Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
81
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.17 Mб
Скачать

II.1.2. Понтифики

По своему социальному происхождению в период с VIII в. до н.э. римские юристы были, как правило, связаны с аристократическими патрицианскими слоями общества. Российский правовед XIX в. А. Стоянов отмечал, что «право переходило из рода в род как предание. Законоведение было наследственным призванием аристократических семейств, которые ревниво охраняли свою привилегию». Привилегии в занятии юриспруденцией приносили ощутимые выгоды как материального, так и политического характера.

Занятие юриспруденцией было неотъемлемой частью системы прав, которыми обладали патриции. Без дополнительных условий они могли выполнять роль судьи или отстаивать в судебном заседании интересы своего клиента. До тех пор, пока право имело неписаный характер, патриции, связанные с юриспруденцией, старались использовать устные нормы в интересах своего сословия, и даже близких родственников.

Но для того, чтобы успешно заниматься юриспруденцией, выходец из патрицианского рода должен был вступить в коллегию понтификов.

В литературе, которая и сегодня развивается на основе установок немецкой юридической историографии XIX в., понтификов относят к категории жрецов Юпитера. Вместе с тем, источники позволяют говорить, что понтифик стоял вне жреческого сообщества. У Тита Ливия (I в. н.э.) находим сообщение, что Нума Помпилий, став царем после Ромула, «избрал понтифика - Нуму Марципа, сына Марка, одного из отцов-сенаторов. Он поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписывал и назначал, указав, с какими именно жертвами и по каким дням и в каких храмах должны они совершаться и откуда должны выдаваться потребные для этого деньги. Да и все прочие жертвоприношения, общественные и частные, подчинил он решениям понтифика, чтобы народ имел к кому обратиться за советом и в божественном праве ничто не поколебалось от небрежения отеческими обрядами и усвоения чужеземных».

Таким образом, понтифику вменялось в обязанность наблюдать за правильностью осуществления обрядов, а отнюдь не их совершении. Последним обстоятельством определялась структура и компетенция деятельности коллегии понтификов как носителя ранней римской юриспруденции. В состав коллегии входили от 3 до 15 членов. Возглавлял коллегию великий понтифик. Его юридический статус приравнивался к магистру, он мог председательствовать на куриатной комиссии, обладал правом ауспиции, то есть определением характера предзнаменования богов.

Великому понтифику подчинялись, во-первых, fetiales - коллегия из 20 жрецов, которая следила за соблюдением международных договоров, вела мирные переговоры, объявляла войну. Во-вторых, flamines -коллегия из 15 жрецов, каждый из которых приносил жертву богу. При великом понтифике имелся консультативный орган.

Нельзя не согласиться с А.И. Покровским, писавшим, «что в историческую эпоху в этой коллегии сосредотачивалось знание и хранение сакрального права (jus pontificium). В этой коллегии вырабатываются правила и приемы толкования, ведутся даже записи юридических прецедентов. Записи... названные commentari pontificium”; только у понтификов можно получить и надлежащий юридический совет».

Стремление выходцев из патрицианских родов к получению статуса понтифика было вызвано также и тем, что понтифики, как правило, получали хорошее юридическое образование. Так, в системе сакрального знания понтификов была предпринята попытка трактования обычая как юридического источника (fas). Именно веление богов (fas) регламентировало ту область жизненных интересов, оставленных на усмотрение людей, которая приводит к самому понятию jus. Развитие этого источника права, неотъемлемое от религиозных представлений римлян, к I в. до н. э. трансформировалось, по замечанию П.Г. Виноградова, в следующую систему: «Наряду с jus, которое осуществляется государством и имеет за собой, в случае надобности, санкцию принуждения, признается fas, долг или благочестие, обязанность которого гарантируется не государством, а блюстительством богов и их представляет на земле -pontifices».

Немаловажное значение для дальнейшей римской правовой истории имело создание понтификами судебного календаря с перечнем дней, пригодных для осуществления дел (fasti).

Следует отметить, что понтифики оказывали юридическую помощь своим согражданам не всегда бескорыстно. Так, в случае, когда понтифики приглашались для осуществления третейского суда, обе стороны накануне судебного разбирательства оставляли плату на деревянном мосту через Тибр. Это место называлось - pons sublicius. Возможно, благодаря этому мосту первые знатоки римского права обрели название понтификов.

