Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гессен В.М. Основы конституционного права. Петр...rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
3.09 Mб
Скачать

III. Историческая эволюция избирательного права § 1. Характер эволюции избирательного права

Новейшая история избирательного права является не чем иным, как историей постепенного, повсеместного и неуклонного вытеснения классовых избирательных систем системой всеобщего и равного, демократического избирательного права.

Познакомимся с этой историей на нескольких, наиболее характерных, примерах.

§ 2. Англия

В Англии первым этапом демократизации избирательного права является Билль о реформе 1832 г.*(488). До 1832 г. исторически сложившееся представительство имело в Англии строго аристократический характер. Состоящая из депутатов от графств (188 деп.) и городов (417 деп.), палата общин представляла "150 тыс. джентльменов", а не английский народ. На графских выборах решающее влияние принадлежало поместному джентри: избирательное право, по закону 1430 г. (8 Henry VI с. 7), осуществлялось владельцами недвижимостей, приносящих не менее 40 шил. в год дохода. Города, посылавшие депутатов на основании хартий, дарованных им королями из дома Тюдоров и Стюартов, частью изначала принадлежали к числу незначительных и малолюдных поселений, частью становятся таковыми впоследствии*(489). Со времени великой революции (1688 г.) дарование избирательных хартий городам прекращается; поэтому наиболее значительные города, возникшие в XVIII в. и позднее (Манчестер, Бирмингам, Шеффильд, Лидс и др.) оказываются не представленными в палате. Представительство от мелких городских поселений, иногда лишь номинально существующих,- от так называемых "гнилых местечек", насчитывающих ничтожное количество избирателей, не является выборным представительством вообще. Депутаты от гнилых местечек либо назначаются "патронами",- теми ленд-лордами, на земле которых находится местечко, либо приобретают парламентское место покупкой у городской корпорации. И в том и в другом случае они являются представителями высшей, родовой или денежной, аристократии страны*(490).

Существование гнилых местечек усиливает, впрочем, не только влияние аристократии, но и влияние короны на состав палаты общин. Правительство располагало решающим влиянием во множестве местечек; и кроме того, система покупки парламентских полномочий способствовала развитию политической коррупции в чрезвычайной мере. Звание коммонера считалось одной из наиболее прибыльных карьер: расход по избранию коммонеры покрывали сторицей, продавая голоса свои за приличную плату правительству*(491). Борьба с чрезвычайным влиянием короны на состав палаты явилась одной из побудительных причин, заставивших вигов настоять на парламентской реформе.

Билль о реформе 1832 г., если не совершенно упраздняет, то во всяком случае значительно сокращает представительство от гнилых местечек. 56 местечек, с населением менее 2000 человек, совершенно утрачивают избирательное право; 30, с населением от двух тыс. до четырех, вместо двух депутатов посылают в палату одного. Освободившиеся таким образом 143 мандата распределяются частью (62) между новыми большими городами, частью между английскими графствами, получающими вместо прежних 94-157 полномочий.

Что касается избирательного права, то в графствах, наряду с землевладельцами, получающими не менее 40 шиллингов в год дохода с земли, оно приобретается арендаторами - долгосрочными, получающими не менее 10 ф.ст., и краткосрочными, получающими не менее 50 ф.ст. ежегодного дохода. В городах избирателями становятся владельцы и наниматели помещений, приносящих дохода не менее 10 ф.ст. в год.

Реформа 1832 г.- первая брешь в вековом здании старой аристократической Англии; ее осуществление потребовало огромного напряжения народных сил. Могучее движение демократических масс, грозившее Англии революционным взрывом, заставило короля оказать решительное давление на палату лордов и угрозой массового назначения новых пэров вырвать у нее согласие на избирательный билль*(492). И тем не менее широкие демократические массы не получают непосредственной выгоды от избирательной реформы.

Избирательное право приобретается "средними классами" народа.

Число избирателей увеличивается незначительным образом: до 1832 г. на население в 13890000 чел. насчитывалось графских избирателей около 247000, городских - около 188000 чел.; после 1832 г. на население в 24000000 число избирателей в графствах увеличилось до 370000, в городах - до 286000 чел.*(493). И после реформы 1832 г. представительство в Англии сохраняет в значительной степени аристократический характер. Конечно, влияние аристократии, родовой и денежной, ослабляется упразднением гнилых местечек. Но, с другой стороны, те из освободившихся полномочий, которые распределяются между графствами, попадают в руки той же аристократии; и только те полномочия, которые предоставляются большим городам, могут считаться потерянными ею навсегда. Социальное значение реформы 1832 г. заключается в том, что в аристократический блок староанглийского представительства ею вкраплен, в ограниченном размере, буржуазный элемент.

