исполняли только патриции, а эдилитет без трона - плебеи.

С 447 г. до н.э. римляне стали выбирать в комициях назначавшихся ранее квесторов - ближайших помощников консулов, заведующих консульской казной. После 267 г. ежегодно вступали в должность 2 городских квестора - казначеи государственного эрария, 2 военных - помощники и казначеи при консулах - и 4 италийских квестора, собиравших казенные пошлины в разных районах Италии. Квеструра не имела царственных инсигний, но обладала высоким престижем: с нее начиналась политическая карьера римлянина, завершавшаяся консулатом или цензурой.

Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из 26 человек, входивших в шесть коллегий, ведавших надзором за тюрьмами (коллегия четырех), чеканкой монет* (коллегия трех), очисткой дорог (коллегия шести), некоторыми судебными делами (коллегия десяти судей).

Особое место среди магистратов занимали народные трибуны. Они осуществляли право защиты плебеев путем привлечения к суду патрициальных магистратов. Большую часть играло их право «вето» на постановление сената. Трибунаь был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, потом пять и наконец десять. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиту плебеев.

Народный трибунат был второй ступенью на лестнице почестей. Издревле 10 трибунов, магистратов старинного сословия плебеев, стояли на страже прав отдельного гражданина и всего римского гражданства. Произнося слово «запрещаю» (veto), каждый из членов коллегии мог парализовать любой акт любого должностного лица, направленный в ущерб частному человеку или римскому народу, в том числе трибун имел право запретить доклад консулу в сенате, т.е. готовящееся сенатское постановление, или обращение высшего магистрата с предложением к народу, т.е. голосование законопроекта. Магистрат, не повинующийся трибунскому «вето», подлежал аресту. Так в 151 и 138 гг. до н.э. это правило было использовано таким образом, что народные трибуны арестовали консулов, которые призывали в армию влиятельных молодых людей, огражденных от службы грозным трибунским запретом. Помимо «вето» плебейский трибунат был наделен правом законодательной инициативы.

Народный трибун также мог запрещать исполнение любых приказов, кроме приказов диктатора, мог арестовать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Власть народных трибунов, конечно, была велика, но их было десять, и они могли отстаивать свою власть друг против друга и тем самым нейтрализовать действия своих коллег. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль. 4

Личная неприкосновенность народного трибуна не помешала патрициату осуществить политическое убийство двух выдающихся трибунов Древнего Рима - братьев Тиберия и Гая Гракхов. 5

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих собой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право «вето» плебейского трибуна на него не действовало, его распоряжения не подлежали голосованию, и за свои действия диктатор не нес ответственности. В первые века существования республики, диктаторы вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а и для решения конкретных задач, и полномочия диктаторов ограничивались рамками этой задачи. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Однако в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры. Например, диктатура Суллы, утвержденная «для издания законов и устройства государства».

Соседние файлы в папке Римське приватне право