В известной мере, можно говорить, что положение понтификов в римском обществе очевидно указывает, что процесс формирования источников римского права носил самостоятельный характер, в достаточной степени развивавшийся автономно относительно таких элементов духовной культуры, как религия и мораль. Еще в эпоху первых царей одним из устойчивых мотивов формообразования становится использование юридических средств в качестве инструмента сплочения населения в единый народ - римский народ квиритов (в дальнейшем это положение нашло отождествление в названии правовой системы - квиритское право, как синоним цивильного права). Так, Тит Ливий неоднократно приводит примеры становления идеологии особой ценности права в качестве инструмента стабильности римской социальной жизни. Он пишет о власти законов, превосходящей человеческую. Ромул, по словам Тита Ливия, «созвал толпу на собрание и дал ей законы, - ничем, кроме законов, он не мог сплотить ее в единый народ». Также и другой римский царь «Нума решил город, основанный силой оружия, основать заново на праве, законах, обычаях».

Уже на этапе формирования источников понтификального права опора на обычаи, законы во многом освобождала юридическую систему от архаического ритуализма и, что не менее важно для взаимодействия права и государства, предохраняла от чрезмерного воздействия конъюнктурных политических и моральных идеологий.

Усилия понтификов, направленные на позитивацию общественно значимой формы волевых общественных отношений, были неразделимы с их основными юридическими функциями: 1) знанием и сохранением обычаев; 2) соблюдением правил разрешения споров; 3) составлением и толкованием письменных юридических документов; 4) подготовкой царских законов (lex leges). «Таким образом, - подчеркивает И.А. Покровский, - по всей справедливости понтифики считаются первыми римскими юристами, положившими начало развитию римского гражданского права».

Деятельность понтификов в области царского законодательства (lex leges) связана с деятельностью великого понтифика Папирия (ок. 500 г. до н.э.) по изданию царских законов. Помпоний (II в. н.э.) называет их «jus civile Papirianum», а Граний Флакк (I в. н.э.) - «De jure Papiriano».

Издательская инициатива Папирия показывает, что коллегия понтификов участвовала в реализации многочисленных функций царской юрисдикции. В законодательной деятельности римских царей, от Ромула до Тарквиния Гордого, понтифики осуществляли подготовку царских законопроектов. В основном, это были три вида законов. Во-первых, куриатные законы (lex curiata). Во-вторых, социальные законы (leges reqiae). Надо иметь ввиду, что, возможно, наряду с сакральными характеристиками, в данных нормативных актах присутствовали позднереспубликанские формы обычного права.

Соционормативная культура римлян основывалась на индивидуализме и рационализме, в том числе и в вопросах юриспруденции. Понтифики принимали участие в осуществлении особой царской судебной власти (jurisditio), начиная с Ромула, а также в разборе jus dicere как частных конфликтов.

Папирий, как отмечает Помпоний, не стремился дать анализ права lex lega. Однако составил общий свой законов действовавших до начала республиканского периода, т.е. до 509 г. до н.э., и даже несколько позже.

Велика была роль понтификов в связи с их участием в римском гражданском судебном процессе, который назывался «легисакционным». Этот процесс был основан на Законах XII таблиц.

Обращаясь в суд для защиты своего права, предусмотренного, к примеру, Законами, римлянин должен был представить строго формализованный исковой документ. Вот почему «из этих законов были составлены иски, посредством которых люди спорили на суде». Данные иски, или исковые формулы, специально составлялись юристами, чтобы, как указывал Помпоний, «народ не устанавливал этих исков, как он захочет». Составление «легис акцио» было правотворческой деятельностью, но отличной от законодательной...

Стремясь обеспечить сохранение своей монополии на юридические знания, понтифики старались держать записи исковых формул и толкований в тайне от населения Рима. В условиях, когда обязанность составлять формулы исков лежала на сторонах в судебном процессе, такое положение было для понтификов источником их большего влияния в обществе.

На рубеже IV - III вв. до н.э. в Древнем Риме произошло событие, которое подорвало монополию коллегии понтификов на юридические знания. Секретарь понтифика Аппия Клавдия Гней Флавий похитил у него и предал гласности календарный список дней, установленных для обращения в суд с различными исками, а также формулы с толкованиями. «С того времени, как юриспруденция стала свободным искусством, - отмечал русский правовед В.В. Ефимов, - она сделалась любимым занятием, благородным влечением высших классов римского государства. Недаром же говорилось: turpe esse patricio et nobili et causas oranti jus quo versaretur ignorane - постыдно не знать благородному римлянину своего права».

Соседние файлы в папке Римське приватне право