На почве глубокого разочарования в реформе, охватившего демократические классы населения, возникает революционное, социальное и политическое, движение, известное под именем чартизма. Конечная цель этого движения - улучшение материального положения рабочих классов; по словам Карлейля, "хлеба, крова, разумного покровительства в отплату за труд - вот, что по совести означает чартизм". Средством для достижения этой цели является политическая реформа. Знаменитая хартия 1838 г. формулирует демократическую программу чартизма: всеобщее, активное и пассивное избирательное право, равные избирательные округа, закрытая подача голосов, ежегодный созыв парламента, получение членами парламента вознаграждения за свой труд. Осуществления этой программы чартисты добиваются революционным путем; революционный характер их деятельности облегчает правительству решительную над ними победу*(494). Общественная реакция, наступающая после разгрома чартизма, надолго снимает с очереди вопрос о парламентской реформе. Вопрос этот вновь возникает под влиянием континентальных событий 1848 года. Нельзя отрицать, что агитация в пользу второй избирательной реформы - в отличие от агитации, предшествующей первой - не имеет характера массового народного движения; тем не менее воздействие демократических классов на эту реформу является бесспорным*(495). Когда в 1866 и 1867 гг. сначала Гладстон и затем Дизраели предлагают палате проекты реформы, необходимость последней они доказывают тем, что престижу парламента повредило бы, если бы инициатива реформ принадлежала не ему*(496). Реальным фактором, оказавшим воздействие на вождей политических партий, либеральной и консервативной, явилось усиление рабочего класса, рост его политического самосознания, его организованность в форме т. н. трэд-юнионов. По справедливому замечанию Редлиха, реформа 1867 г. доказывает дальновидность господствующих классов Англии: достаточно было политического и культурного подъема рабочего класса, чтобы побудить руководящих политиков Англии, путем предоставления ему избирательного права, предупредить революционное движение*(497).

Сущность избирательной реформы 1867 г. заключается прежде всего в более равномерном распределении избирательных округов: уменьшается число депутатов, избираемых незначительными городами, а увеличивается представительство крупных городских центров; десять городов приобретают впервые право на избрание депутатов: 13 графств разбиваются на отделения, причем каждое из них выбирает особо по 2 депутата. Что касается избирательного права, то в пределах и городских поселений Зак. 1867 г. вводит т. н. ценз домообзаводства (household и lodger-franchise); всякое лицо (occupier, householder), занимающее в течение 12 месяцев жилое здание или даже его часть, если это здание или часть обложены налогом для бедных, является избирателем; лицо (lodger), занимающее помещение,- например, комнату или часть квартиры, не обложенную особо налогом для бедных, только в том случае является избирателем, если это помещение (без мебели) приносит дохода не менее 10 ф.ст. в год. Ценз этот в круг избирателей вводит значительное число городских самостоятельных рабочих, живущих своим хозяйством. Существенно понижается также избирательный ценз в графствах: становятся избирателями, во-первых, собственники и долгосрочные арендаторы, получающие в год не менее 5 ф.ст. дохода с земли, и, во-вторых, лица, владеющие в течение 12 месяцев, на правах краткосрочной аренды, участком земли, приносящим в год не менее 12 ф.ст. дохода. В отличие от городских, сельские рабочие остаются, таким образом, и по Закону 1867 г. лишенными избирательного права. Закон этот - "прыжок в темноту", по выражению лорда Кренборна,- увеличивает в значительной мере число избирателей - в графствах на 300 тыс., в городах на 2600 тыс.; общее число избирателей возрастает с 1300 тыс. до 41/2 мил.*(498). После того как избирательное право предоставляется городским рабочим, предоставление его сельским становится вопросом времени. В министерство Гладстона, в 1884 и 1885 гг., издаются законы, довершающие демократизацию английского избирательного права, Закон 1884 года распространяет так называемый ценз домообзаводства с городов на графства. Закон 1885 г. подвергает радикальному перераспределению избирательные округа. В основу такого перераспределения кладется числовое начало: на каждые 50-54 тыс. жителей приходится один депутат. Поэтому свыше 100 городов утрачивают право самостоятельного избрания представителей; каждое графство разбивается на несколько отделений, особо избирающих по одному депутату (single seat system). Реформа 1884 г. увеличивает число графских избирателей более чем на 2 миллиона; реформа 1885 г. осуществляет фактически один из "шести пунктов" хартии,- равенство избирательных округов. Конечно, и в настоящее время избирательное право в Англии не является всеобщим, но оно немногим уступает ему.